Каким предстает образ родного дома в лирике С.А. Есенина? (ЕГЭ по литературе)


Образу родного дома отведена значительная роль в лирике С.А. Есенина. Будучи родом из деревни, поэт питал особую любовь к своему дому, крестьянской избе, в которой он родился. В своих стихотворениях поэт часто ностальгирует по своему отчему дому, изображая его как некий идеальный уголок. Часто встречаются сказочные и мифологические мотивы, а также и религиозные.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Так, в стихотворении "Письмо

матери" поэт противопоставляет тихую, спокойную жизнь в родном доме своей хулиганской жизни в городе. Родной дом предстает в образе некого "райского уголка", где можно спрятаться от "тоски мятежной". Это чувство усиливает описание "несказанного света" над избушкой. Использование автором уменьшительно-ласкательных слов подтверждает искреннюю его любовь к своей скромной родной избушке.

Любовь к родной крестьянской деревне отражена и в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная", в котором поэт сталкивает два мира - крестьянский бытовой и религиозный, придавая особую образность деревенским избам: "Хаты - в ризах образа". Родной дом способен заменить поэту рай: "Я скажу: "Не надо рая, // Дайте родину мою". Поэт создает уникальный образ родного дома, сочетающего в себе бытовые и религиозные мотивы.

Центральное место в лирике А.С. Есенина о родном доме занимает стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями". Как и в предыдущих стихотворениях дом здесь предстает в образе идиллического мира, который невозможно не полюбить: "Как бы я и хотел любить // Все равно не могу научиться". Поэт снова говорит о том, что родной дом дорог ему воспоминаниями о счастливом детстве, которые навсегда врезались ему в память.

Таким образом, мы видим, что родной дом в лирике С.А. Есенина изображается как спокойное, тихое место, необычайно дорогое сердцу автору, хранящее воспоминание о самой счастливой поре его жизни.

Обновлено: 2018-03-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Как часто люди, говоря слово “дом”, не отделяют его от восприятия родного села, малой Родины. Приезжают в родительский дом, покинувшие его дочери и сыновья, чтобы отдохнуть здесь измученной душой. Так было и с великим поэтом С. А. Есениным.

Родина Есенина – это бабы с мужиками, работающие на токах, “малиновое поле”, “духовитые дубравы”, “берёзовые чащи”, “алые зори”, “желтая крапива”, “старая мельница – кормилица”, и, конечно, дом поэта, который был для Есенина опорой и поддержкой в жизни. В одном из стихотворений

автор говорит: “Все мы бездомники, много ли нужно нам.”. Оказывается, немного: чтобы был где-то отчий дом, “старушка-мать”, “родительский ужин” и “тепло семьи”. В трудные минуты испытаний поэту достаточно было “глаза закрыть”, чтобы увидеть родительский дом, “родную околицу, через метель огонёк у окна”.

По крупицам из множества стихотворений поэта можно собрать и представить, каким он был, родной дом Есенина. Несомненно, это “низкий дом с голубыми ставнями”, рядом “сухой плетень”, чуть подальше “старый клён на одной ноге”. А отворишь дверь в хату и увидишь скромное

крестьянское жильё. В углу икона Божьей матери с расшитым “красными нитями” полотенцем; чуть поодаль – люлька, с лежащим в ней “ребятёнком” и печь!

Какая русская изба могла обойтись без огромной, чисто выбеленной печи, которая “как-то дико и странно завывала в дождливую ночь”.Что значила русская печь для человека той эпохи? Это и возможность согреться в морозные дни, и “выгнать хворь, изрядно пропотев”. А что могло быть ароматнее и вкуснее пирогов с чуть подгоревшей корочкой, которые с любовью готовила мать-старушка! Сколько сказок было рассказано, сколько песен спето на горячей лежанке! Не случайно, находясь в разлуке с родимым домом, Есенин просит свою сестру Шуру:

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Ты мне пой. Ведь моя отрада –

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья рябин.

“Калитка осеннего сада”, “листья рябин” – это тоже родина Есенина. Дом, сад, “старый кот”, “беспокойные квохчущие куры”, “кудлатые щенки”, “дряхлая корова” и даже запах “парного молока” в избе – все это так близко, дорого сердцу поэта. Не нужна Есенину другая сторона:

Ах, и я эти страны знаю –

Сам немалый прошел там путь,

Только ближе к родному краю

Мне б хотелось теперь повернуть.

Но угасла та нежная дрема,

Все истлело в дыму голубом.

Мир тебе – полевая солома!

Мир тебе – деревянный дом!


