Иван саввич никитин 1824 1861 биография. Краткая биография никитина ивана саввича и интересные факты из его жизни для детей

Иван Никитин, биография которого вызывает искренний интерес у почитателей настоящей глубокой поэзии, - русский самобытный поэт 19 века. Его творчество ярко описывает дух того далекого времени.

Никитин Иван Саввич: биография для детей

Родился Иван Саввич в городе Воронеже 3 октября 1824 года в семье зажиточного мещанина, торговавшего свечами. Грамоте выучился рано благодаря соседу-сапожнику, в детстве много читал и любил находиться на природе, единение с которой чувствовал с самого рождения. В возрасте восьми лет поступил в духовное училище, далее продолжил обучение в семинарии.Внезапное окончание учебы обусловило разорение отца, его пагубная страсть к алкоголю и смерть матери, что вынудило юношу взять на себя заботу о близких. Иван, отчисленный по причине частого отсутствия на занятиях в классе и слабой успеваемости, стал вместо отца работать в свечной лавке, которая потом вместе со свечным заводом была продана за долги, а на эти деньги приобретен полуразвалившийся постоялый двор.

Трудности бытия

Биография Никитина, работавшего на постоялом дворе дворником, описывает его трудную однообразную жизнь. Но несмотря на тяжелые обстоятельства, юноша не опустился духовно, в любую свободную минуту старался читать книги, сочинять стихи, просившиеся наружу из его сердца. Поэтические строки Иван начал писать еще в семинарии, в печать свои творения решился отдать только в 1853 году. Публикация их состоялась в «Воронежских губернских ведомостях», когда молодому человеку было 29 лет. Произведения автора переписывались и передавались из рук в руки, начали печататься в "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения". Поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту, - Никитин Иван Саввич. Краткая биография для детей передает его способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. Иван Никитин, биография которого описывает его истинную в творчестве проявил себя как талантливейший пейзажист.

Любовь к народу - одна из главных тем в творчестве

Краткая биография Ивана Никитина для детей повествует о том, что значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения. Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»). Никитин в полном понимании слова был городской житель, хотя и посещал окрестности Воронежа, но гостил в богатых помещичьих имениях, в настоящей деревне, в крестьянском доме никогда не бывал и не прочувствовал быта обычного человека. Материал для обрисовки условий жизни простых людей Никитин получал от извозчиков, останавливавшихся на его постоялом дворе и приезжавших в Воронеж крестьян. Однако Ивану Саввичу, имевшему некоторую ограниченность в наблюдении народной жизни, именно по этой причине не удалось в полной мере нарисовать всеобъемлющую широкую картину жизни народа, а получилось дать лишь отрывочные сведения.

Иван Никитин: краткая биография поэта-самородка

Увлеченный творчеством Никитина Н. И. Второв (ученый-краевед) ввел его в кружок местной интеллигенции, познакомил с графом Д. Н. Толстым, напечатавшим стихотворения поэта в «Москвитянине» и выпустившим в Петербурге первый его сборник отдельным изданием (1856 год). Иван Никитин, биография для детей которого рассказывает о нарастающей популярности поэта в то время, по-прежнему жил тяжело. Отец беспробудно пил, правда, семейные отношения немного улучшились; обстановка постоялого двора уже не так угнетала молодого человека, вращавшегося в кругу интеллигентных людей, искренне расположенных к нему. К тому же, как описывает биография, Никитина начали одолевать болезни. Летом 1855 года он простудился во время купания, сильно ослабел и долго не вставал с постели. В такие тяжелые минуты на помощь ему пришла вера, побудившая к появлению стихотворений с религиозной тематикой.

Религиозные мотивы в поэзии Никитина

Тема человеческой веры красной нитью проходит через все поэтическое творчество Ивана Никитина: «Новый завет», «Молитва», «Сладость молитвы», «Моление о чаше». Видя святую благодать во всем, Никитин становился самым проникновенным певцом природы («Утро», «Весна в степи», «Встреча зимы») и обогатил русскую поэзию большим числом шедевров пейзажной лирики. На стихи Ивана Никитина написано более шести десятков замечательных песен и романсов. В 1854-1856 годах поэт работал над собственным самообразованием, занимался изучением французского языка и много читал. После отъезда из Воронежа в 1857 году Второва, ставшего ему близким другом, а также после распада второвского кружка поэт с щемящей остротой почувствовал тяжесть семейной и жизненной обстановки, пессимистическое настроение захватило его с большей силой.

