Кто из краеведов изучал жизнь нижегородских старообрядцев. Старообрядческие толки и согласия на территории нижегородской области


Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов: 1.Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае. 2.Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).






Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский, Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.



При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.






Белокриницкое (австрийское)согласие. Окружники:наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев. Отличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и,являвшейся ее частью, - никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»


Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.


Беглопоповское (новозыбковское) согласие. Его последователи твёрдо стояли на убеждении, что без священства истинная церковь существовать не может. Из-за отсутствия старообрядческих епископов было решено принимать священников из никонианской церкви, согласных служить по старым обрядам. Для этого прибегали к различным ухищрениям: попов переманивали и тайно увозили на Керженец, перемазывали «миром»(Миро - елей с красным вином и благовониями, благовонное масло, которое применяют при христианских церковных обрядах. Миропомазанием называют христианское таинство - обряд помазания миром лица, глаз, ушей, груди, рук, ног в знак приобщения к божественной благодати), освящённым ещё при патриархе Иосифе.

1 слайд

Старообрядчество в Нижегородском крае. Нестеров Михаил Васильевич «Великий постриг».

2 слайд

Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов: Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).

3 слайд

3. По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России. 4. В Нижегородской губернии в XVIII – XIX веках находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.

4 слайд

Идеологи противоборствующих сторон ПАТРИАРХ НИКОН ПРОТОПОП АВВАКУМ ЕПИСКОП ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ

5 слайд

Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей - мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский, Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.

6 слайд

7 слайд

При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около 1665 - 1738). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.

8 слайд

9 слайд

Старообрядцы нижегородского края Старообрядецы федосеевского согласия (с.Тонково)

10 слайд

Белокриницкое (австрийское)согласие. Окружники:наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев. Отличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и,являвшейся ее частью, - никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»

11 слайд

Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.

В XVII веке на Руси появилось движение «боголюбцы, которые боролись за чистоту нравов и за верховную власть церкви в обществе. Среди них был будущий патриарх Никон и главный мыслитель старообрядчества Аввакум . Оба они были родом c нижегородской земли. К середине XVII века среди религиозных духовных вождей произошёл раскол. Никон, приблизившись к царю Алексею Михайловичу и став патриархом Руси, провёл реформу православной церкви. Часть православных, вдохновляемых протопопом Аввакумом, не приняла реформу и придерживалась старой веры и обрядов, за что подверглась гонениям. Прячась от преследований, старообрядцы уходили в заволжские глухие леса, где ставили свои скиты — уединённые поселения монастырского типа.

Григорово — родное село протопопа Аввакума. Фото:

По следам староверов

Программист Антон Афанасьев родился в Сухуми, в Нижегородскую область переехал, по его выражению, «в сознательном детстве». Но случилось так, что, прочитав в юности «В лесах» и «На горах» Мельникова-Печерского , всерьёз заинтересовался историей и этнографией старообрядческих районов. Антон ездит по области, ищет места бывших поселений, изучает историю и быт и рассказывает об этом в своём иллюстрированном блоге. Два его хобби — фотография и путешествия — пригодились для большого исследования. Это почти этнография, только любительская. И популярная — у его блога уже восемь тысяч подписчиков.

Антон Афанасьев — блогер-этнограф. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

«О жизни нижегородских старообрядческих скитов известно не так много, — говорит Афанасьев, — поэтому я решил изучить эти места и посмотреть, что сейчас происходит на землях староверов».

Впервые слово «скит» Афанасьев услышал, когда начал заниматься кладоискательством. Многие копатели любили бродить с металлоискателями в районе староверческих поселений, поэтому у Антона сразу сложилось впечатление, что это были богатые места.

«Найти остатки скитов довольно сложно, — рассказывает Афанасьев. — Местные жители часто и сами не знают, что живут рядом с бывшими скитами: ведь порой от них остаётся только ветхое кладбище. Нередко помогали в поисках местные пастухи: они оказывались одними из немногих, кто знал, где находились поселения старообрядцев».

На местах, где раньше существовали целые поселения, сейчас — пустыри с редкими разваливающимися постройками. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

За несколько сезонов блогер объездил практически все скиты и нашёл потомков местных староверов. Кто-то продолжает придерживаться веры предков, кто-то — давно забыл о принципах старообрядчества.

Антон сначала думал, что фотографировать староверов будет трудно: «На первый взгляд, они — люди довольно скрытные и не подпускают к себе чужих. Но нет. Они готовы общаться».

Памятники культуры постепенно приходят в запустение, даже оказавшись под охраной. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Уцелевший скит

Афанасьеву удалось не просто фотографировать самих людей, но и заснять службу в единственном сохранившемся и действующем нижегородском ските — Малиновском. Он был построен в конце XIX века на деньги богатейшего купца-промышленника Николая Бугрова (того самого, кому принадлежал ночлежный дом в Нижнем Новгороде, известный как прототип ночлежки из пьесы Горького «На дне»). В советский период в церкви скита устроили подсобные хозяйственные помещения. Сейчас почти все фрески полностью отреставрированы, поскольку c июля 1994 г. комплекс Малиновского скита взят на государственную охрану как памятник истории и культуры областного значения.

Церковный хор Малиновского скита. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

В городе Антон редко заходит в церковь, а в Малиновском скиту появилось желание посмотреть службу. Зная, что староверы, как правило, не допускают никого, кроме единоверцев, дальше притвора, фотограф стоял там и смотрел, как начинается служба.

Идёт богослужение. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

«Меня увидела одна женщина из церковной лавки, — рассказывает Антон. — Она оказалась женой батюшки Александра , проводившего службу. Предложила мне войти, написать записку о здравии и даже поснимать интерьеры и саму службу, на что я вообще не расcчитывал! Очевидно, сыграл свою роль мой интерес к происходящему. Меня после службы даже на обед пригласили».

