Пособия по йоге. Как йога помогает подросткам

История йоги уходит корнями в глубокую древность – за 5000 лет накопился огромный пласт знаний, повествующий об этой уникальной системе духовно-физического развития человека. Ребята, которые только начинает практиковать йогу , очень часто задаются вопросами: Что почитать? Какой должна быть литература для начинающих йогов? Где найти подходящие книги и диски по йоге? Есть ли видео-лекции, посвященные литературе для начинающих? Этот раздел ставит перед собой цель дать ответ на эти вопросы.

Конечно, йога-литература для начинающих практиков, которые только встают на Путь саморазвития, и книги про йогу для продвинутых практиков будут отличаться – доступностью информации, терминологией, глубиной пояснения техник. Однако даже на начальном этапе познания и личной практики рекомендуется читать книги по йоге не только в доступном и популярном изложении, но и более глубокую духовную йога-литературу. Изучение первоисточников, древних трактатов, жизнеописаний великий йогинов, буддийских сутр, наставлений великих Учителей на первый взгляд может показаться нелегким испытанием, а читать подобные книги по йоге будет трудно и непонятно. Необходимо запастись терпением! Снова и снова читать и обдумывать их. Ведь именно древние книги про йогу несут в себе самую суть Учения, истинные Знания и мощную энергию, которые открываются искателю и помогают двигаться на Пути самосовершенствования и глубокого постижения мира.

Выбирая для себя первый список йога-литературы, стоит задуматься, какую информацию вы хотите «загрузить в себя» – ведь именно она станет основой для дальнейшего развития в йоге. Существует мнение, что изучение древних писаний помогает вспомнить прошлый кармический опыт в качестве йогина, ощутить связь с прошлыми Учителями, познать единство со всеми живыми существами и природой. Поэтому пусть Ваши настольные книги по йоге не только помогут в развитии тела, но укрепят связь с душой и постепенно приведут к здравому образу жизни.

1. Узнать об основах йоги можно в этих книгах:

Хатха Йога Прадипика. Сватмарама – считается одним из самых древних из классических и авторитетных текстов по йоге дошедших до наших дней. Наиболее распространённый вариант издается с комментариями основателя бихарской школы йоги Свами Сатьянанды Сарасвати и его ученицы Свами Муктибодхананды Сарасвати.

Текст написан в очень доступной и понятной форме – доступной каждому начинающему практику. Для многих Хатха Йога Прадипика станет откровением и введением в хатха-йогу поскольку содержит в себе не только теоретическую составляющую, но и подробные практические советы для йогинов и йогинь по асанам – физическим упражнения, пранаямам – дыхательным техникам, шаткармам – очистительным методикам физического и тонкого тела, Мудрам и Бандхам – энергетическим жестам и замкам, а также очень подробно расписана самая важная ступень йоги – Самадхи.


Йога-сутры Патанджали – является основным классическим текстом по филосфии йоги и наставлениями по ступеням хатха-йоги, которые передал Гуру Патанджали. Существует различные мнения относительно датировки данного текста, от II до IV века до нашей эры.

Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики. Дешикачар.

Это наставление по хатха-йоге написано сыном известного Гуру Кришнамачарьи, который в свою очередь был учителем у двух самых известных основателей йога-школ современности Б.К.С. Айенгара и Паттабхи Джойса. В тексте подробно и в доступной форме описана философия йоги и ее ступени, важные мировоззренческие понятия такие Карма. Даны подробные практические руководства к асанами – физическим упражнениям, дыхательным техникам – Пранаямам и многом другом.

Также приведены Йога-сутры Патандажали.

Данный текст подойдет как для начинающих, так и для опытных практиков.

Древние тантрические техники йоги и крийи. Бихарская школа йоги. Три тома.

Бихарская школа йоги была основана Свами Сатьянандой Сарасвати и на текущий момент является очень популярной в мире. В этом тексте, который разделен на три тома, можно найти подробные руководства по хатха-йоге, бхакти йоге, джняна йоге и крийя-йоге.