Книжный магазин Ивана Никитина

В 1858 году вышла большая поэма Никитина «Кулак», ярко описывающая мещанство, сочувственно воспринятая критиками и имевшая успех у публики. Тираж произведения разошелся меньше чем за год, принеся поэту неплохой доход. Несмотря на болезненное состояние и угнетенное настроение, Никитин продолжал в 1857-1858 годах пристально следить за русской литературой, из зарубежной читал Шекспира, Купера, Гёте, Гюго, Шенье. Также начал изучать немецкий язык, переводя Гейне и Шиллера. В 1857-1858 годах работал в «Отечественных записках», «Русской беседе». Гонорары от публикации стихов, сбережения, накопленные в течение нескольких лет, и заем в 3000 рублей у В. А. Кокорева позволили ему в 1859 году приобрести книжный магазин, ставший любимым местом встреч жителей города, своего рода литературным клубом. Далее - новые надежды и планы, творческий подъем, новый сборник стихов, встреченный несколько прохладно, но жизненные силы были уже на исходе.

Последние годы жизни поэта

Биография Никитина была очень трудной: поэт постоянно болел, особенно остро в 1859 году. Состояние его здоровья постоянно чередовалось, короткое улучшение сменялось продолжительным ухудшением. Во второй половине 1860 года Никитин много работал, из-под его пера вышло произведение «Дневник семинариста», написанное в прозе. В 1861 году посетил Петербург и Москву, принимал участие в местной культурной работе, в формировании общества распространения грамотности в Воронеже, а также в учреждении воскресных школ.

В мае 1861 года поэт сильно простудился, что вызвало обострение туберкулезного процесса. 28 октября 1861 года от чахотки скончался Никитин Иван Саввич. Биография для детей интересна тем фактом, что за короткую жизнь поэтом было написано около двух сотен прекрасных стихотворений, три поэмы и повесть. Ему было 37 лет. Похоронен на Ново-Митрофаньевском кладбище, рядом с Кольцовым.

Вклад Ивана Никитина в русскую литературу

Жизнь и биография Ивана Никитина ярко переданы в его творчестве, где поэт стремится осмыслить свое существование, понимает чувство неудовлетворенности собственного бытия и сильно страдает от несоответствия имеющейся реальности представления; успокоение он находил в природе и религии, примирявших его на время с жизнью. В творчестве Никитина много автобиографического элемента с преобладающими печальными тонами, грустью и скорбью, обусловленными к тому же протекающей затяжной болезнью. Источником такой щемящей грусти были не только личные невзгоды, но и окружающая жизнь с человеческими страданиями, социальными контрастами, постоянным драматизмом. Биография Никитина и сегодня интересна молодому поколению, желающему почувствовать дух ушедшего времени и хотя бы через слово поэта прикоснуться к нему. Сочинения Ивана Саввича выдержали большое число изданий и разошлись в огромном количестве экземпляров.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793-1864). Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).
В 1844 году отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с сыном здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным.
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина).
Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).
Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.
Поэма вызвала одобрительные отзывы критиков.
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник, Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец...…»), подвергшийся в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.
В 2009 году композитор Александр Шарафутдинов записал на стихи Никитина альбом песен «Радость и Кручина».
Скончался И.С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк. Могилу И.С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых - захоронение другого известного поэта А.В.Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».

В истории отечественной словесности есть имена «негромкие», имена писателей и поэтов второго ряда, которые бывают заслонены то шумной «эстрадной поэзией», то модернистами с претензиями на гениальность. Проходит время и расставляет всех по своим местам. Оказывается, что в модерновости было, выражаясь по-есенински, много «изломанных и лживых жестов», а за шумом - ровным счетом ничего стоящего. Зато сила истинного дарования проходит через десятилетия и продолжает ощущаться еще долго. Особенно, когда само дарование художника идет от земли, от почвы, от глубинного осознания своей кровной связи с судьбой всего народа. Так было с нашим современником Николаем Рубцовым, и также, еще раньше, - с Алексеем Кольцовым и Иваном Никитиным. Строки последнего о зиме мы учим еще с начальной школы…