Обед после службы. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Свалка на кладбище

Ситуация с отреставрированным Малиновским скитом скорее исключительная: на месте большинства из старообрядческих скитов высятся одни кресты. Только они и напоминают о том, что когда-то здесь было не только кладбище, но и богатое поселение.

Крестов старообрядцев много, а самих староверов почти не осталось. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

«Местные жители практически не помнят о староверах, — рассказывает Афанасьев. — Как мне сказали в одной из деревень, уже в конце 70-х годов прошлого века не было людей, которые могли бы толком рассказать приезжему о скитах и показать их».

В деревне Шарпан Афанасьев искал могилу старообрядского отца Никандрия , которую обнаружил на местном кладбище. А вот на месте полуземлянки старца Антон был неприятно поражён импровизированной свалкой, которая окончательно похоронила под собой старые брёвна обители, вкопанные в землю. И это несмотря на то, что это место официально находится под охраной государства (документ о принятии на госохрану № 219 — прим. автора).

В Шарпане староверов практически не осталось. Например, у бывшей учительницы Нины Александровны все предки были старообрядцами, но она себя к ним уже не относит. Хотя по-прежнему хранит дома старообрядческие иконы.

«Убьют за икону»

«Бабушка эта рассказывала, что одиноких старушек обманывают скупщики, — рассказывает Афанасьев. — Приезжают из города люди и в добровольно-принудительном порядке обменивают старинные иконы на новоделы. Спрашиваю, мол, зачем соглашаетесь. Отвечает, боимся, мол: придут ночью, ограбят или убьют за эти иконы-то. Понятно, что на этих бабушкиных иконах грубо наживаются. Забирают не только иконы, но и сохранившуюся церковную утварь. Ко мне старушки тоже сначала присматривались с подозрением: не старьёвщик ли?»

Потомок старообрядцев Нина Александровна боится скупщиков икон. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Церкви староверов большей частью разрушаются от времени и варварского отношения окружающих. Например, в бывшей старообрядческой общине Будилихе церковь уже находится в аварийном состоянии: доски растаскиваются на заборы, а купол давно валяется на земле.

Разрушенная церковь в Будилихе. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Такая же ситуация в старинном селе Мартынове: церковь разрушена и находится в ужасающем состоянии. Пройдёт немного времени, и от неё останется только груда старых досок и брёвен. Если и их не растащат.

«Говорят, что восстанавливать эти церкви не на что и не для кого, — качает головой Афанасьев, — мол, старообрядцев тут с каждым годом становится всё меньше — молодые все или в православии, или вообще не верующие».

Церковная луковка валяется на земле. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Церковь — на кирпичи

Антон Афанасьев не только с большим вниманием изучает исторические места, но и живо интересуется людьми, живущими в заброшенных, глухих уголках области. Здесь он находит сюжеты для своих фотографий.

Антон рассказывает о знакомстве с бородатым кочегаром Сергеем и его напарником, показывает фотографии. Кочегары отапливают местную школу, которая находится в бывшей дворянской усадьбе Бердникова . Чтобы протопить школу и учительский дом, они должны каждый день натаскать и сжечь 12 тачек угля. Сергей поведал Афанасьеву, что во дворе этой бывшей усадьбы стояли раньше две мраморные стелы — самого Бердникова и его жены.

Кочегар Сергей — житель северных районов Нижегородской области. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

«Так вот, по словам Сергея, в начале 90-х обе стелы куда-то «увели», — рассказывает Афанасьев. — И тут прошёл слух, что сын этого самого Бердникова, серьёзный бизнесмен из Франции, намерен посетить родные места! И даже подумывает о совместном предприятии на родине отца: восстанавливать хотел местную фабрику. Сергей сказал, мол, они перепугались, всем селом искали эти стелы: неудобно же перед зарубежным гостем. И ведь нашли! Лежали у кого-то на заднем дворе».

На севере области живут бедно — до сохранения культурного наследия людям дела нет. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Стелы вернули на прежнее место. Только восстанавливать уже нечего было: стены фабрики уже давно разобрали, местную церковь тоже.

Антон рассказывает, как в области, вдали от более-менее крупных городов, всюду видны признаки запустения: кругом разруха, работы почти нет. Всё, что можно, растащили на кирпичи.

Молодёжь уезжает, старики остаются. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева

Возвращаясь к разговору о скитах, Афанасьев вздыхает: «Конечно, я не этнограф, хотя и получаю сейчас второе — историческое — образование. Я просто фотографирую, что вижу, и стараюсь описать то, что ещё сохранилось. Я понимаю: многое для разрушения староверческих поселений делает время. Но если бы за ними был должный уход, наверняка многое удалось бы сохранить для потомков. И, может быть, ещё не совсем поздно?»

Нижегородская губерния с самого начала раскола в середине XVII столетия являлась одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этому приведем несколько фактов. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах, на реке Керженец, скит Смольяны (по преданию, в 1656 г.). По числу старообрядцев губерния (вместе с вошедшими позднее в ее состав двумя уездами Костромской губернии) занимала в 1912 году третье место среди великороссийских губерний и областей. И, наконец, в Нижегородской губернии находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий России.

В начале XX столетия на территории губернии (с упоминавшимися костромскими уездами) проживало более 140 тысяч старообрядцев тринадцати различных согласий.

Белокриницкие

Белокриницкая иерархия имела в 1912 году в Нижегородской губернии по официальной статистике 30 370 своих сторонников. Половина из них проживала в северной, заволжской части губернии, половина — в южной, нагорной части. Начало XX века было отмечено бурным ростом храмостроительства. По их числу белокриницкие превзошли все остальные согласия вместе взятые — более 30 церквей (и более 40 моленных домов). Наиболее значительными тенденциями в недрах согласия были его централизация, усиление значения епископата и священства в противовес «попечителям» общин из купцов и зажиточных крестьян, а также бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди новообрядцев и особенно беспоповцев спасова согласия (глухой нетовщины), которые целыми общинами переходили в белокриницкое согласие.