Бихапрская школа йоги предлагает отточенную тысячилетиями поступательную систему освоения йоги, наиболее эффективную и безопасную методику. При этом серьезный акцент делается на практической составляющей и использовании йоги в повседневной жизни. Это наиболее емкое и полное описание древнего учения по крийя-йоги, построенного таким образом, чтобы максимально полно познакомить читателя с различными методиками, последовательно и в порядке возрастания сложности, как при обучении под непосредственным руководством опытного наставника.

Данное пособие в трех томах нацелено на развитие у занимающегося состояния идеального здоровья тела, спокойствия ума и психологической устойчивости, глубокой интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания. Книги будут полезны, только начавшим погружаться в йогу, так и для опытным йогинам и йогиням.

2. Узнать больше о хатха-йоге можно в следующих пособиях:

Азбука асан. Клуб OUM.RU

Данное руководство составлено клубом йоги oum.ru и включает в себя

Подробное описание наиболее известных в мире йогических упражнений. Все асаны структурированы в алфавитном порядке, указана их отстройка, эффекты и противопоказания. В конце книги приведены несколько последовательностей выполнения – комплексов йоги.

Азбука асан подойдет для занимающихся с различным опытом в практике йоги.

Прояснение йоги (Йога Дипика). Б.К.С. Айенгар.

Практическое руководство по хатха-йоге от ученика Кришнамачарьи - Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгара. Включает себя подробное наставление по ступеням йоги и более 200 иллюстраций асан – йогических упражнений. Разобраны 14 пранаям и различные крийи, банхи и муды.

Подойдет как начинающим, так и опытным практикам.

3. Изучение древних писаний:

Махабхарата.


Один из древнейших эпосов, дошедших до наших дней записанный мудрецом Вьясадевой. Повествует о противостоянии двух родственных кланов Пандавов и Кауравов. Включает с себя 18 томов, один из которых называется Бхагават Гита – Песть Бога, в ней Кришна, воплощение Бога Вишну, дает наставление великому воину Арджуне, о глубоких йогических и мировоззренческих понятиях которые нужно знать каждому.

Существует мнение, согласно которому величайшая битва описанная в этом тексте происходила на территории современной России и СНГ более 5 тысяч лет назад и ознаменовала собой начало темной эпохи – Кали-Юги.


Рамаяна - еще одна хорошая книга для начинающих йогов.

История о Раме и его подвигах, записанная великим мудрецом Вальмики.

Рама, седьмое воплощение Вишну, ставший чакравартином - правитель всей планеты, борется с могучим демоном Раваной обретшим великие мистические способности – Сиддхи. Доподлинно неизвестно, когда происходили эти события, но существует мнение согласно которому сюжет развивается на нашей планете более 500 тысяч лет назад. Существует свидетельства существования моста Рамы из Индии в Шри-Ланку, в данный момент он находится под водой, но был сухопутным вплоть до XV века н.э. Этот мост был построен по приказу Рамы для того чтобы переправить свое многочисленное войско и вступить в сражение с демоном Раваной, который украл у него невесту.

Йога Васиштха – важнейших ведический текст, дошедший до наших дней, в нем описаны беседы мудреца Васиштхи и других мудрецов с чакравартином Рамой, который задает мировоззренческие вопросы. Следует понимать, что основная цель которую преследует Васиштха заключается в том, чтобы убедить Раму выполнять свой долг воина-кшатрия, и к тексту нужно относиться осторожно. Поэтому данный эпос подойдет больше для опытных практиков.

4. Начать изучать Дхарму – Учение Будды можно с этих книг:

Путеводитель по Буддизму. Иллюстрированная энциклопедия. Е. Леонтьева.

Яркое иллюстрированное руководство по Учению Будды.