Другие работы по этой теме:

  1. Есенин охарактеризовал творческий путь, который был им пройден, коротко – для него основным всегда было чувство Родины. Первым делом именно Родина являлась родным домом для...
  2. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить… С. Есенин. Из цикла “Любовь хулигана” Традиционно...
  3. Ой ты Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу… С. Есенин Сергей Есенин – великий русский поэт. Главная и определяющая черта его...
  4. Цель: Дать детям представление об укладе и традициях жизни крестьян, устройстве русской избы. Учащиеся должны знать, что в старину сказки передавались из уст в уста,...
  5. Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического...
  6. Тема Родины – одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из...
  7. Когда человек рождается, то все вокруг него наполнено любовью, он не знает чувства ненависти и обиды. Любовь – первая и основополагающая эмоция и чувство. Но...

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

План урока литературы в 11 классе

Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).

Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость.Учить анализировать лирическое произведение.Воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы.Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Оборудование: акварельный рисунок-коллаж по теме урока; фотографии дома Есенина в Константинове и матери Есенина, Татьяны Федоровны; тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции оркестра народных инструментов; репродукция с картины К.Петрова-Водкина «Мать».

Ход урока.

1.Вступление.

Вы заканчиваете изучение школьного курса литературы, и совсем скоро вам предстоит писать экзаменационное сочинение. Из девяти тем, предложенных в этом году, одна (по ХХ веку) будет так называемая «сквозная», т.е. традиционная. Речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках смысла жизни, темы родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т.д. Сегодня я предлагаю поразмышлять над темой Дома, которая особенно тревожно звучит у каждого писателя и поэта ХХ века. Мы рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике С. Есенина и каким идейным содержанием он наполняется.Я намеренно выбрала Есенина, самые известные его стихи. Не так давно мне довелось общаться с вашей ровесницей, чебоксарской школьницей. Девочка умная, любит литературу, собирается на филфак. И вот в беседе она спросила, кто у меня любимый поэт.- …Трудно назвать одного…- А я обожаю Маяковского!- У Маяковского много замечательных стихов. Но, согласись, он особенный поэт, очень громкий. А как тебе Есенин?- Есенин… - разочарованно протянула она. – Это ж такой примитив.Вот такой суровый приговор. Примитивный – это поверхностный, неглубокий, сиюминутный. Может быть, не примитивный, а простой? А это разные вещи. Пушкин велик в своей изысканной простоте. Да и каждый хороший поэт в зрелости пишет проще. Так давайте разберемся, что скрывается за простотой Есенина, примитив или мудрость.В ходе обсуждения проблемы мы обратимся к анализу стихотворений, а это вам тоже необходимо, так как две темы на экзамене будут связаны с интерпретацией лирических произведений.Но если вы не только поймете тему урока, но и испытаете минуты особого волнения, если стихи заденут вас за живое, а кто-то, может быть, заново откроет для себя Есенина – значит, наш урок состоялся.

2.Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» (1914г.)

Язык музыки поможет нам в восприятии поэзии.На фоне музыки (оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение. После чтения беседуем:- Каким настроением проникнуто стихотворение?Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.- Каким размером написано стихотворение?(Скандируем, показываю схему).Действительно, поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.

Кем чувствует себя лирический герой?

Захожим богомольцем.

Но странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А чему поклоняется лирический герой?Полям, тополям, хатам.- В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа». Что такое образа? (иконы) А риза? (золоченое обрамление, оклад иконы).

С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты – образа»?

«Только синь сосет глаза». Давайте вслушаемся в строчку. (читаю, выделяя согласные звуки). Что вы заметили в звучании строки? Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт. А для чего? Какое ощущение рождается?Слепящей, разъедающей глаза синий. Вам знакомо ощущение пронзительной сини просторов, когда невольно жмуришься?- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это и в самом деле воплощение любви.

Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство

стихотворения?

Девичий смех, пляска на лугу.

Звуки мажорные.

И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны?Запах яблок и меда связаны со Спасом.- А почему в церквах на Спас пахнет не ладаном, а яблоками и медом?Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким». Поэт уважал народные обычаи, и когда советская власть будет безжалостно уничтожать церкви, духовность, Есенин будет это болезненно переживать.Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте.

Подведем итоги анализа. Я начну фразу, а вы закончите.

Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение… (Родины, природы, исторических традиций народа).

3.Слово учителя с обращением к рисунку-коллажу.

Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения в другое.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины…

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?..

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь…

Слышите, как вкрадываются в стихи нотки грусти? А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов».Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, жестокая система подавления. Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:

Но отчего-то все-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни:

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

… Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году (А что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.