Подавляющее число нижегородских белокриницких были окружниками и находились в подчинении Рогожской архиепископии. Только около тысячи человек являлись представителями консервативного крыла согласия, не принявшего компромиссного с официальным православием окружного послания. Нижегородские неокружники делились на две ветви: иосифовцы и иовцы . Иовцы проживали по южной половине губернии, иосифовцы — в Заволжье и по берегам Волги. Как известно, епископ Иосиф Керженский имел своей резиденцией во второй половине XIX века скит в деревне Матвеевка (ныне Борский район). В начале XX века матвеевский женский скит по-прежнему был духовным центром губернского масштаба. Кроме него около Семенова имелся другой иосифовский скит — Чернухинский . Число иосифовцев не превышало нескольких сотен человек, составлявших 5-6 приходов.

Консерватизм неокружников проявлялся, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной идеологией и являвшейся ее частью официальным православием, что проявлялось, в частности, в неприятии госрегистрации общин по закону 1906 года (что сближало неокружников с консервативным крылом беспоповщины).

Беглопоповцы

После издания указа 1905 года о веротерпимости оживилась в Нижегородской губернии и жизнь беглопоповского согласия. Здесь его называют «бугровской верой», и это название вполне адекватно отражает роль и значение в жизни согласия нижегородского купца Николая Бугрова .

Н.А. Бугров на свои средства строил не только храмы (не менее шести), но и организовывал старообрядческие школы, строил и содержал богадельни, проводил всероссийские съезды своего согласия и, наконец, организовал всероссийское братство — руководящий орган согласия (ввиду отсутствия у беглопоповцев иерархии), председателем которого он сам и состоял.

Беглопоповцев в 1912 году по официальным данным насчитывалось в Нижегородской губернии около четырнадцати тысяч человек. Почти все они проживали в заволжской части губернии. По степени консервативности заволжские беглопоповцы занимали гораздо более правое положение, чем белокриницкие. Вероятно, не последнюю роль здесь играл тот факт, что менталитет населения лесного Заволжья вообще более консервативен, чем у жителей Поволжья или южной зоны губернии. К тому же на идеологию нижегородских беглопоповцев не в малой степени влияли семеновские скиты — оплоты керженского благочестия и хранителей старинных обычаев. В начале XX века в окрестностях Семенова существовали три беглопоповских скита: , и Шарпанский , которые не смогли разрушить ни нижегородский архиерей Питирим с отрядами петровских солдат, ни правительство Николая I руками уездной полиции под руководством Мельникова-Печерского. Другим духовным центром согласия была знаменитая городецкая часовня с несколькими тысячами прихожан, обладавшая огромным авторитетом и богатейшим историко-культурным наследием.

В отличие от белокриницких, беглопоповцы не имели своего епископского чина, священство было весьма малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из новообрядческой церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики, отсюда и демократизм самоуправления общин и децентрализация согласия.

К локальным особенностям можно отнести максимальную приближенность беглопоповцев к беспоповским порядкам, вплоть до обычая «чашничества», всеобщего распространения скитского покаяния (вместо исповеди у попа), недоверие к госрегистрации общин и т.д.

Поморцы

В Нижегородской губернии поморское согласие насчитывало около 25 тысяч своих последователей, владевших более 60 храмами и моленными. Поморцы проживали как в нагорной части губернии, так и в заволжской, причем по степени консерватизма нагорные поморцы приближались к белокриницким, а заволжские находились значительно правее беглопоповцев. Если в южной половине губернии поморцы зарегистрировали более тридцати общин, то в северной — ни одной. Кроме того, именно в среде нагорных поморцев периодически появлялось движение в сторону примирения с господствующей церковью, сопровождаемое ослаблением в устоях и обычаях (брадобритие, замирщение), что вызывало осуждение «лесных» поморцев. Значительными духовными центрами заволжских поморцев были местность «Корела» и Городец, давшие миру самобытных иконописцев и писателей Золотаревых. Именно в Городце развернул свою деятельность известный Григорий Токарев, создавший свое учение и распространявший его по многим регионам России, до сего дня «токаревцы» проживают на Алтае.

Самокрещенцы

Согласие самокрещенцев (или самокрестов) стало известно в старообрядческом мире Нижегородчины, главным образом, благодаря своему неутомимому лидеру, плодотворному писателю и полемисту Александру Михеевичу Запьянцеву из села Толба (Сергачский район). Запьянцев за годы своей жизни провел множество бесед с представителями соперничающих согласий, создал большое количество полемических сборников, организовал и зарегистрировал восемь общин «поморского брачного согласия самокрестов». Несмотря на происхождение самокрестов из поморского согласия, Запьянцев весьма критично относился к главным идеологам поморцев — братьям Денисовым, называя их бракоборами, «отринувшими Божье устроение — быть единому мужу и единой жене». В своих сочинениях он неоднократно подчеркивал различия в обрядах с современными ему брачными поморцами: в чине принятия федосеевцев, в крещении младенцев и т.п. В Нижегородской губернии самокрестов проживало в начале XX века несколько тысяч человек.

Странники

В начале XX века на Нижегородчине существовало несколько зон распространения страннического согласия. Странники, проживавшие в районе Балахны — Городца, были связаны с главным центром российских странников — Ярославско-Костромским Поволжьем, а странники юга губернии поддерживали связи со странническими центрами Среднего Поволжья. Здешние странники (или как они себя называли — истинные православные христиане странствующие), как и во всей России, делились на странствующих и познамов (иначе странноприимцев, благодетелей). Число последователей этого согласия не превышало на Нижегородчине одной-двух тысяч человек.