Потрясающее издание, в котором автор простым и доступным языком знакомит читателей с основами учения Будды, историей его развития, раскрывает основные понятия буддизма, а также наполняет свой рассказ интереснейшими красочными иллюстрациями. Книга станет замечательным подарком для ваших близких и друзей, которых вы хотели бы деликатно и ненавязчиво познакомить с духовной традицией буддизма. Это очень яркое и интересное издание для детей и взрослых – лучший выбор для начала взаимодействия с Великим Учением Будды Шакьямуни.

«Буддизм» Корниенко А.В . В данной книге повествуется жизнь и деяния Сиддхартхи Гаутамы, о становлении его Учения о Дхарме. Дается описание различных направлений современного буддизма. Дается список и описание священных писаний, дошедших до наших дней.

Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды»

Арья Аштанга Марга, или как принято говорит сейчас, благородный восьмеричный путь – это универсальный Путь саморазвития, который передал Будда своим ученикам. В данной книге очень подробно и ясно расписаны все 8 ступеней.

5. Узнать о медитациях и ретритах можно из этих книг:

Медитация випассаны. Искусство жить осознанно

Практическое руководство по медитации Випассана от Гунаратана Хенепола Бханте. В простой и доступной форме объясняется суть медитации, мотивация к ней и многое другое. Данная книга подойдет как начинающим так и опытным ребятам желающим на практике познакомиться с медитацией.

Откровения тибетских отшельников

Это уникальное практическое пособие, собрание наставлений величайших мастеров Тибета различных буддистских традиций, открывающее детали, тонкости, а также подводные камни ретрита - уединения с целью духовного самосовершенствования. Бесценная мудрость, накопленная через опыт личных практик, позволяет реально оценить собственные силы начинающим, а тем, кто уже готов к проведению ретрита придаст сил и вдохновения, позволит избежать ошибок в практике. По мимо этого книга раскрывает жизненные пути великих затворников, суть проводимых ими ритуалов, и их невероятные достижения.

6. Начать изучение сутр о Дхарме из первоисточников можно в этих книгах:

Джатаки - Истории прошлых воплощений Будды и его учеников. В просто и доступной каждому форме описаны важные мировоззренческие понятия на примере различных поучительных жизненных ситуаций. Джатаки рекомендованы всем тем, кто стремится к саморазвитию.

Саддхармапундарика-сутра. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (Сутра Лотоса)

В конце жизни Будды произошло событие, которое происходит крайне редко в различных вселенных – была передана квинтэссенция Дхармы. Будда поведал Богам, Бодхисаттвам, своим ученикам и другим живым существам суть своего Учения. Данная книга рекомендуется к прочтению всем, кто твердо решил посвятить свою жизнь несению света Знаний о Дхарме и опытным практикам йоги.

Вималакирти нирдеша сутра - Одно из важнейших писаний в Учении Будды, повествует о мудром мирянине Вималкирти и его наставлениях. Бодхисаттва Вималакирти учил Богов и людей и был очень почитаем во времена Будды за свою несравненную мудрость которая приносила благо многим живым существам. Знания и мудрость описанная в данной книге не может сравниться ни с одной драгоценностью на нашей планете, ибо ведет к самому ценному – достижению состояния Будды.

Бодхичарья Аватара (Путь Бодхисаттвы). Шантидева.

Великие учителя Тибета – повествование о двух выдающихся йогинах Тибета, Гуру Марпе и его преданном ученике Миларепе, который также в последствии стал величайшим Учителем нашего мира. Мила был невероятно реализованной личностью, который достиг очень больших результатов как в практике медитации, так и в понимании Дхармы Будды.

Книга подойдет любому занимающемуся с различным уровнем подготовки.

Книга Автобиография Йога. Парамаханса Йогананда

Это книга о великих учителях своего времени: Бабаджи, Лахири Махасае, Шри Юктешваре, Парамаханса Йогананде и других - написанная с искренностью ребенка и безмерной мудростью она с самых первых строк преображает читателя проводя его через мир мистиков, йогов, магов. Становясь невольным свидетелем пути маленького йога, получаешь уникальную возможность соприкоснуться с жизнями великих святых, а через взлеты и падения главного героя, Мукунды Лал Гхоша, расширить свое представление о мире и его законах. Начиная с простых истин, доступных ребенку, взрослея вместе автором, читателя словно подготавливают к тем невероятным духовным возможностям людей, открытых к восприятию Божественного. Искренность, стойкость, самоотверженность главного героя, его трепетное уважение к великим учителям, его любовь ко всем живым существам вдохновляют к познанию Божественной части самого себя.