4.Читаю стихотворение «Письмо матери». Музыка вступает вместе с темой дома.

Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?

Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной.Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Между прочим, ни одной из многочисленных возлюбленных он не посвятил стихов такой лирической силы.

Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения.

Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет). Низкий стиль передает пошлость, грязь обыденной жизни. Чем отвратительнее сцены этой жизни (пьяная драка), тем более высоким смыслом наполняется художественный образ, которым поэт начинает и заканчивает стихотворение.

Дважды прибегает Есенин к высокому стилю. Вы уже отыскали это выражение? Конечно, это образ «вечернего несказанного света».- Что значит «несказанный»?Неизреченный, какой невозможно высказать словами.

А вечерний свет – каким вы его зрительно представляете?Синий, звездный, лунный – исходящий от неба, небесных светил. Местоимение «тот» также указывает на высшее происхождение этого света. (не от мира сего).Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель).- Мне показалось, что стихотворение и картина К.Петрова-Водкина, современника Есенина, очень созвучны. Не правда ли? Найдите сходство.И поэт, и художник воспевают материнскую любовь.Обе женщины связаны с избой. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.

Обратите внимание на киот – место для икон. Киот разорен. И у Есенина:

И молиться не учи, не надо…

Но богородица не покинула дом; у художника, как и у поэта, она обрела облик женщины-матери, разница только в том, что на картине – молодая мать.Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде.- Вернемся же к стихотворению. Закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение… (святой материнской любви).

5.Стихотворение «Отговорила роща золотая»

И последнее стихотворение сегодня прозвучит на уроке, также ставшее песней, - «Отговорила роща золотая». Но песню мы не будем слушать, хотя Г. Пономоренко красивую мелодию сочинил. Постараемся услышать сами стихи и, может быть, поймем их иначе. (Читаю наизусть стихотворение).- Много раз слышали вы эти строки. А о чем стихотворение?Не пейзажная зарисовка, а философское осмысление быстротечности жизни.

Посмотрите на дату создания стихотворения.

Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение. - Кем чувствует себя поэт?Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень».И вот когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая и березовым, веселым языком».Открывается смысл последних строк:

…Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сметет их все в один ненужный ком,

(Что сметет? Стихи, конечно. А ведь были десятилетия, когда Есенина запрещали, считали упадническим поэтом).

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.

Если в первой строфе логическое ударение падало на «отговорила», то в последней строфе выделено «милым языком».- Поэт хотел, чтобы мы его язык назвали милым. Можете вы его стихи назвать «милыми»?Конечно, они учат любви ко всему живому.Ребята, а ведь финал-то в стихотворении Есенина пушкинский. Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А у Есенина:

…Скажите так, что роща золотая

отговорила милым языком.

Итак, стихотворение философское. А каким смыслом наполняется образ

дома в этом стихотворении?Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом… Дом - весь мир, земная жизнь, вечная природа. «Не обгорят рябиновые кисти», и трава зазеленеет, и журавли вернутся. Природа вселяет оптимизм в поэта.- Каким размером написано стихотворение? (Скандируем, показываю ритмический рисунок).В прощальном стихотворении грусть светлая, торжественная, и эта интонация подчеркивается пятистопным ямбом.Поэт уходит, а Дом остается. Какой же Дом завещает нам Есенин? Сделаем обобщение по всему уроку.

После ответов детей обращаемся к доске, открываем запись, сверяем выводы учеников с тем тезисом, к которому они должны были прийти.

Запись на доске:

Дом в лирике С. Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель.

6.Обобщение учителя.

Такова концепция Дома у С. Есенина, согласитесь, очень глубокая, ёмкая. Она гармонично вписывается в традиционное гуманистическое освещение этой темы в русской литературе.

На следующих уроках можно провести семинар «Тема Дома в прозе ХХ века», учащиеся самостоятельно подготовят доклады, освещающие указанную тему в романе Е. Замятина «Мы», повести А. Платонова «Котлован», романах М. Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Урок литературы в старших классах

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

«ГДЕ ТЫ, ГДЕ ТЫ, ОТЧИЙ ДОМ?» ОБРАЗ ИЗБЫ / ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.

Аннотация. В статье рассматриваются образы избы /дома в лирике С.Есенина на различных этапах его творчества.