Старопоморцы: федосеевцы и филипповцы

Старопоморцы федосеевского и филипповского согласий проживали в начале XX века в нескольких районах севера и запада области. Общее число их составляло свыше 20 тысяч человек. Если федосеевцы западной части ориентировались преимущественно на духовный центр Москвы — Преображенский монастырь, то федосеевцы севера — кроме Москвы еще и на Вятку и Казань. Поэтому когда московские и казанские федосеевцы разошлись по вопросу о принятии на моление супругов, то это разделение коснулось и федосеевцев северного Урень-края, которые представлены были с тех пор тремя ветвями: московской, казанской и филимоновской. Филимоновцы полностью идентифицируют себя с федосеевцами московскими, в качестве единственного различия с ними указывая на отношение к благам цивилизации. Так, огонь для возжигания свечей на моление они добывают только крецалом, считая спички делом нечистым т.п.

Спасовцы

Нижегородские спасовцы (как и спасовцы всей России) никогда не составляли единого согласия. Спасовцы — самоназвание четырех или пяти совершенно разных направлений в беспоповщине, объединенных одним единственным признаком — они не перекрещивают, в отличие от поморян, принимаемых в свое общество. Все спасовцы имели свои братии верных, то есть отделялись от «антихристова мира» через недопущение иноверных на совместное моление, чашничество и т.п. Общее число нижегородских спасовцев в начале XX века составляло свыше 30 тысяч человек.

Согласие спасовцев большеначальных, отличительным признаком которых является прием неофитов чином отрицания ересей, распространено было в южной части губернии, где у них имелось несколько монастырей, выполнявших роль и школ, и богаделен, и духовных центров согласия. В начале XX века в Н. Новгороде было создано всероссийское братство, там же собирались соборы большеначальных, решавшие различные вероучительные вопросы.

Спасовцы малоначальные, принимавшие в свою братию через простой начал, проживали и на юге, и на западе Заволжья. Лидером их в начале XX века являлся Андрей Антипин из Ворсмы, написавший и издавший немало вероучительной литературы. Антипин также организовал всероссийское братство, объединившее общины малоначальных центра России.

Отдельное согласие составляли заволжские спасовцы, ведущие свое родословие от соловецкого инока Арсения, пришедшего на Керженец в 1677 года. Арсеньевцы, имея обычаи и уставы, сходные с большеначальными, стояли на более консервативных позициях, в частности, были противообщинниками.

Еще два согласия спасовцев — глухая нетовщина и строгая нетовщина (южная половина области) — отрицали, в отличие от вышеперечисленных согласий, возможность совершения таинств и уставного Богослужения мирянами; первые принимали крещение и брак в официальной церкви, вторые не принимали водного крещения вообще. Эти согласия отличались своим радикализмом по отношению к «миру». Распространены по южной половине области.

Современное состояние согласий

Тенденции очевидны: немногочисленные и консервативные согласия беспоповщины медленно, но верно исчезают вместе с породившим их миром русской деревни. Носителей крестьянской идеологии остается все меньше и меньше. Совершенно исчезли, слившись с родственными согласиями, самокрещенцы, неокружники и странники. Крайне мало осталось филипповцев (5-6 общин) — Тонкинский, Шахунский районы, заволжских спасовцев-арсентьевцев (десятка два малочисленных приходов) — Семеновский, Борский, Уренский, Городецкий районы. Глухая и строгая нетовщина потеряли свои отличительные признаки, приняв водное крещение от своих наставников (общее число общин 4-5) — Арзамасский, Воротынский районы. Братии малоначальных и большеначальных спасовцев становятся все малочисленней и остались почти без настоятелей (общее число приходов не более 20 при среднем числе прихожан 10-20 человек) — Н.Новгород, Арзамасский, Гагинский, Кстовский районы. Во всех упомянутых согласиях мало молодежи и соответственно нет передачи богатейшей устной традиции молодому поколению.

Несколько лучше обстоят дела у поморцев, части федосеевцев и поповских согласий.

Поморцам удалось создать свой мощный центр в Нижнем Новгороде, где сосредоточилась сегодня самая большая община в области (до тысячи человек). Кроме того, в области существует около 30 поморских общин численностью в 30-100 человек — Ковернинский, Семеновский, Городецкий, Борский, Кстовский, Арзамасский, Бутурлинский, Лысковский и другие районы.

Что касается федосеевцев, то повсеместно их общины стали чрезвычайно малочисленны (тут надо принимать во внимание неприятие ими браков, что препятствует приходу в «братию» молодежи). Исключением является север области (Тонкинский район), где ситуация не является столь же безнадежной. Общины московских федосеевцев, числом около тридцати, тесно связаны друг с другом, на престольный праздник в деревню приезжают не менее 10-15 федосеевцев из соседних поселений. Общины пополняются вышедшими на пенсию представителями сельской интеллигенции. Поддерживаются в порядке моленные дома. Интересно, что сплошь и рядом роль духовных отцов выполняют женщины.

При всем при этом федосеевцы не отступают от своих строгих правил по отношению к браку, не «миршатся», соблюдают все предписания, положенные уставами (за этим внимательно следят духовные отцы).

Что касается казанских федосеевцев (крепковеров) и филимоновцев, то их ныне не более полусотни вместе взятых. Тем не менее, они имеют свои моленные, духовных отцов, и сливаться с московскими не собираются — все они уверены, что умрут в своей вере.

Помимо староверов, проживающих компактно и объединенных в приходы, в области в многочисленных деревнях проживают старообрядцы, не посещающие тот или иной приход и молящиеся в домашних условиях либо в одиночку, либо с домочадцами. Часто они, сознавая себя староверами, не идентифицируют себя с каким-либо согласием. Количество этих старообрядцев (в подавляющем числе беспоповцев) трудно установить.