Знаменитые Йогини - В данной книге собраны очень редкие и очень яркие жизнеописания женщин-практиков буддизма. Героини этих историй – великие души, Бодхисаттвы, избравшие женское тело для служения миру. Воплощения великой материнской силы Любви и Всепринятия существуют во всех известных нам духовных учениях. Такие жизнеописания помогают понять устройство Вселенной и место наших душ в ней не на уровне ума, а на уровне энергии, даря Свет и уверенность в следовании выбранному Пути.

Супруга Лотосорожденного

Эта книга содержит описание жизни знаменитой женщины-йогини Еше Цогель (Еше Цогьял). Она известна как ученица великого учителя и сиддхи Падмасамбхавы. Книга описывает различные периоды жизни Еше Цогель, начиная с того времени, когда она была принцессой, а в завершении книги йогиня предстает перед нами как одна из главных учениц и помощниц Гуру Ринпоче (Падмасамбхавы). Книга служит глубоким вдохновением для всех практиков йоги и других систем самосовершенствования, особенно интересна она будет для женщин, так как является реальной иллюстрацией, что в женском теле можно принести много блага живым существам и достичь очень многого на духовном Пути, если иметь искреннюю веру в Гуру, прикладывать усилия к развитию и развивать терпение.

Чтение подобной литературы позволит расширить Вам представление о йоге и перевести её из ранга увлекательной физкультуры в новую систему мировоззрения. Осваивая книгу за книгой и соприкасаясь со знаниями об Истине, Вы и сами со временем станете проводником «чистой энергии» – в Вашей жизни появятся новые привычки, интересы, люди. Регулярно практиковать, читать йога-книги, слушать лекции опытных преподавателей – это и есть первые шаги в йоге. Пропуская накопленные веками знания через личную практику, можно достичь удивительных результатов: обрести здоровое тело и дух, по-новому посмотреть на мир и научиться «жить в ладу с совестью и природой».

Древняя мудрость обширна. А в йоге нет предела познаниям. Чем глубже и дольше вы практикуете, тем больше нужно учиться. Хотя про йогу сейчас очень много современной и доступной информации, но ее философские корни уходят за пределы 20 века. И разобраться во всем этом поможет либо Гуру, либо хорошая литература. Согласитесь, лучше знать, чем вы занимаетесь. Эти книги перевернут ваше представление о собственном теле, и о своем жизненном пути. Для тех кто стоит на распутье, помогут поверить в себя.

Наиболее известным древним текстом йоги являются «Йога сутры Патанджали». Сутра в переводе с санскрита означает нить, то есть это афоризмы нанизанные друг на друга как нити. Есть еще много историко-философских книг, такие как «Бхагавад-гита». Один из древних текстов, в котором говорится о йоге. Если вы хотите еще сильнее углубиться, почитайте Упанишады и древний текст Ригведа. В индской древневосточной цивилизации, долины Инда обнаружили фигуры людей в асанах йоги. Возможно йога уже тогда была очень распространена.

Представляете, это ведь значит, что то, что мы практикуем у себя дома, в парках, студиях йоги, — зародилось много-много лет назад?

Перед вами не исчерпывающий список книг, для ознакомления и общего понимания.

