Понятия девиантное поведение и делинквентное поведение взаимозаменяемыми. Примеры, признаки и профилактика делинквентного поведения

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.

Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.

Во всякой культуре есть нормативное и девиантное поведение. Нормы вытекают из ценностей.

Поведение девиантное

Совокупность видов поведения, которые нарушают доминирующие в обществе правила и нормы - моральные, правовые и др., и приводят в конечном счете к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, прости-туция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бю-рократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э.Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, кото-рая раскрыла значение социальных и культурных факто-ров. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоре-чивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к нео-днородности, неустойчивости социальных связей, разруше-нию коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социаль-ное единство. И, наконец, девиация способствует социаль-ному изменению, раскрывает альтернативу существующе-му положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

Бывают случайные девиации и регулярные девиации (намеренно осуществленное поведение)

Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения.

Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие "первичная девиация", когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.

Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей "культуры "(субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.

Делинквентное поведение

Не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как-то: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждения и т.п.

Делинквентное поведение — преступное поведение. антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания. Существует виды делинквентных поведений. Подростковая делинквентность — явление.

Делинквентное поведение— антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Подростковая делинквентность

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности.

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Характеристики девиантного поведения

В некоторых современных исследованиях нередко понятие «девиантное поведение» соотносят с еще одним типом поведения – делинквентным. Но в действительности эти понятия, несмотря на свою созвучность и некоторую идентичность, все же не совпадают.

Девиантное поведение человека – это понятие многогранное. С одной стороны, его определяют в качестве поступка человека, его действия, которое не соответствует общепринятым и формальным нормам и стандартам в обществе. С другой стороны, девиантное поведение – это особое социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческого поведения и деятельности. При этом, данные формы также не соответствуют официально установленным нормам и стандартам, которые сложились в конкретном обществе.

Важно осознавать, что девиация – это отклонение, но она не всегда может носить отрицательный характер. поэтому, выделяют сразу два вида отклонений от социальных норм:

  • Позитивные отклонения от социальных норм, которые направлены на то, чтобы избавиться от устаревших и неактуальных стандартов и норм. Это способствует качественному изменению социальной системы, без которого общество не может дальше развиваться и выйти на совершенно новый уровень своего развития.
  • Негативные отклонения от социальных норм – иными словами их называют дисфункциональными, поскольку они могут дезорганизовать социальную систему, привести ее к неминуемому разрушению. Это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения членов общества, которые недовольны сложившимися обстоятельствами, и стремятся всеми силами и действиями продемонстрировать свое неудовлетворение.

Рисунок 2. Формы девиантного поведения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Девиантное поведение может быть нескольких типов:

  • Во-первых, это инновация, которая предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание общепринятых способов, которые могли бы помочь достичь поставленных целей;
  • Во-вторых, ритуализм – связан с отрицанием целей конкретного общества и абсурдным преувеличением способов их достижения;
  • В-третьих, ретретизм – отказ человека или группы лиц от социально одобренных целей и, соответственно, отказ от традиционных и привычных способов их достижения.

Последний тип девиантного поведения – бунт. Он отрицает и цели, и способы достижения целей, но при этом стремится к их замене на совершенно новые. К бунтарям следует относить революционеров, которые стремятся к коренной ломке всех общественных отношений. При этом, они могут предлагать новые способы достижения целей, а могут просто разрушать старые без возможностей альтернатив.

Рисунок 3. Причины девиантного поведения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сущность делинквентного поведения

Делинкветное поведение – это также асоциальное поведение человека, которое проявляется в его поступках. Это может быть и какое-либо действие, и бездействие в отношении сложившейся ситуации. Делинквентные поступки могут наносить вред отдельному человеку или всему обществу в целом.

Замечание 1

В отличие от девиантного поведения, делинквентное – это скорее проступок, чем осознанное преступление.