Первоначально изба (хата) в поэзии Есенина имеет конкретное значение и обозначает крестьянское жилище и главные атрибуты
крестьянской жизни. Так, в стихотворении «В хате» Есенин подробно останавливается на отдельных локусах избы (хаты). Но это не
статичные картины и зарисовки. Изба Есенина наделена своими запахами (чахнет рыхлыми драчёнами, квасом), звуками (шорох
тараканов, кудахтанье кур), в ней разворачивается своя жизнь. Всё это позволяет поэту представить избу объёмно и целостно.

Читатель словно сам находится в избе, видит её изнутри в реальном времени:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Юный поэт сумел опоэтизировать прозу крестьянской жизни. Под его пером обыденные картины, которые приобретают высокое поэтическое содержание и, главное, передают поэзию тысячелетней крестьянской культуры.

В мире Есенина эта поэтическая модель «избяного космоса» не получила достаточного развития, хотя в своём раннем творчестве он ещё неоднократно будет воспевать русскую избу или хату как главный символ крестьянской жизни, своей родины, «голубой Руси», как, например,

в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная … ».

В нём не только воссоздан образ крестьянского рая, но и сами избы (хаты) предстают в виде икон в окладах (ризах):

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа …
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Но уже примерно к 1917 году ключевой образ избы в лирике Есенина расширяется, перерастая в дом-избу, дом-семью, дом-Храм, дом-Россию. Происходит смена лексемы «изба» на лексему «дом». Если изба определяет хронотоп крестьянской жизни, то дом означает отцовский дом, семью, малую родину, Россию. Это и конкретный константиновский дом, и родная деревня, семейный и интимный мир человека:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?

Родной дом крепко держит человека на земле, помогает выстоять среди жизненных невзгод. О таком доме хорошо сказал Ф.Абрамов в романе с одноимённым названием: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет»

Есенинский образ Дома вбирает в себя и мифопоэтические представления русского народа, и сакральное, символическое значение дома, характерное для русской национальной литературной традиции. В современных исследованиях выделяется множество значений семантики дома, которые также свойственны и для лирики Есенина. Дом — это и жильё, здание, место, где человека ждут, любят, где складываются
определённые отношения с другими людьми, где есть семья, определённый уклад жизни, связь поколений, где можно укрыться, уединиться, место, которое человек ощущает как собственное «я». Но дом также и духовный дом, Храм, место, где начинается Родина.

Сквозным мотивом его лирики является мотив расставания и встречи с родным домом. Но при этом расставание с родимым домом для поэта одновременно и прощание с «голубой Русью». Этот «низкий дом с голубыми ставнями» — символ родины, он неотделим от природного мира. Поэтому грусть матери, от которой уезжает сын, передаётся самой природе:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Родимый дом всегда присутствует в сознании, в сердце поэта, и встречи с ним, реальные и воображаемые, поддерживают в самые трудные минуты жизни, воскрешают нежные чувства и воспоминания:

Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.

Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Есенинская тема покинутого и вновь обретённого дома, ухода и возвращения, включает в себя и мотив блудного сына, который
особенно пронзительно звучит в лирике и лирическом эпосе 1920-х годов:

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,
Старый хозяин своей избы.

Образ дома в лирике Есенина связан с домом-Россией. Но в трагический период послереволюционной реальности рушится
традиционный крестьянский дом, его пытаются заменить «общепропетарским домом» (Платонов. «Котпован»). Вымирает традиционная русская деревня, утрачивает свои духовные грибницы крестьянская культура, сгорел от пожара родительский дом. На смену «голубой Руси» приходит «Русь советская», и в ней нет места её недавнему певцу:

я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой
дорожной пыли.

Творчество Есенина 1920-х годов всё проникнуто мотивом бесприютности, скитальчества, бездомности. Бездомности лирического героя в общероссийском доме, родной стране:

и в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим
угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны

Строительство в революционные и послереволюционные годы нового, советского дома обернулось всеобщим бездомьем и бесприютством. В то время, когда пролетарские поэты воспевали «коммуной вздыбленную Русь», Есенин одним из первых в нашей литературе с болью в сердце пишет о Руси бесприютной, судьбе тысяч и тысяч советских Оливеров Твистов. Нет будущего у страны, у которой дети беспризорные, оставлены на произвол судьбы:

Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора,
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжёлого укора.

В советские годы изба с её вековыми традициями уходит из русской поэзии. В последний раз пропоёт ей песню поэт в известном стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая … », хотя «золотая бревенчатая изба» здесь уже осталась вся в прошлом вместе с его «голубой Русью».