Беглопоповское согласие, как и беспоповцы, опиравшееся на крестьянскую среду, также утеряло многое из своих традиций и историко-культурного наследия. В частности, почти утрачены традиции крюкового пения, прекратил свое существование духовный и культурный центр в Городце, уничтожены заволжские скитские и келейная традиции. Однако в последние десять лет благодаря энергичной деятельности новозыбковско-московского епископата общественно-церковная жизнь согласия несколько оживилась: зарегистрированы и действуют десять приходов — Н.Новгород, Семенов, Городец, Тонкино, Уренский район, строятся два новых храма, возрождается один из заволжских скитов, в городских общинах есть, хоть и малочисленный, приток молодежи. Восстановлена епископская кафедра в Нижнем Новгороде (правящий епископ — Василий Верхневолжский).

Белокриницкое согласие в Нижегородской области обладает на сегодняшний день самым мощным потенциалом. В первую очередь, это самый многочисленный (после Москвы) приход в Нижнем Новгороде (до 10 тысяч прихожан), где существует передача традиций молодому поколению (в частности, традиции крюкового пения).

Кроме того, в области действуют 11 приходов и около двадцати незарегистрированных общин, во многих из которых продолжают поддерживаться религиозно-культурные традиции, свойственные данной локальной группе старообрядцев — Бор, Арзамас, Лысково, Б. Мурашкино, Уренский, Тонкинский, Чкаловский, Арзамасский и другие районы. В Нижнем Новгороде начато строительство двух новых храмов.

Таким образом, несмотря на то, что палитра нижегородского старообрядчества потеряла некоторые свои яркие цвета, а иные значительно потускнели, оставшаяся часть продолжает сохранять историко-культурное наследие наших предков, привлекая к себе внимание как специалистов самых разных отраслей гуманитарных наук, так и всех людей, интересующихся и тянущихся к своим корням, к своей родовой памяти.

В общей сложности в Нижегородской области в начале XXI века проживало около 80 тыс. староверов девяти согласий (не учитываются те, кто, имея староверское крещение, посещает приходы РПЦ и идентифицирует себя с официальным православием).

Нижегородской земле было суждено сыграть весьма заметную роль в исторической драме, известной как раскол русской церкви. Достаточно упомянуть хотя бы тот поразительный факт, что наиболее выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон", такие как патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - все они родились "в пределах нижегородских".

Нижегородской земле было суждено сыграть весьма заметную роль в исторической драме, известной как раскол русской церкви. Достаточно упомянуть хотя бы тот поразительный факт, что наиболее выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон", такие как патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - все они родились "в пределах нижегородских". Старообрядческое движение затронуло Нижегородский край, едва только успев зародиться, а потомки тех, кто некогда противостоял "антихристовой силе", до сих пор живут как в самом Нижнем, так и в нижегородской глубинке.

Археографическими и этнографическими экспедициями в Нижегородской области изучались элементы книжной, обрядовой и бытовой культуры старообрядчества, в то же время недвижимые объекты, связанные с историей старообрядцев, - скиты, погосты, святые места - оказались вне поля зрения специальных исследований.

К началу 1990-х гг. среди более чем 1200 памятников истории и культуры Нижегородской области на государственной охране состоял лишь один памятник архитектуры начала ХХ в., связанный со старообрядчеством, - Никольская церковь в г. Семенове, да в 1990 г. село Григорово Большемурашкинского района - родина протопопа Аввакума - было включено в список исторических населенных мест Российской Федерации.

В известной степени такое положение вещей предопределялось идеологией, заложенной в законодательстве об охране памятников истории и культуры. В атеистическом государстве памятники, связанные с историей духовно-религиозной жизни народа, могли попасть под охрану государства лишь искусственно "очищенными" от их изначального смысла и духовного содержания. Места традиционного паломничества, религиозные святыни, могилы святых и подвижников благочестия не только не охранялись законом - напротив, они зачастую подвергались сознательному осквернению.

Лишь в 1990-х годах нижегородскими специалистами по охране памятников была сделана попытка расширить рамки типологии памятников, дополнив их новым (а вернее, исконным) содержанием. К постановке на государственную охрану стали предлагаться не только памятники культовой архитектуры, но и места религиозного поклонения.

В 1994 г. по инициативе и заказу Комитета по охране историко-культурного наследия Нижегородской области Институтом рукописной и старопечатной книги Российского Поволжья была начата работа по изучению мест, святых для старообрядчества. Тогда специалистами, пожалуй, впервые была осознана неотложная необходимость спасти от забвения и защитить от наступления вездесущей "хозяйственной деятельности" то, что составляет уникальную, невосполнимую часть русской культуры. Итогом начатой работы стала паспортизация старообрядческих скитов, кладбищ и почитаемых могил в Семеновском районе.

Основной причиной привлечения к исследованию того или иного объекта явилась живая, продолжающаяся до настоящего времени традиция паломничества. На места бывших скитов Оленевского, Комаровского, Шарпанского, к могилам Софонтия, Лотия, Манефы и других подвижников старой веры, признанных преподобными, до сих пор приходят на поклонение и для совершения служб старообрядцы как из окрестных деревень, так и из различных регионов России, вплоть до Сибири.

На настоящий момент проведен лишь первый этап исследовательской программы, которая рассчитана на несколько лет. Результатом первого этапа стало составление паспортов и принятие на государственную охрану 14 мест, связанных с историей старообрядчества. Все они расположены неподалеку друг от друга, между Оленевским и Комаровским скитами, в основном, в северо-западном направлении от г. Семенова в окрестностях деревни Ларионово Малозиновьевской сельской администрации. Именно сюда, в глухие Керженские леса, бежали представители знатных дворянских родов, не принявшие никоновских реформ и основавшие первые скитские поселения. Здесь в конце XVII в. проходили соборы Керженских отцов, на которых обсуждалось учение протопопа Аввакума, особенно же вопросы о приеме беглых попов и о самосожжении.

История каждого старообрядческого скита легендарна и драматична. Два известнейших скита, Оленевский и Комаровский, пережившие периоды почти полного запустения при нижегородском епископе Питириме, а затем при П.И. Мельникове, были окончательно упразднены лишь после революции.