Рисунок 4. Делинквентное поведение. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Очень большой интерес представляет подростковая делинквентность. В этом возрасте человек чаще всего совершает различные проступки, как умышленные, так и несознательные. Рост таких проступков и отсутствие их профилактики может привести к тому, что делинквентное поведение будет восприниматься человеком как норма. Как следствие, во взрослом возрасте это приведет к увеличению удельного веса тяжких насильственных преступлений, которые будут совершаться теми же людьми, не прошедшими профилактические занятия или воспитательные беседы.

Чаще делинкветное поведение представлено в виде причинения вреда. Это связано с посягательством дилинквента на человека, его права и свободы. Сюда же относится и собственность, которую он может испортить, следуя каким-либо собственным мотивам. Различные виды делинкветного поведения, несмотря на их относительную невинность в сравнении с девиантным поведением, все же осуждаются обществом. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений. За делинквентные поступки в рамках законодательства устанавливаются самые разные виды социальной или уголовной ответственности (которая редко выходит за рамки административной ответственности и общественных работ).

Существует несколько видов делинквентного поведения:

  • Во-первых, к делинквентному поведению относятся административные правонарушения – нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство. В качестве административных правонарушений рассматривают также курение или распитие спиртных напитков в общественных местах.
  • Во-вторых, делинкветнтым является дисциплинарный проступок – противоправное, виновное и намеренное неисполнение своих трудовых обязанностей. Такие делинквентные проступки влекут за собой дисциплинарную ответственность, которая предусматривается в трудовом законодательстве.

К таким проступкам следует отнести: прогул по неуважительной причине, появление на работе в ненадлежащем состоянии, наркотическом или токсическом опьянении, нарушение правил охраны труда.

Если делинквентное поведение вовремя не откорректировать, то получится довольно негативная картина: человек, воспринимающий свое поведение как норму, будет и дальше совершать преступления, только уже более тяжелые. В его сознании отложится нормальность таких

Девиантное и делинквенткое поведение

Усвоение социальных ценностей и норм - основа социали­зации, а нормы - основа социального контроля. С понятием нормы соотносится понятие отклонения; если нет нормы, то не может быть и отклонения от нее.

Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным (отклоняющимся) поведением.

В широком смысле понятие «девиация» означает любое не­соответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям от неформаль­ных норм. Отклонение от правовых норм (нарушение) называет­ся делинквентным поведением, как уже сказано выше, отклонение от уголовно-правовых норм - преступным поведением. Таким образом, наиболее широким понятием является девиантное поведение, более узким - делинквентное, еще более узким - преступное.

Девиантность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»: негативно отклоняющееся поведение и позитивно отклоняющееся. Для социологии гениальность и злодей­ство - вещи вполне совместные: это просто два вида девиантного поведения. Но чаще всего, когда говорят о девиантном поведении, имеют в виду именно негативно отклоняющееся поведение. Делинквентное поведение как форма негативной девиантности имеет только отрицательную оценку.

Наиболее распространенными и социально значимыми для любого общества формами девиантного поведения являются суицид (самоубийство), алкоголизм, наркомания, половая рас­пущенность. Степень распространенности негативных форм де­виантного поведения служит показателем эффективности соци­ального контроля.

В простых обществах с неразвитой нормативной системой девиантное поведение легко диагностируется и контролируется. Чем меньше норм, тем меньше возможность отклонений. В сложноструктурированных обществах, включающих несколько нормативных систем и множество субкультур, проблема опреде­ления поведения как девиантного и контроля за ним много­кратно усложняется.

Задача социального контроля - предотвратить отклонение от нормы. Такая же задача стоит и у профилактики (предупре­ждения) делинквентного и преступного поведения. Понятия контроля и профилактики - весьма близки (у них сходные це­ли, некоторые общие институты), но не тождественны. С од­ной стороны, понятие контроля шире: его объектом является любое социальное поведение, в то время как объектом профи­лактики - противоправное. С другой стороны, профилактика как род социальной деятельности включает и контроль за пове­дением индивидов, и воздействие на объективные социальные факторы (причины и условия), способствующие делинквентному поведению.

Понятие девиантности - относительное. Девиантное поведение в рамках одной культуры или общности может рассматри­ваться как нормальное в другой. В первобытном обществе (а у некоторых племен и сегодня) каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным уст­ройством (разрешение брака между родственниками).