В последние годы жизни Есенина меняется система ключевых образов его художественного творчества. Поэт проделывает сложный путь от крестьянского поэта к поэту всероссийского и мирового масштаба, от воспевания дома-избы — к дому в душе человека. Дому, который предполагает самоценность индивидуального человеческого существования в самых разнообразных формах бытия, того, что художественно ёмко сформулировал его любимый поэт Пушкин: «Самостоянье человека — залог величия его».

Хулиганство Есенина и его «Москва кабацкая» — это не столько побег от бездушного мира, сколько вызов ему своим неподчинением, маргинальным поведением. К сожалению, некоторые исследователи любят смаковать факты биографии Есенина, связанные с его хулиганством. Значительно «перегнули палку» в этом отношении и создатели телесериала «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли.
Да, Есенин — певец «золотой бревенчатой избы», «малинового поля», «голубой Руси». И таким его хотели видеть и видят многие его читатели и исследователи творчества. Но Есенин несводим только к этой теме.

Его всерусскость и всемирность прежде всего в том, что он — выразитель души человека с её радостями и болями, перепадами настроения, грустью и печалью, верой и безверием, надеждой и отчаянием, того, что открывается нам в высокие, решающие моменты нашего бытия. К сожалению, долгое время такого поэта мы не знали и не понимали, а стихи о драме человека в «разворочённом бурей быте» считали «упадническими».

Природа живёт своей глубинной, цельной жизнью: она радуется, сияет в минуты восхода солнца, грустит и печалится в часы вечернего заката. Лирический герой Есенина, кажется, отзывается на всё это, чувствует и переживает, но это всё чувства, вызванные созерцанием, они вторичны. Его бессмертная душа испытывает неутолённую тоску оттого, что её пребывание на земле кратко, мгновенно, но она так сильно полюбила эту землю, что каждый день пребывания на ней воспринимается как ещё один день расставания с её нивами, полями, лугами и чащами:

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Но несмотря на усиливающийся трагизм восприятия бытия поэтом, «печаль его светла», в ней нет безысходности. Его лирический герой ищет и находит гармонию в самой жизни, мимолетных её радостях и разнообразных проявлениях. В общности с людьми, с которыми довелось жить, бессмертной природе с её нетленной красотой. А «низкий дом с голубыми ставнями», который всё чаще и чаще
появляется в стихах поэта его последних лет жизни, является уже не только отчим домом, символом Родины, но и спасительным домом-Храмом:


Есенин охарактеризовал творческий путь, который был им пройден, коротко – для него основным всегда было чувство Родины. Первым делом именно Родина являлась родным домом для поэта. Творчество его ассоциируется с выражением «Русь деревенская», и с безграничной любовью по отношению к деревне, просторам, природе, русскому быту. Со слов Есенина, любовь эта взяла своё начало в родном селе Сергея Есенина Константиново, близкая связь с которым поэтом ощущалась всегда, даже если он находился очень далеко от этих мест.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Образу родного дома отведена значительная роль в лирических стихах Есенина.

В качестве наиболее знакового произведения выступила маленькая поэма «Русь». С. Есениным в неё создается образ родной земли в целом. Он озадачивается вопросом, касающимся ее судьбы, описывает страдания и надежды собственного народа, и осуществляет попытку отыскать ответ на вопрос, по какой причине он переживает чувство любви к своей родине.

Поэт бесконечно дорожит всеми приметами своей родной земли. Больше всего он дорожит ее великим народом, без жалоб справляющимся с большими бедами и страданиями, и живущим верой в светлое будущее Отчизны. Поэт одно своё ностальгическое стихотворение назвал «Письмо к матери». Со стороны С. Есенина в адрес любимой и самой родной женщины звучит обращение, как попытка скрыться от тоски. На героя нахлынули воспоминания о старушке матери и его родном доме. Главная отрада для его души – это любовь по отношению к матери и дому, в котором он жил. Два неразрывных образов, олицетворяющих мир и спокойствие, которые поэт стремится вновь обрести.

Практически всю жизнь С. Есенин был озабочен судьбой русской деревни. Поэт в своих ранних стихотворениях изображает русскую деревню, прежде всего, показывая красоту природы. Но достигнув зрелого возраста, С. Есенин начинает задумываться о том, какое будущее ожидает Россию и русскую деревню. В нём, конечно, живёт вера в обновление России, однако он с горечью признает тот факт что: «идет не тот социализм», на который он возлагал надежды. Поэт начинает грустить «за уходящее, …родное», бояться, что старая русская деревня будет раздавлена силой мертвого механического города. Есенину, как патриоту, хотелось видеть Родину сильной. Хотя он всегда помнил «бревенчатую избу», как символ малой родины для него.

Обновлено: 2017-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Многолетние