Биография Ивана Никитина(1824 - 1861)

Воронеж… Земля, давшая миру и России двух великих сыновей - Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Впрочем, здесь же отбывал ссылку в 30-е гг. прошлого века поэт О.Мандельштам , оставивший о том красноречивое признание: «Я около Кольцова, Как сокол, закольцован…» Речь - о внешней несвободе. Только и Кольцов с Никитиным едва ли были свободны до конца. Обоих угнетала необходимость заниматься ненавистным торгашеством, ибо иных источников дохода просто не было. Жить в России писателю на гонорары от своих произведений - роскошь, которая выпадает очень немногим избранным.

Никитин до конца своей недолгой жизни оставался сыном времени, века и представителем купеческого сословия. На последнем стоит остановиться особо. Не очень-то в советские годы любили афишировать то обстоятельство, что первое поколение русских купцов вышло из старообрядчества. А там были многодетные семьи, верность традициям, любовь к труду с младых ногтей. И не считали для себя зазорным первые русские купцы и пахать, и сеять, и косить, и водку пить с простолюдинами, ибо помнили всегда, с каких низов поднялись сами. В дальнейшем купцы превращались в буржуа, и связи с прошлым слабели.

Отцом будущего поэта был торговец свечами, разорившийся вследствие склонности к пьянству и буйного нрава. Системного образования Никитин не получил, вынужден был оставить обучение в семинарии и стать хозяином постоялого двора, приносившего пусть небольшой, но постоянный источник дохода. Недостатки образования Никитин пытался восполнять усиленным самообразованием, в чем немало преуспел. Уже ближе к концу жизни, на ссуду, полученную от местного мецената Кокорева, Никитин смог открыть в Воронеже книжную лавку с читальней. Они быстро стали культурным очагом провинции.

Глядя на фотографию Никитина и зная, что он ушел из жизни в классическом, роковом для русского (и не только) поэта возрасте - 37 лет, трудно отделаться от мысли, что он выглядит гораздо старше своих лет. Старила его не только борода, но и перенесенные в детстве лишения, необходимость биться за каждый кусок хлеба. В те времена люди вообще взрослели и старились, видимо, гораздо быстрее, чем сейчас… Чахотка (она же - туберкулез) считалась болезнью неизлечимой. Она и свела Никитина в могилу. Он похоронен рядом с Кольцовым, в чем есть глубокая правда и символизм. Впрочем, об этом - ниже.

Творчество Ивана Никитина

Ранние стихотворения Никитина неизбежно носили подражательный характер и интересны сейчас разве что историкам литературы. В поисках своего голоса он обратился к фольклору и опыту предшественников. А среди них был не только земляк Алексей Кольцов. Жанр «русской песни» в отечественной словесности пытались укоренить еще А.И.Нелединский-Мелецкий и А.Ф.Мерзляков, затем лицейский друг Пушкина Антон Дельвиг. Так что Кольцову уже было, чей опыт учитывать. Далеко не все из стихотворений, имевших заголовок «Русская песня», действительно стали песнями и пошли в народ. У последнего чуткое ухо, оно сразу и безошибочно улавливает малейшую фальшь, отступление от подлинности, безыскусности народного стихосложения.

При жизни Никитину удалось издать два стихотворных сборника. Они вызвали самые разноречивые отклики, что, впрочем, естественно - нашлись те, кто принимал творчество поэта, и те, кто отнесся к нему как к подражательному и даже слабому. Как уже отмечалось выше, в читательское сознание Никитин входит преимущественно как певец родной природы и уже во-вторых, как бытописатель тяжелой крестьянской доли, беспросветной нужды и изнурительного труда.

Природа в восприятии Никитина - неиссякаемый источник поэтического вдохновения, та самая сила, которая способна целить душевные и даже физические раны, примирять с глубоким социальным несовершенством и расслоением. Несомненно, на характер поэзии Никитина повлиял и его собственный характер. В отличие от куда более эмоционального Кольцова, Никитин был, если воспользоваться выражением философа И.Канта, «вещью в себе». Скупые выразительные средства, минимум метафор и прочих словесных «украшений», внешняя простота и даже безыскусность. Но они-то и воздействуют сильнее всего! Ибо за этой внешней сдержанностью нетрудно прозреть натуру страстную, мятежную, ищущую, неуспокоенную.