Но девиантность является относительной характеристикой не только для двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае говорят не о культуре, а о субкультуре. Пример таких групп - верующие, молодежь, женщины, пен­сионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы - девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя («Колька» или «Никитка») - норма обращения в низших слоях - считалось у первого девиацией.

Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В одних странах проституция ле­гальна (узаконена), в других странах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следует, что критерии девиантности от­носительны данной культуры и не могут рассматриваться в от­рыве от нее.

Критерии девиантности меняются во времени в рамках од ной и той же культуры.

После Второй мировой войны курение получило в США широкое распространение и социальное одобрение. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 г. ученые доказали, что курение - причина многих серь­езных заболеваний, в том числе рака легких. Постепенно ши­рокая общественность начала кампанию против курения. И сегодня в США курильщики превратились в объект всеобщего осуждения.

В СССР в 60-70-е годы школьные учителя боролись с «длинноволосыми» учениками, усматривая в этом подражание «буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растле­ния. В конце 80-х годов наше общество изменилось и длинные волосы превратились из девиации в норму.

Таким образом, девиация относительна а) исторической эпо­хи, б) культуры общества. Относительность в социологии назы­вается релятивизмом.

Девиантность, о которой сказано выше, - это отклонение от норм культуры, т.е. культурная девиантность. Ее не следует ото­ждествлять с психической девиантностью, с так называемыми «психическими аномалиями». Очень часто в психических анома­лиях (разного рода акцентуации, психопатии, олигофрения и т.д.), т.е. отклонениях от психической нормы, видят причину преступлений - отклонений от социальной нормы.

За последнее время было проведено немало исследований, которые установили, что среди преступников много лиц (по разным данным от 25 до 80%) с психическими аномалиями. Из этого, казалось бы, можно сделать вывод, что преступления в основном совершают люди с аномалиями. Но это не совсем так (и разнобой в данных исследований не случаен). Во-первых, многие аномалии имеют не наследственный, а приобретенный характер, и очень часто социально-нравственную запущенность личности квалифицируют как психическую аномалию (особен­но у подростков). Во-вторых, обычно приводимые цифры об аномалиях являются не официальными данными судебно-психиатрических экспертиз, а данными выборочных исследова­ний, проводимых по весьма различным методикам. В-третьих, большинство исследований проводится среди осужденных к ли­шению свободы. Но, как известно, условия мест лишения сво­боды являются мощным стрессогенным фактором, отрицательно влияющим на психику человека. И обычные методики не позво­ляют выявить, когда возникли аномалии - до совершения пре­ступления или после, в период отбывания наказания.

Психические аномалии, безусловно, влияют на поведение человека, поскольку могут вызывать серьезные затруднения в ходе социализации - труднее дается учеба, трудно получить вы­сококвалифицированную профессию и т. д. Но в отличие от нравственных отклонений психические аномалии не являются результатом социализации.

Утверждение о наличии прямой связи между психическими аномалиями и преступным поведением означает, что социальная коррекция невозможна и профилактика преступного поведения психически аномальных (но вменяемых) субъектов бесперспек­тивна. Поэтому для социологии и криминологии в изучении психических аномалий более плодотворным является другой подход - изучение следует направлять на поиск связи не видов аномалий с определенными формами преступного поведения, а психических расстройств с особенностями процесса социализа­ции аномальных индивидов.

Чаще, чем в других возрастных группах, девиантное поведе­ние наблюдается у подростков. Объективная причина данного обстоятельства состоит в том, что у несовершеннолетних про­цесс социализации (усвоение норм) и процесс формирования делинквентного поведения (отклонение от норм) по времени совпадают. И одно (делинквентность) есть следствие недостат­ков и неудач в другом (социализации).

Жизненный опыт подростка мал и фрагментарен, характер и взгляды окончательно не сформировались. В силу этого оценка ситуации часто бывает неадекватной, малый опыт и неадекват­ность оценки ситуации обусловливают и неправильное предви­дение последствий.