  1. «Йога-сутры Патанджали» есть в интерпретации Свами Сатьянананда Сарасвати, и у Б.К.С. Айенгара «Прояснение»
  2. «Йога Сутры Патанджали» с комментариями Шри Шайлендры Шармы
  3. «Свет йоги» Б. К. С. Айенгар
  4. «Семь духовных законов йоги» Дипак Чопра
  5. «Кундалини-йога-парампара» Рейнхард Гамментхаллер
  6. «Йога: Традиция единения» Андрей Лаппа
  7. «Йога путь к здоровью» Б.К.С. Айенгар
  8. «Автобиография Йога» Парамаханса Йогананда
  9. «Счастье здесь и сейчас» Тик Нат Хан

«Йога-сутры Патанджали» есть в интерпретации Свами Сатьянананда Сарасвати, и у Б.К.С. Айенгара «Прояснение»

Свами Сатьянанда Сарасвати - известный йогин, признанный гуру, ученик Свами Шивананды. Он автор более 80 книг о йоге. В 1964 году основал Бихарскую школу йоги. В «Йога-сутрах Патанджали» он дает четкую картину сутр в их чистом виде, упоминая оригинальные санскритские тексты, их переводы и словосочетания. Свами предлагает свои комментарии, чтобы мы могли увидеть четкую картину написанного много столетий назад. Для тех, кто интересуется духовным путем в йоге, читать обязательно. Он дает подробную информацию о Раджа йоге, об асанах, медитации, об этике решений повседневных проблем.

«Свет йоги» Б. К. С. Айенгар

B.K.С. Айенгар всемирно известный эксперт в йоге. Его книга «Свет йоги» в основном касается асан йоги. Это практическое руководство по практике асан, их вариациям и их преимуществам, оздоровлению тела с помощью асан. Кроме того, она рассказывает о значении и истории каждой асаны с хорошими фотографиями к каждой позе. Асаны в книге разделены на уровни сложности, что облегчает читателю подбирать практику соответствующую их уровню. «Свет йоге» – это библия асан, подробно объясняющая все, что вам нужно о них знать.

«Сердце йоги: развитие личной практики» Т.К.В. Дешикачар

Т. К. В. Дешикачар четвертый ребенок Шри Тирумалаи Кришнамачарьи. Поскольку он был сыном прославленного пандита (почётное звание учёного брахмана, а также человека высокообразованного в области классической индийской литературы на санскрите), еще в детстве перед ним раскрылось все богатство и глубина индийской культуры. Он посвятил всю свою жизнь изучению наследия своего отца и открыл институт в честь него. Публиковался в различных научных журналах об оздоровительных аспектах йоги. Прочитать эту книгу стоит даже для того, чтобы узнать, как передаются знания о духовных практиках. Как человек посвятил ей всю свою жизнь, и помог тысячам людей. Для него йога это образ жизни в целом, она не отделена от повседневности.

Пишет о том, что йога это индивидуальная практика, и подбирается для каждого в соответствии с его привычками, образом жизни и питанием, работой. Вот, кстати отличное интервью с ним http://yogatimejournal.ru/wiki/index.php?title=%D0%A2.%D0%9A.%D0%92.%D0%94%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%80
«Сердце йоги: развитие личной практики» охватывает все аспекты йоги, которые влияют на человека мысленно, духовно и физически. Он направляет читателя через традиционные концепции йоги и помогает им настраивать позы, медитацию и философию в соответствии с его возрастом, здоровьем, работой и образом жизни.

«Семь духовных законов йоги» Дипак Чопра

Дипак Чопра известный индийский медик, иммигрировал в США в 1970-х годах, и стал активным пропагандистом альтернативной медицины. После случайной встречи с Махариши Махеш Йоги, его жизнь изменилась навсегда. Работу в больнице он оставил, а вскоре основал свой центр «Chopra For Wellbeing» и завоевал популярность благодаря шоу Опры Уинфри, где рассказал о своей работе и книгах.

В книге «Семь духовных законов йоги» Дипак описывает плюсы практики йоги. Акцент книги на том, что йога глубже, чем асаны и это в основном духовная практика. Книга подробно раскрывает техники медитации, асаны, пранаямы, мантры. Описывает духовные законы, соблюдая которые, вы встанете на путь просветления. Книга поможет вам реализовать свой творческий потенциал. Прилагается программа для достижения гармонии с окружающим миром.