Мало кто из поэтов сравнится с Никитиным по какой-то физиологической точности описаний, по натуралистичности ощущений, как, например, в хрестоматийных строках стихотворения «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака…» И какой воистину космический, вселенский размах в первом самобытном никитинском стихотворении «Русь», где и «шатер голубых небес», и «даль степей», и «цепи гор». Никитин неизменно шел к осознанию и постижению России через Воронеж, свою «малую Родину», пределы которого покидал лишь однажды, ради поездки в столицы.

  • Когда при Советской власти Митрофаньевское кладбище в Воронеже было срыто и ликвидировано, удалось отстоять лишь захоронения Кольцова и Никитина - своего рода провинциальные «Литераторские мостки».
  • На стихи Никитина написано немало песен, оторвавшихся от имени автора. До сего дня они воспринимаются как русские народные - настолько автору удалось проникнуться народным духом. Самая известная вещь этого рода - «С ярмарки ехал ухарь-купец…»

Иван Саввич Никитин был известным русским поэтом. Он появился на свет 21 сентября 1824 года в Воронеже. Его отец торговал свечами и до поры до времени был, довольно, зажиточным человеком. В 1839 году в возрасте 15 лет Ваня Никитин поступил в духовную семинарию, где проучился 4 года. Пока он находился в семинарии, дела отца несколько пошатнулись, что стало причинно пристрастия отца к «беленькой», вследствие чего начались побои матери. Кстати, мать Никитина попала под дурное влияние мужа, и так же как и он начала злоупотреблять алкоголем, что не могло не сказаться на учебе Ивана. Из-за того, что атмосфера в доме была крайне напряженной, Никитин начал много часто пропускать занятия, за что и был отчислен с формулировкой «малоуспешности».

Но кое-чему семинария все же смогла научить Никитина. Не столько из-за учебных занятий, сколько из-за своей открывшейся страсти к чтению, Никитин посещал это учебное заведение. Он горячо увлекся Белинским, и одухотворенный его произведениями покинул семинарию. Дальше биография Никитина складывается не совсем просто. «Вольная жизнь» оказалась суровой и жестокой, и вынудила Никитина начинать приучать в себя к непростым реалиям. Окунувшись в мир, полный забот, хлопот и необходимости зарабатывать деньги, он начал работать в лавке отца. Отец его все продолжал выпивать и, спустя какое-то время продал и свечной завод, и лавку. На те немногие деньги, которые он сумел выручить за продажу свечной лавки, отец Никитина принял решение открыть постоялый двор, куда устроил сына, чтобы он работал там в качестве дворника. Несмотря на тяжелые условия, которые его окружали, Никитин старался держаться и не падать духом, не опускаться до уровня некоторых людей, которые его окружали, даже несмотря на то, что сделать это было, довольно, сложно.

В 1953 году Никитин послал свои стихотворения в известные в то время «Воронежские губернские ведомости». Стихотворение «Русь» было настолько патриотическим, что принесло поэту известность в Воронеже. Редакторы «Ведомостей» Н.И Второв и К.О Александров-Дольник, заинтересовались Никитиным и даже приняли решение о том, чтобы представить его некоему кружку интеллигенции, который существовал в то время.

Постепенно, начиная где-то с 1854 года, стихотворения Никитина стали печататься в «Москвитянине», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках». Вроде бы, все стало потихоньку налаживаться, дружеское отношение авторов и редакторов к Никитину подействовали на него ободряюще, апатия и уныние стали постепенно пропадать, Никитин в то время активно писал. Все, чего он сумел добиться за такой небольшой промежуток времени, а именно - успех на писательском поприще, теплые и дружеские отношения Никитина с коллегами, доброжелательность Второва и членов его кружка возымели свое действия - Никитин перестал замыкаться в себе и больше не был отчужденным и постоянно подавленным. Но высокий жизненный тонус Никитина и его хорошее настроение омрачала одна вещь - проблемы со здоровьем.

В 1856 году, вышел в свет сборник стихотворений Никитина, который вызвал крайне холодное отношение критиков, а именно, Чернышевского, который очень резко и в неприятных тонах высказал свое мнение о сборнике в «Современнике».