Кроме того, играют роль и особенности возраста:

социальные - происходит смена сфер социализации. Се­мью как основной институт социализации ребенка сменя­ют учебные и трудовые коллективы и неформальные груп­пы;

социально-психологические - линия поведения подростка формируется под воздействием противоречивых факторов. Для несовершеннолетних характерны как повышенная конформность (податливость группе), так и стремление к самостоятельности. Это обусловливает неустойчивость, ситуативность поведения несовершеннолетних;

психологические - процесс полового созревания обостряет (акцентуирует) проявление некоторых качеств (повышен­ная возбудимость, импульсивность и т. д.). Все это в определенной мере и определяет повышенную склонность несовершеннолетних к делинквентному поведению.

По данным ООН, около 30% всех молодых людей принима­ют участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% со­вершают серьезные правонарушения.

Социологи установили закономерность: человек тем легче усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

Из этого исходиттеория дифференцированной связи (ассоциации) американского криминологаЭдвина Сатерленда (1883-1950). Эта теория говорит о том, что преступному поведению, как и любому другому поведению, обучаются, и обучаются у тех, с кем имеют более тесную связь. (Иногда эту теорию иронически на­зывают теорией «дурной компании»). Степень влияния на чело­века тех или иных образцов поведения зависит от степени его связи с тем или иным лицом (или группой лиц): общаясь пре­имущественно с преступниками, человек скорее всего станет преступником, общаясь с законопослушными лицами, - законопослушным (дифференциация связи). В бедных районах, no­раженных преступностью, намного легче стать преступником:

обучиться соответствующим приемам, выработать навыки, найти соучастников, сбыть краденое и т. д.

Человек не наследует преступных наклонностей. Индивиду­альные различия между людьми если и влияют на преступность, то лишь в той мере, в какой они обусловливают частоту и ус­тойчивость контактов с образцами преступного поведения. Эмо­циональные стрессы в семье значимы постольку, поскольку они гонят человека из дома и толкают его на контакты с правонару­шителями.

Теория дифференцированной связи - описательная, а не объяснительная теория: она описывает механизм усвоения об­разцов поведения, воздействию которых подвержен индивид, но не объясняет, откуда берется то преступное поведение, ко­торому научаются. Теория Э. Сатерленда была одной из пер­вых теорий, описывающих процесс воспроизводства преступ­ности, она вызвала серьезные научные дискуссии и способст­вовала развитию криминологических теорий социологического направления.

В настоящее время в России на делинквентное поведение молодежи значительное воздействие оказывают социально-экономические факторы, иногда называемые социальными из­держками проводимых экономических реформ. Наиболее уязви­мым оказался такой важнейший институт социализации, как се­мья. Стремительное обнищание значительной части населения, безработица, рост пьянства и алкоголизма ведут к распаду семьи. Следствие этого - значительный рост среди несовершеннолет­них безнадзорности, бродяжничества, попрошайничества, вовле­чения их в аморальную и преступную деятельность. Резко обо­стрилась проблема социального сиротства, т.е. фактического от­сутствия семьи при живых родителях, уклоняющихся от воспитания детей, лишенных родительских прав или находя­щихся в местах лишения свободы. Увеличилось число правона­рушителей из таких социально неустроенных групп, как мигран­ты и вынужденные переселенцы.

Поскольку, как выше уже отмечено, процесс социализации и процесс формирования делинквентного поведения у несовер­шеннолетних совпадают во времени, основным направлением в предупреждении делинквентного поведения несовершеннолет­них является общесоциальная профилактика, цель которой - создать условия, способствующие нормальному формированию личности подростка. Ею должны быть охвачены все основные сферы социализации: семья, школа, трудовой коллектив, сфера общения и досуга. Продуманная социальная политика государ­ства, включающая помощь семье в воспитании детей, улучше­ние воспитания в школе, совершенствование трудового воспитания, создание условий для проведения содержательного досуга - все это содержит значительный антикриминогенный потенциал. Центр тяжести в профилактической работе с несо­вершеннолетними должен быть перенесен с субъектов из пра­воохранительной системы на государственные и общественные организации.