«Кундалини-йога-парампара» Рейнхард Гамментхаллер

Рейнхарда нужно видеть своими глазами. Побывав раз на его семинаре, убеждаешься в том, что практика йоги, описанная в его книге работает на все сто. Техники, которые он дает подходят всем, и новичкам и старичкам. Книга очень подробно описывает путь йогина, техники очищения, асаны, пранаямы, мудры. Попробовав один раз, уже не сможете не практиковать каждый день.

«Йога: Традиция единения» Андрей Лаппа

Книга Андрея рассказывает о йоге в традиционном ключе. Здесь вы можете найти все, что вам необходимо знать. О питании, о практике подходящей вашему уровню, о морально-этических принципах йоги. Описывается танец Шивы и виды виньяс. И самое главное, о связи тела и духа. Как укрепить свой дух с помощью практики йоги. Любой регулярный тренинг прививает те или иные качества как телу, так и Духу. Берите на вооружение книгу и практикуйте с удовольствием применяя техники не только на коврике, но и в жизни.

«Йога путь к здоровью» Б.К.С. Айенгар

Если у вас есть проблемы со здоровьем, эта книга ключик к нему. В ней есть все прекрасные иллюстрации асан и эффективные комплексы лечебной йоги, облегчающие свыше 80 недомоганий и болезней - от астмы до вызываемых стрессами головных болей. Комплексы подходят для любого уровня практикующих.

«Автобиография Йога» Парамаханса Йогананда

Эта книга понравится всем духовным искателям. Она рассказывает о чудесах «крийя-йоги». Книга перевернула мир тысячи читателей. Помогла найти свой путь и обрести веру в себя, в чудо, и вдохновиться. Автор рассказывает о гималайском святом Бабаджи, который ввел сам термин «крийя-йога» и передал знания о ней. Значительная часть книги посвящена беседам Йогананды с ведущими духовными фигурами, такими как Тереза Ньюмен, индуистская святая Шри Анандамойи Ма, Мохандас Ганди, Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию физик Сэр Ч. В. Раман, знаменитый американский ботаник Лютер Бёрбанк, которому, собственно, и посвящена книга.

«Счастье здесь и сейчас» Тик Нат Хан

Тич Нхат Хан — сторонник мира и буддийский монах из Вьетнама. Будучи духовным лидером и дзен-мастером, путешествует по всему миру, чтобы распространить послание о мире и любви. Он влиятельный участник движения за мир, и поощряет ненасильственные решения конфликтов. Учредил организации, которые помогают обновлять и восстанавливать школы, медицинские центры и деревни, после разрушений войнами и катаклизмами.

Книга о том, что в повседневной жизни мы совершенно не осознаны - все действия выполняем автоматически, ходим, садимся, работаем, едим, управляем машиной и т. д. Но Мастер помогает понять: если мы начнем полностью осознавать наши действия, то сможем ощутить вовлеченность в то, что мы делаем, и научимся пребывать в состоянии счастья и умиротворения.

Подростковый возраст… Такой мятежный, такой бунтарский. Организм подростка в процессе гормональной перестройки часто находится в эмоциональном дисбалансе, что выливается в конфликты с родителями, учителями, сверстниками, а, главное, во внутренние конфликты с самим собой. Маленькие девочки и мальчики вот-вот превратятся в статных парней и прекрасных девушек. Их скелет, осанка формируются, вторичные половые признаки уже не скрыть. Подростки активно ищут себя, учатся взаимодействию с окружающим не всегда дружелюбным миром, обрастают комплексами, самоутверждаются. В этот непростой переходный период хочется помочь своему подросшему ребенку найти себя в бурном потоке обрушившейся на него взрослой жизни. Йога может стать одним из эффективных инструментов в решении многих сложностей подросткового периода. Ведь кто, как ни йога, наилучшим образом справляется с выравниванием психоэмоционального состояния и нормализацией физиологических функций организма?