Помимо писательской деятельности, Никитин не забывал о своей работе и продолжал смотреть за постоялым двором отца. Несмотря на то, что отец Никитина так и не оставил своей пагубной привычки выпивать, отношения между ними улучшились - видимо, сказался тот факт, что Никитин больше так не расстраивался из-за проблем в семье, как раньше. Причиной этому стало то, что он вращался в писательских кругах, и у него фактически не оставалось времени на переживания, да и было у него любимое занятие, которому он посвящал все свое свободное время. В период с 1854 по 1856 гг. Никитин много времени посвящал самообразованию, увлеченно читал, занимался и даже принял решение начать изучать французский язык.

1857 год стал для Никитина непростым, можно даже сказать, тяжелым. Дело в том, что в это время, его самый близкий друг и соратник, Второв, уехал в другую страну, оставив его практически одного. Это событие стало причиной того, что Никитин вновь стал ощущать упаднические настроения, и как будто, заново ощущал свои семейные проблемы и невзгоды. Это не могло не сказаться на отношении к самому себе, как к поэту; он начинает сомневаться в себе, в своем творческом даровании, в писательском таланте.

1858 год стал годом, когда входит в свет поэма Никитина под названием «Кулак», к которой критика, как ни странно, отнеслась положительно и тепло. Сам Добролюбов выказал свое положительное отношение к поэме. Помимо отзывов критиков, поэма разошлась крупным тиражом и стала приносить Никитину стабильный неплохой доход. В эти годы, Никитин снова решает, что пора заняться самообразованием, и в этот период особо активно изучает произведения Шиллера, Гюго, Гёте, Шенье и др., начал изучать немецкий язык, чтобы потом переводить Гейне и Шиллера на русский. Вообще, 1857-1858 годы для Никитина стали периодом, когда поэт активно печатался в таких изданиях, как «Отечественные записки», «Русская беседа», и другие. Ему в то время очень сильно помог В.А. Кокарев, который одолжил взаймы Никитину около 3000 рублей (по тем временам это были очень приличные деньги). На эту сумму Никитин принимает решение открыть собственный магазин, и в 1859 году осуществляет свою мечту, открыв сразу - и магазин и библиотеку, в которую можно было приходить и читать книги.

В том же 1859 году Никитин издает сборник стихотворений, который к большому сожалению самого автора не пользовался такой же большой популярностью как предыдущая его работа, да и критики отнеслись к этим стихам довольно прохладно. Это не могло отрицательно не сказаться на его самочувствии, и следующие полтора года Никитин боролся то с приступами слабости, то наоборот замечал, что уровень его жизненного тонуса подскакивает вверх.

На следующий год, в 1861 году, Никитин решил отправиться в Москву и Петроград на отдых. Вернувшись оттуда, всю оставшуюся часть года он пребывает в приподнятом настроении и даже пишет довольно объемное произведение под названием «Дневник семинариста», которое позже было издано в уже известном к тому времени журнале «Воронежские беседы». Но и эти его старания остались неоцененными, и снова волна сочувственных отзывов нахлынула на Никитина с новой силой.

К концу того же года Никитин почувствовал себя хуже, а затем его здоровье вдруг улучшилось. Никитин собрался с духом и продолжил свою деятельность в литературном кружке, который образовался вокруг некоего М.Ф. Де-Пуле. А также Никитин продолжает работать над открытием воскресных школ и над проблемой общего повышения грамотности учащихся.

В мае 1861 года Никитин подхватил сильную простуду, которая впоследствии привела к такому тяжелому заболеванию, как туберкулез, который и стал финальным аккордом в его жизни. Пока Никитин лечил это заболевание, он очень плохо себя чувствовал, еле передвигался и не имел ни моральных, ни физических сил, чтобы заставить себя что-то сделать. А вот его отец, к примеру, остался совершенно слеп и глух к болезни сына, и продолжал злоупотреблять алкоголем, как и раньше.