Социальная значимость проблемы подростковой делинквентности обусловливается особым местом подрастающего по­коления в обществе. Задача охраны жизни, физического и нрав­ственного здоровья будущего нации, всемерная социальная и правовая защита законных прав и интересов несовершеннолет­них и молодежи приоритетны во внутренней политике любого цивилизованного государства. Всякое нормальное общество осо­бо болезненно реагирует на пораженность преступностью имен­но социальной группы несовершеннолетних.

Отклонение и разнообразие

Девиантность не следует рассматривать как сугубо отрица­тельное явление. Как выше уже сказано, отклонения бывают как отрицательными, так и положительными. Девиантность является источником разнообразия - основы социального развития (эво­люции). Разнообразие так же связано с девиантностью, как еди­нообразие - с нормой. Нормопорядок и Девиантность - две не­разрывно связанные стороны социального прогресса.

Во все времена общество старалось не допускать отклонений в поведении своих членов. Если говорить абстрактно, то в принципе любые отклонения несут угрозу социальной стабиль­ности: гениальность и сумасшествие, героизм и предательство. Но практически социальный контроль несимметричен: негатив­ные отклонения чаще осуждаются, позитивные - одобряются. История человечества показывает, что борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием - чувств, мыслей, поступков.

На одном его полюсе разместятся максимально неодобряе­мые виды поведения: наркомания, вандализм, преступ­ность, святотатство и т. д.;

На другом полюсе расположатся максимально одобряе­мые отклонения: героизм, самопожертвование, гениаль­ность и т. д.

Если провести статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих- групп придется примерно по 10-15% общей численности населения, а 70% составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями.

При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, воровали в магазине, обманывали налого­вого инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях - опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных местах.

Одним из первых, кто связал существование делинквентности и преступности с категориями нормы и патологии, отклоне­ния и разнообразия, был выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он так же, как и У. Ломброзо (1835-1909), рассматривал преступность в качестве естественного явления, но в отличие от него считал ее не патологическим, а нормальным явлением, неотъемлемой частью любого здорового общества. Как и А. Кетле, Э. Дюркгейм обращал особое внимание на такое свойство преступности, как устойчивость, на то, что она сущест­вует во всех обществах всех типов, но в своих выводах он пошел значительно дальше. Человеку не нравится боль точно так же, пи­сал Э. Дюркгейм, как обществу преступность, и все же боль - функция нормальной физиологии.

Но если какое-то явление устойчиво и постоянно, то в соот­ветствии с концепцией структурно-функционального анализа (одним из основоположником которого был Э. Дюркгейм) оно должно выполнять определенную социальную функцию. По Э. Дюркгейму, функция преступности - эволюционная. Со­стояние преступности может служить индикатором уровня соци­ального развития. Развитие - это отклонение от устоявшихся норм и правил. Общество должно давать свободу для возникно­вения отклонений, но свобода неделима: она дает возможность как для положительных, так и для отрицательных отклонений. Если общество не дает такой свободы (тоталитарные режимы), то уровень преступности падает, но замедляется и развитие. Поэтому ненормален как слишком высокий уровень преступ­ности (аномия), так и слишком низкий (застой). С этой точки зрения объяснимо, почему преступность в социалистических странах была намного меньше, чем в капиталистических. За де­мократию и свободу приходится платить, в том числе и ростом преступности.

Но преступность - не только индикатор развития общества, она может быть и непосредственно эволюционным фактором (это самый смелый и парадоксальный вывод Э. Дюркгейма). Нередко преступления (преступление Сократа в античности, преступле­ния еретиков в средние века) прямо подготавливают почву для становления новых норм морали и права. Если применить этот подход к нашей действительности, то можно сказать, что по­скольку носителями рыночной психологии у нас были не Со­крат и Джордано Бруно, а фарцовщики, валютчики и «цеховики», постольку и не следует удивляться, что лицо молодого рос­сийского капитализма обезображено порочной печатью криминальности.

Многолетние