Оленевский скит, согласно преданию, был основан в XV в. иноками разоренного Улу-Махметом Желтоводского монастыря, сопровождавшими Макария в его шествии с Желтых Вод на Унжу. Именно здесь взалкавшим путникам по молитвам преподобного явился олень (отсюда и название скита). Оленевский скит был беглопоповским. После 1737 г. (Питиримова гонения) уцелели лишь остатки Оленевского скита, но с 1762 г., после Указа Екатерины II о разрешении староверам возвратиться в Россию, население скита быстро приумножилось, скит стал одним из крупнейших и известнейших на Керженце. В начале XIX в. скит насчитывал 14 женских обителей, 5 часовен и 9 моленных1. По указу Нижегородского губернского правления от 1 июня 1834 г. был составлен план Оленевского скита с обозначением обителей и келий. Всего на тот момент в скиту проживало 432 души мужского и женского пола. На плане помечено 6 старых кладбищ и одно на тот момент действующее2. С 1838 г. скит Оленевский, как и многие другие, в официальных бумагах называется деревней, но продолжает быть старообрядческим монастырем. В 1853-54 гг., согласно "Отчету" П.И. Мельникова, здесь было 8 моленных, 18 обителей и 17 "сиротских" домов3, жители которых к общине не принадлежали и кормились от своего хозяйства, а в период работы Нижегородской ярмарки собирали в Нижнем пожертвования на скит у купцов-старообрядцев.

Выполняя повеление императора Николая I от 1 марта 1853 г. об уничтожении скитов в Семеновском уезде и предписание министра внутренних дел о перемещении жителей в один скит, нижегородские власти назначили переселить оленевских скитников ("до 100 лиц") в один скит Улангерский4.

Часть оленевских скитниц перебралась в г. Семенов и образовала обители в городских домах. Так, мать Маргарита, настоятельница Анфисиной обители (основанной в Оленевском скиту Анфисой Колычевой - родственницей св. Филиппа митрополита), имевшая связи с московскими старообрядцами, временно устроила свою обитель в доме Лаврентия Булганина. Хотя в официальных отчетах о состоянии раскола по Семеновскому уезду за 1857 г. Оленевский скит указывается как "бывший", тем не менее священники г. Семенова в своих рапортах отмечали, что многие скитницы упраздненного скита проживают "по месту прежней приписки"5.

Главную святыню Оленевского скита составляли четыре старых кладбища с могилами мучеников, которые были местом поклонения богомольцев и паломников на рубеже XIX и XX вв. По воспоминаниям местных жителей, даже после революции оленевскую старообрядческую общину посещали: мать София и мать Косияния из Городца, "сасовские старушки" Аксинья и Татияна и многие другие.

Бывший Оленевский скит стал основой деревни Большое Оленево, которая заслуживает особого внимания как единственное существующее доныне в Семеновском районе поселение, возникшее на месте бывших скитских обителей.

Застройка деревни в основном повторяет планировку улиц и расположение обителей скита, которые строились по типу "стаи" и представляли собой несколько срубов под одной крышей, с крытым двором, чуланами, клетями, горницами. По сторонам длинного коридора располагались чистые келейки. Коридор выводил в просторную, роскошно убранную моленную, в которой служба совершалась ежедневно. Некоторые старые деревенские дома доныне сохранили планировку, характерную для скитских обителей (например, дом на месте бывшей усадьбы "Евпраксеи старицы")6.

Местные жители указывают на территории деревни остатки трех старых кладбищ, ориентирами для них служат резное каменное надгробие XVIII в., рябина, посаженная на могиле игуменьи Пальцевской обители, и ветхий голбец без крыши. Еще одно кладбище с могилами инокинь и послушниц скита находится в полукилометре к северо-западу от деревни.

В деревне Б. Оленево осталось ныне около 20 жилых домов, принадлежащих местным жителям. Старообрядцы этой деревни давно не имеют своего моленного дома и по большим праздникам проводят службы у могил, оставшихся на старых кладбищах. Эти святыни остаются местом паломничества старообрядцев Семеновского и других районов Нижегородской области.

Комаровский скит - один из старейших и крупнейших на Керженце, место действия известного романа П.И. Мельникова (Печерского) "В лесах". Был основан в конце XVII - начале XVIII в. в 36 км к северо-западу от Семенова, вблизи деревень Елфимово и Васильево.

Скит подвергся разорению при Питириме, но, так же как и Оленевский, быстро восстановился после указа 1762 г. В XVIII в. в скиту была основана Обитель Бояркина, которая первоначально заселялась женщинами знатных родов. До 50-х гг. XIX в. в часовне обители сохранялась как святыня Александровская лента с орденским крестом, принадлежавшая Лопухину - дяде основательницы обители княжны Болховской.

В начале XIX в. Комаровский скит насчитывал 35 мужских и женских обителей, в 1826 г. - 26, в 1853 г. - 12 обителей, 3 часовни и 2 моленные. Одновременно в скиту проживало до 500 скитниц и столько же послушниц7. В XIX в., после наступления Наполеона на Москву, скит пополнился переселенцами из Москвы - членами Рогожской общины с семьями.

В скиту прежде было 8-10 старых кладбищ, из которых до сих пор почитаются два. Первое - на месте обители Ионы Курносого, старообрядческого писателя, начетчика, "соборного старца", признаваемого преподобным. Здесь росла чудодейственная ель, кору которой грызли в надежде избавиться от зубной боли; в конце XIX в., судя по фотографии М.П. Дмитриева, есль уже была повалена8. Второе - у могилы настоятельницы Манефы (умерла в 1816 г.), признанной также преподобной и подающей чудесные исцеления всем приходящим. Могила матери Манефы была устроена в виде каменной гробницы под деревянным навесом. Рядом на звоннице висели 3 колокола9.