Самые первые работы этого автора датируются 1849 годом. Рассматривая творчество Никитина в целом, можно сделать однозначный вывод о том, что пережитые им страдания, душевная тоска, грусть и ощущение некоторой безысходности, так или иначе, наложили свой отпечаток на все его творчество. Возможно, все дело было в том, что еще с молодости, он любил уходить сам в себя и оставаться равнодушным к тому, что происходило вне его сознания. Никитин честно старался абстрагироваться от тоски и грусти, которые стали постоянными компонентами в его жизни, и даже писал произведения о вещах, которых ему не приходилось видеть ни разу в жизни. Так, к примеру, некоторые его стихотворения были посвящены морю, такому глубокому, синему и безграничному, а ведь он его никогда не видел.

Вся поэзия Никитина насквозь пропитана желанием поэта осмыслить и осознать жизнь, попытаться хоть немного изменить ее, даже если эта задача, в конце концов, оказывалась ему не по силам. Его мечты не соответствовали реальности, а стремление закрывать на очевидные вещи глаза, просто убивало его. Но, все же сумев хоть немного перебороть себя и наклонность творчества, Никитин в 1849-1853 годы, как мог, старался не замыкаться на собственных переживаниях, пытался заинтересоваться окружающими его вещами, и в итоге, свет увидели некоторые из его общественных мотивов, под названием «Тишина ночи», «Оставь печальный твой рассказ», «Певцу», «Мщение» и «Нужда».

В те годы, Никитин был еще слишком молод, чтобы иметь собственную, устоявшуюся точку зрения на множество проблем, а потому, произведения тех лет, немного отдают казенным патриотизмом («Русь»), лишь только, спустя некоторое время, он начинает видеть зло и несправедливость в окружающей его действительности. Он начинает выказывать первые свои протестующие ноты, призывает людей бороться со злом и злыми деяниями, а также с корыстными мотивами, которыми, по его мнению, обладали слишком многие из его окружения («Оставь печальный твой рассказ», «Певцу» и т.д.).

В период с 1849 по 1853 годы Никитин зачитывался произведениями других авторов, пытаясь найти в них ответы, на возможно неразрешенные вопросы. Самое сильное влияние в тот момент на Никитина оказывал Кольцов, особенно, касалось это формы его писательской деятельности («Весна на степи», «Русь», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Наследство», «Песня» и многие другие.) Никитин настолько проникся стилем Кольцова, что большинство его произведений того времени по манере изложения было крайне сложно отличить от трудов самого Кольцова.

Кроме Кольцова большое влияние на Никитина в период с 1849-1853 гг. оказывают работы М. Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и прочих известных поэтов того времени. Постепенное осмысление жизненных реалий и некоторых загадок человеческой души, а также человеческого сознания, во многом определили направленность работ Никитина того времени. В них слишком много риторической темы, некой искусственности («Дума», «Кладбище», «Развалина»).

1853 г. не является окончательным в такого рода произведениях, периоды жизни Никитина и после 1853 года будут отличаться воздействием лишних переживаний и сложных выводов и раздумий. Но, помимо этого, в его произведениях начинают все активнее звучать нотки этнических элементов и народного колорита («Новая борьба», «Донцам», «На взятие Карса» и др.). А вот его такие произведения, как «Моление о Чаше», «Сладость молитвы», наоборот, пропитаны религиозными мотивами.

В большинстве ранних произведений Никитина отчетливо чувствуется влияние М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина («Кулак», «Новая борьба», «не широк мой двор», «Измена», «Уж как был молодец» и «Бобыль»), но, вместе с тем, нельзя не отметить, что также более активным становится и желание Никитина найти все-таки свою собственную стезю, и как можно меньше поддаваться влиянию других авторов. Несмотря на такое желание Никитина, все же в его произведениях, которые относятся к периоду с 1854 по 1856 год, угадывается воздействие, которое оказывал на него Второв и члены его литературного кружка (как вы помните, Никитин был активным участником данной организации). И лишь к 1857 году можно отнести тот факт, когда его в литературных кругах начинают воспринимать, как самостоятельную творческую единицу, а не как копирку творчества многих авторов, которые были известны задолго до него самого.

После 1857 года произведения этого автора являют собой самое прямое и непосредственное отражение его душевных переживаний, проблем, забот и размышлений, которые, к сожалению, оказывались не всегда такими красочными и яркими. Время шло к 60-м годам, и вместе с тем, как поэт совершенствовался и развивался сам Никитин, который к этому времени научился философски подходить к проблемам окружавшей го действительности. И, даже, невзирая на то, что Никитин не сумел, как он полагал, в полной мере, раскрыть свой талант, его стихи 1860 года отличаются уже гораздо большей самостоятельностью мышления и логически построенных выводов. Как только, он показал литературному миру, что и сам чего-то стоит, смерть внезапно нарушила все его планы и намерения. Так и не сумел Никитин полностью показать, на что способен и как он может еще писать.