Именно помогут вашему подростку иметь трезвый ум, стать осознанней, терпимей, более ответственным. Такой раздел йоги, как йога-баланс учит равновесию не только физическому, но и психологическому, предельной концентрации внимания и самодисциплине.


Также, нормализуя обменные процессы, многие йога-асаны помогают тем самым наладить и кожно-жировой обмен, дисбаланс которого часто является серьезной причиной для огорчения в переходном возрасте, проявляясь в различного рода неэстетичных высыпаниях на коже. Кроме того, подростковый возраст с грузом задач и комплексов, навалившихся на подросшего молодого человека или девушку, – это период повышенных рисков для развития сколиоза и прочих нарушений опорно-двигательного аппарата. При этом большинство йога-асан направлены на развитие гибкости позвоночника и формирование правильной осанки.


– это еще и развитие гибкости и растяжки. В подростковом возрасте, когда опорно-двигательный аппарат еще находится в стадии формирования, это сделать куда проще, чем позже в зрелом. Ведь не зря на спортивную гимнастику, балет детишек отдают в раннем возрасте. На подростковом этапе взросления гибкое растянутое тело имеет огромное значение и в формировании самооценки, особенно для девочек. Умея управлять своим телом, обладая хорошей растяжкой, подростки двигаются более грациозно, они уверенней в себе, имеют признание среди сверстников и в целом более успешнее. Развивая с помощью йоги гибкость тела, подросток получает и более гибкий ум, учится адекватно реагировать и находить выход из различных жизненных ситуаций.


Среди часто возникаю опасения: а не опасны ли силовые элементы йоги для еще не сформировавшегося до конца опорно-двигательного аппарата подростка? Ведь различного рода перевернутые позы, балансы на голове, руках – это серьезная работа с весом собственного тела, оказывающая немалую нагрузку на позвоночник. В этой связи можно довериться рекомендациям еще советской спортивной медицины, которая для возраста 12-16 лет рекомендует избегать упражнений с утяжелителями и строить тренировку подростка на упражнениях с собственным весом. Вот вам и ответ. Йога по большей части работает именно с собственным весом. Так что нет и не может быть никаких опасений по поводу ее негативного влияния на формирование опорно-двигательный аппарат подростка, если, конечно, нет прямых противопоказаний из-за особенностей состояния здоровья вашего ребенка.


Еще один стереотип, бытующий среди родителей, – навязывать своему ребенку . Якобы такие динамичные, а порой и экстремальные практики как каратэ, самбо, скалолазание, футбол и т.п. помогают «выбить дурь», «согнать спесь», «выпустить пар». Йога же вызывает опасение своей статичностью. Некоторые родители попросту переживают, что для их подростка занятия йогой будут слишком скучны. Однако так говорят те, кто ни разу не дал своему ребенку шанс попробовать волшебное воздействие йога-тренировки на себе. Вопреки бытующему мнению о статичности и низкой эффективности йоги для физического развития, эта практика заставляет активно работать практически все группы мышц, успокаивающе влияя при этом на ум. Здоровый, уравновешенный и физически развитый ребенок без страхов и комплексов, с острым восприятием действительности и при этом способный к самоконтролю: разве не это мечта любого родителя? А что касается статичности йоги, то всегда для практик можно выбрать ее динамичный раздел.

Поэтому, уважаемые родители, если вы на самом деле хотите помочь своему ребенку наиболее комфортно пережить переходный возраст и уберечь самих себя от стрессов и потрясений, предложите подростку йогу.. Совершенно неожиданно для себя вы можете найти в ней ключ к корректировке физических и эмоциональных качеств своего ребенка и верного помощника в формировании гармоничного, дисциплинированного и успешного человека.

Вы ищете спорт, который поможет вам снять напряжение, придаст сил и при этом сделает тело подтянутым? Ваш идеальный выбор — йога для начинающих. Упражнения или правильно – асаны (позы) подбираются с учётом особенностей современного ритма жизни.