Предпринятая в середине XIX в. нижегородскими властями попытка уничтожить скит, переселив комаровских скитниц в Улангер, успехом не увенчалась, так же как и в отношении Оленевского скита. Хотя в рапортах семеновских священников за 1856 г. Комаровский скит указан как "бывший", некоторые его жительницы не покинули прежнего поселения и продолжали носить иноческие одеяния10, а обитательницы Манефиной обители нашли пристанище в Семенове. В 1860 г. были восстановлены "раскольнические кладбища"11.

Последняя настоятельница Комаровских келий мать Манефа (Матрена Филатьевна) умерла в 1934 г. и покоится на комаровском кладбище.

Традиции обучения детей грамоте, благочестию, церковному пению сохранялись в Комаровском скиту на протяжении веков12, вплоть до 30-х гг. XX в., когда скит был расселен. Сотрудникам Института удалось записать воспоминания одной из последних воспитанниц Комаровских келий Е.А. Красильниковой (г. Урень), которая была отдана для обучения в скит в шестнадцатилетнем возрасте. Это было около 1927 г. На ее глазах скит был разогнан, на этот раз окончательно. "Матушки Косияния и Мелания продолжали обучать детей грамоте", перебравшись в д. Федотово.

Не менее известным был скит Смольяны, основанный еще при царе Алексее Михайловиче (предположительно в 1656 г.) дворянами знатных родов, монахами Смоленского Бизюковского монастыря Сергеем Салтыковым (из этого же рода Салтыковых по материнской линии была императрица Анна Иоанновна), Спиридоном и Ефремом Потемкиными. Во 2-й половине XVII в. этот скит был центром поповского согласия на Керженце. Сюда удалялись представители знатных родов, не признавшие никоновских реформ.

В 1660 г. скит возглавил бывший инок того же Смоленского Бизюковского монастыря Дионисий Шуйский, пользовавшийся особым почтением старообрядцев, поскольку имел запас мира и святых даров, освященных еще при патриархе Иосифе, и мог совершать литургию и таинство причащения. Преемником Дионисия в 1690 г. стал поп Феодосий. Он был известен исключительным красноречием, начитанностью, знанием Писания, что привлекло к старообрядчеству новых последователей и вызвало гнев властей. В 1694 г., еще до епископа Питирима, Феодосий был схвачен и сожжен. Тогда же был разорен скит13.

В середине XIX - начале XX вв. на месте Смольянского скита старообрядцами почитались следующие памятные места: 12 могильных камней (здесь погребены Дионисий Шуйский, Сергий Нижегородец, Трифилий, Досифей); колодцы, ископанные, согласно преданию, Сергеем Салтыковым, Ефимием Шуйским, Дионисием Шуйским; деревянная часовня с образами, стоявшая на кладбище скита14. В наше время на старом кладбище, в лесу, в нескольких метрах от просеки сохраняются 22 могилы с ветхими деревянными крестами и голбцами. Две ямы, заполненные водой, возможно, представляют собой остатки колодцев.

На кладбище еще одного скита - Шарпанского, просуществовавшего 170 лет, среди старых берез возвышается ныне пять голбцов и один ветхий крест. Нет часовни, по стенам которой были написаны имена погребенных: "иноко-схимник Павел, Ануфрий, Савватий и Авраамий". На женском кладбище была когда-то гробница с надписью "Иноко-схимница Прасковья" и 12 могил вокруг. Прасковью почитали за Софью Алексеевну, Бежавшую в скит с 12 стрельцами15. И хотя могильные холмики едва заметны, поклониться "царицыной могиле" приходят местные жители и прихожане Семеновской древлеправославной общины.

Разрушена часовня и на могиле Софонтия, основателя Духовского скита близ деревни Деяново, последовательного приверженца Аввакума, одного из наиболее почитаемых старообрядцами святых16. К 1917 г. на могиле Софонтия оставался лишь деревянный крест с иконой17. Расположенный недалеко от могилы колодчик со святой водой старообрядцами сохранялся и почитался как ископанный самим Софонтием18.

Едва не были совершенно уничтожены недавно прорубленной просекой "святой колодчик и могилы сожженных" возле деревни Осинки. Здесь, по указанию старожилов, во времена разорения еп. Питиримом келий в колодец были опущены святые дары, а скит сожжен вместе с пятью мучениками. На месте келий сохранились их могилы, а целебная вода источника не замерзает и зимой. В разное время предпринимались попытки погубить святыню - "в воду лили деготь, мазут", но на следующий день источник снова оказывался кристально чистым, - ведь рядом могилы сожженных мучеников19.

Разрушено многое. Но сохранилась традиция, предназначив себе путь покаяния, поклониться святым мощам, "почивающим под спудом", пройдя путь, который описывал Дорофей Никифорович Уткин - настоятель старообрядцев спасова согласия д. Сысаихи Семеновского цезда:

"Однажды подвинул себя к покаянию и предъназначил путь покаяния. Это было 1911 года 14 мая. С утра суботняго дня пошел поклонится святым местам (котории славятся в старообрятчестве), и пошли со мной путеводительницы - деревни Корелки Татиана Александровна и деревни Волчихи девица Настасия Федоровна. И дошед до комаровских келей, ту был в часовне у настоятельницы Матрены Филатьевной (с 1914 года Мать Манефа). Ту недалеко гробница отца инока схимника Ионы, ту поклонились и прославили пасху…

И пойде далее, и проложили свой путь на деревни Елфимово, Васильево и село Рожественский монастырь и достигши места, называемого старый Шарпан. Ту жилья нет, токмо две ограды кладбищ. В первой ограде поклонихомся Парасковии матере инокине схимнице. А в другой ограде поклонихомся отцам инокам и схимникам Павлу, Ануфрию, Саватию, Варлааму, Лаврентию.