Одной из самых сильных направленностей его творчества является этнографическая сторона его работ. Он сумел очень точно в своих произведениях передать народные традиции, обычаи и обряды, сумел подчеркнуть именно те достоинства жизни и быта простого народа, которые наиболее полно и точно раскрывают и обрисовывают картину народной жизни. Его искренняя привязанность к простому человеку, любовь к русской природе, сочувствие нелегкой доле, которая выпала многим крестьянам в то время, а также страстное и всепоглощающее желание хотя бы немного облегчить мучения и труд родного народа,- все это вкупе и дало свой результат, который отразился на его произведениях.

Еще одной уникальной способностью Никитина было умение объективно раскрывать и показывать стороны народной жизни. Несмотря на то, что он всем сердцем и всей душой любил свой народ и свою страну, он никогда не стремился целиком и полностью идеализировать его. Описывая в своих работах, как положительные, так и отрицательные черты народного характера, он пытался дать максимально беспристрастно подойти к этому вопросу, а, следовательно, и презирал все отрицательные черты, такие как деспотизм, грубость, пьянство и другие. Все эти отрицательные характеристики русского характера он высмеивал в своих произведениях «Упрямый отец», «Дележ», «Порча» и другие.

Но все же, несмотря на свою привязанность к сельским жителям, Никитина можно отнести к любителям городской жизни. Он хоть и наведывался изредка в окрестные села Воронежа, но преимущественно, предпочитал оставаться в городе.

Также, большое значение для Никитина, с точки зрения писательского таланта, оказал Некрасов, который в то время уже пользовался довольно большой известностью. Творчество Некрасова, в некотором смысле, определило направленность развития поэзии Никитина, так как, некрасовская сатира, ирония и поразительное чувство юмора, открывали в самом авторе новые грани и стороны. Но, как очевидно, вся жизнь Никитина состояла из резких контрастов, так, к примеру, в 1860 году он написал стихотворение, посвященное Некрасову, в котором в довольно резкой форме высказался о творчестве писателя и о его натуре, в целом.

Но, подводя итого всему вышесказанному, можно сделать один главный вывод - все творчество Ивана Никитина всегда, в той или иной мере, отражало его переживания и сомнения, постоянно мечущееся настроение передергивало направленность его произведений в сторону оптимизма и искренней веры и надежды на светлое будущее. Хотя буквально на следующий день Никитин уже писал стихи, полные горечи, пессимизма и ноток горькой иронии.

Все творчество Никитина имеет в себе большую долю автобиографичности, некоторые события, которые имели место быть в его жизни, навсегда оставили глубокий отпечаток в его многочисленных работах. Особенно, в то время, когда болезнь сковала Никитина, все его стихотворения (уже последние стихотворения) были насквозь пронизаны грустью и мрачными размышлениями и тяжкими думами. Главным источником негатива, который нашел свое точное отражение в его произведениях, было не только личное горе и постоянный стресс, в котором он пребывал, пока жил с пьянствующими родителями, но также и суровая социальная действительность, которая всегда мучила Никитина своей несправедливостью, и порой, жестокостью.

Никитин не являлся великим поэтом своего времени, но все что он делал, он делал с душой, с сердцем с искренним и честным отношением к себе, к работе и к людям. Именно поэтому его произведения (особенно некоторые из них) являются, поистине, апогеем гуманизма и человеколюбия- тех качеств, которые уже в то время являлись большой редкостью!

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Никитина Ивана Саввича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (9 октября н.с.) 1824 года в Воронеже в зажиточной мещанской семье.

И. Никитин учился в Воронежском духовном училище (1833-1849 ) и духовной семинарии (1839-1843 ), но не окончил ее. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой крутой характер. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мать Никитина. В доме создалась крайне тяжелая атмосфера, и Никитин совсем забросил занятия. В 1843 г. он был уволен "по малоуспешности, по причине нехождения в класс". Но, обращая мало внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось тотчас же после выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить еще более. Его дом, свечной завод и лавка были проданы. На вырученные деньги отец Никитина завел постоялый двор. Разорение отца и тяжелое семейные обстоятельства вынудили И. Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 году И. Никитин открыл книжный магазин, ставший важным центром литературно-общественной жизни Воронежа.