И отселе пойде и достигохом малаго Шарпана и ту поклонились матире инокине схимнице Февронии, и ту у ея в гробнице провели нощь за чтением псалтыря. И ту совершается чюдо: по молитве поклонников исходит от сердца матери Февронии вода, которую берут на исцеление болезней душевных и телесных. Но мы не получили сего дара; по приходу нашего земля была суха, а по отхождении сотворилась сырая, так что наклавши в платок и пожавши потекла вода…

И поклонившис пойде нызываемое место Смолины… И ту поклонившись, еще видели прудочек, и нам о сем прудочке сказовавше, что когда было гонение от Питирима, то тут опущены иконы сих жителей и святые тайны; от сего прудка к западу солнечному 40 сажен - ключ и ту опущены иконы; еще на запад 100 сажен озерко, ту опущены колокола. А жилья теперь нет, токмо сарай с иконами. И отселе пойде к дому.

И сим путешествием несколко зделавши себе легче сердце мое успокоилось"20.

Разрушено многое, но тем важнее сохранить то, что осталось. Исследования, проведенные Институтом рукописной и старопечатной книги (экспедиционные материалы, архивные изыскания), фотофиксация объектов и топосъемка местности, легли в основу Постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 17.10.95 "Об объявлении памятных мест, связанных с историей старообрядчества, мест паломничества и поклонения старообрядческим святыням, расположенным в Семеновском районе, достопримчательными местами Нижегородской области и памятниками истории областного значения". Этим постановлением деревня Большое Оленево (бывший Оленевский скит) объявлена историческим населенным местом Нижегородской области, скиты Комаровский, Смольяны, Пустой (Старый) Шарпан, Новый Шарпан и "Святой колодчик с могилами сожженных" возле д. Осинки - достопримечательными местами. На территориях этих мест введен особый режим содержания и использования земель, который предусматривает сохранение исторического ландшафта и видовых точек наилучшего восприятия исторических объектов, запрещение сноса, перемещения, изменения памятников истории, прокладки транспортных магистралей и различных коммуникаций, отводов земельных участков под строительство, а также ряд других мер, направленных на обеспечение сохранности почитаемых мест. Памятниками истории объявлены могилы подвижников старой веры - Софонтия, Трифилия, Иосифа, Никодама, Даниила "и с ним две тысячи сестер и братьев сожженных", иноко-схимниц Агафии, Прасковеи, Феклы.

Таким образом, святые для старообрядцев места заняли свое законное место в историко-культурном ландшафте Нижегородского края. Был сделан первый шаг на пути государственной защиты духовных и нравственных святынь русского старообрядчества.

1 Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии // Сборник НГУАК. Т.9. Н. Новгород, 1911. С. 113, 131. 2 Государственный архив Нижегородской области (далее ГАНО). Ф. 829. оп. 676. Д. 753 (план Оленевского скита). 3 Мельников П.И. Отчет… С. 130. 4 ГАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 107 (1855 г.). Л. 1. 5 ГАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 79 (1857 г.). Л. 3; Д. 92 (1856 г.). Л. 2. 6 ГАНО. Ф. 829. Оп. 676. Д. 753 (усадьбы 41 и 42). 7 Мельников П.И. Отчет… С. 132-133. 8 ГАНО. Коллекция фотографий М.П. Дмитриева. № 1578. 9 Прилуцкий Ю. В захолустьях. Семенов, 1917. С. 129. По описанию Ю. Прилуцкого, на гробнице читались надписи: "Духовныя моя сестры и спостницы не забудьте мне егда молитеся но видевше мой гроб поминайте мою любовь и молитеся Христу да учинит дух мои с праведными"; "Сооружен сей памятник усердием преданного духом к покойной Московской первой гильдии купца Филиппа Яковлевича Касаткина. 1818 (?) года июня 3 дня. Москва". 10 ГАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 154 (1854 г.). 11 ГАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 124 (1860 г.). 12 Иоанн, иеросхимонах. Дух мудрования некоторых раскольничьих толков. 1841. С. 71-83; ГАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 204 (1850 г.). 13 Архангелов С.А. Среди раскольников и сектантов Поволжья. СПб., 1899. С. 27-28; И-ский Н. Исторические очерки из жизни раскольников в Нижегородских пределах // Нижегородские Епархиальные Ведомости. 1866. № 10. С. 400-401; Л-в Е. Несколько слов о раскольниках Нижегородской епархии // Православный собеседник. Казань, 1866. Декабрь. С. 264; Мельников П.И. Исторические очерки поповщины. М., 1864. С. 27. 14 Мельников П.И. Отчет… С. 187; Прилуцкий Ю. В захолустьях. С. 115. 15 Мельников П.И. Отчет… С. 107; Прилуцкий Ю. В захолустьях. С. 120-121. 16 Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой половине XVIII в. СПб., 1909. С. 35; И-ский Н. Исторические очерки… // Нижегородские Епархиальные Ведомости. 1866. № 11. С. 444; ГАНО. Колл. фотографий М.П. Дмитриева. № 1568, № 1590. 17 Прилуцкий Ю. В захолустьях. С. 109. 18 Безобразов В.П. Семеновский уезд Нижегородской губернии и раскольничий мир. Из путевых воспоминаний // Русская мысль. 1883. № 11. С. 147; ГАНО. Колл. фотографий М.П. Дмитриева. № 1569. 19 Свидетельства местных жителей (Львова А.Н., с. Развилье; Овчинникова Е.С., д. Песочное и др.). Институт рукописной и старопечатной книги, 1994 г., экспедиционные материалы. 20 Уткин Д.Н. Жизнь моя, приключение мое и сказание мое, и воспоминания мои // Материалы. Рукопись. Нач. XXв. Хранится в библиотеке Нижегородского госуниверситета, инв. № 933818.

Н.Н. Бахарева, М.М. Белякова

Изучение и государственная охрана мест,

связанных с историей старообрядчества в Нижегородской области

(Мир старообрядчества. Вып. 4.

Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований.

Материалы международной научной конференции.

М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1988. С. 132-139)

Русская Цивилизация

Огород