Печататься Иван Никитин начал в 1853 году . В начале литературного пути Никитина в нем принял участие кружок воронежских интеллигентов во главе с Н.И. Второвым. Первые стихи И. Никитина проникнуты религиозными и идиллическими мотивами. С 1854 г . стихотворения Никитина стали появляться в «Москвитянине», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения».

С начала 50-х годов в его творчестве все более проявляется стремление к реализму. Стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи» (1854 ) и др. посвящены горестной судьбе городского труженика, деревенского бедняка, крестьянки. В стихотворении «Мщение» (1853 ) он говорит о расправе крестьянина с жестоким и развратным барином-крепостником. Чувством любви к родине исполнены ранние стихи поэта («Русь», 1851 ; «Встреча зимы», 1854 ).

Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и после 1853 г . содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854-56 годы несколько улучшились; обстановка постоялого двора теперь уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу искренне расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854-56 годы Никитин серьезно работал над своим самообразованием, много читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г . из Воронежа Второва, который стал самым близким другом Никитина, и после распадения Второвского кружка поэт с чрезвычайной остротой почувствовал вновь тяжесть жизненной и семейной обстановки, пессимистическое настроение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании.

Решающую роль в формировании эстетических взглядов И. Никитина и его реалистического метода сыграл общественный подъем 60-х годов. Суровый отзыв Н.Г. Чернышевского о первом сборнике стихотворений (1856 ), в котором критик осудил поэта за подражательство, способствовал идейно-творческому росту И. Никитина. В 1857 году была закончена поэма «Кулак», в которой глубоко раскрыта власть нужды, тяжесть семейно-бытовых отношений, трагизм бесправия женщины. Следую демократическим принципам критического реализма, Никитин ввел в поэзию новое лицо из мещанской среды – духовно обедненного, изуродованного общественным устройством мелкого торгаша-перекупщика, кулака. Н.А. Добролюбов оценил поэму «Кулак» как оригинальное произведение.

Весь 1859 г . поэт проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. С начала 1860 г. его здоровье стало поправляться, настроение сделалось более жизнерадостным, литературная производительность поднялась, интерес к общественной жизни снова повысился. Летом 1860 г. поэт побывал в Москве и Петрограде. Книжная торговля Никитина шла довольно успешно. Во второй половине 1860 г . Никитин чувствовал себя хорошо, много работал.

Поэт рисовал в своих стихах правдивые картины беспросветной жизни крестьянина, нищего пахаря: «Ночлег в деревне» (1857-1858 ), «Пахарь» (1856 ), «Нищий» (1857 ), «Пряха» (1858 ), «Соха» (1857 ), «На пепелище», «Поминки» (1860 ) и др. Страдания городской бедноты описаны в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь» (1860 ). В некоторых произведениях выражен прямой социальный протест: «Староста» (1856 ), поэма «Тарас» (1860 ) и др. Резкая оценка общественного строя дается в стихотворениях «Опять знакомые виденья…» (1858 ), «Хозяин» (1861 ). Революционно звучали стихи «Постыдно гибнет наше время!..», «Тяжкий крест несем мы, братья…», «Падет презренное тиранство…», широко распространенные в нелегальных списках и впервые напечатанные лишь в 1906 году. Никитин писал о крепостнической Руси как о царстве «взяток и мундира», «скорби и цепей».

В историю русской прозы И. Никитин вошел как автор «Дневника семинариста» (1860 ), где вопросы воспитания тесно связываются с вопросами формирования нового человека.

Иван Никитин – мастер русского поэтического пейзажа. С проникновенным лиризмом он воспроизвел картины родной земли с ее неповторимыми красками.

В мае 1861 г. Никитин сильно простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный процесс, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни поэт испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был отец, продолжавший, несмотря на тяжелую болезнь сына, вести прежний образ жизни. Скончался Иван Саввич Никитин 16 октября 1861 г .

Многолетние