Для первого приобщения к культуре тела и духа идеально подойдет йога для начинающих. Упражнения подобраны с учетом отсутствия опыта у занимающихся.

Наши привычные будни представляют собой бесконечный круговорот событий, в котором не всегда можно найти время для полноценного расслабления и укрепления своего здоровья. Вскакивать с постели и в спешке бежать на работу — не самый лучший способ начинать свой день. Сегодня мы предлагаем вам приобщиться к такому древнему искусству, как .

Упражнения представленного ниже комплекса рекомендуется выполнять именно утром. Они не займут много времени, а в комбинации с освежающим душем и лёгким завтраком зарядят вас энергией на весь оставшийся день! Занятие не займёт у вас более 20 минут, но при этом окажет неоценимую пользу вашему самочувствию.

Утренняя йога для начинающих имеет следующие плюсы:

  • улучшает самочувствие, разминает суставы и позвоночник;
  • эффективно укрепляет и тонизирует мышцы спины и всего тела;
  • обеспечивает массаж внутренних органов и усиливает кровообращение;
  • гармонизирует внутреннее состояние и дарит оптимистичный настрой за счет выработки эндорфинов;
  • подготавливает организм к активной умственной и физической работе в течение дня.

Если по темпераменту вы скорее «сова», чем «жаворонок», и вам не удобно заниматься именно утром, вы можете тренироваться в любое время суток. Однако замечено, что в утренние часы организм более расслаблен и податлив на воздействие. А сознание с утра еще не успело затуманиться ворохом повседневных мыслей.

Кроме того, древние верили, что каждый раз, когда вы встречаете рассвет, с восходом солнца прощается один грех. Недаром в йоге существует целый комплекс асан, который называется «Сурья намаскар» (приветствие солнцу). Йога для начинающих подразумевает упражнения, которые не сложны в выполнении и не требуют особой подготовки. Начав с освоения приведенного ниже комплекса, вы сможете продвигаться дальше и достигать своих собственных вершин.

Как получить максимальный эффект от йоги для начинающих?

  1. Упражнения или асаны (позы) должны выполняться в удобном для вас темпе. Задерживайтесь в каждой позе как минимум на 3 вдоха и выдоха.
  2. Делайте небольшие паузы между позами.
  3. Относитесь к каждому движению внимательно. Концентрируйтесь на работе вашего тела и постарайтесь отпустить все посторонние мысли.
  4. Прислушивайтесь к себе и не перенапрягайтесь. Занятие должно быть приятным.
  5. Держите под рукой стакан воды. Если вы устанете, сделайте несколько глотков и вскоре вы ощутите прилив энергии.
  6. Желательно заниматься каждый день.

Описание занятия йогой — асаны

Как выглядит занятие йогой для начинающих? Упражнение номер 1 является классической позой йоги.

1. Поза верблюда (Уштрасана)

Йога упражнения (позы, асаны) часто имеют несколько вариантов выполнения для разных уровней подготовки.

  • Для выполнения позы верблюда опуститесь на колени, поставив ноги на ширине таза. Руки свободно опустите назад.
  • Сделайте выдох и прогнитесь назад с опорой на одну руку, вторую при этом вытяните вверх. Напрягите мышцы ягодиц и следите за тем, чтобы они оставались перпендикулярны полу – не заваливайтесь назад и не оседайте на пятки. Задержитесь на 10-15 секунд.
  • Выполните в другую сторону, поменяв руки.
  • Встаньте на колени и упритесь кулаками в поясницу. На выдохе прогнитесь назад. Задержитесь в этом положении на 5 дыхательных циклов.

Поза позволяет размять позвоночник после длительного сна и растянуть мышцы живота.

2. Поза стула (Уткатасана)

Поза стула — одна из наиболее простых, но очень полезных асан.

  • Встаньте ровно и поставьте стопы на ширине плеч.
  • Вытяните прямые руки вверх, развернув ладони друг к другу.
  • Медленно согните ноги в коленях, отклоняя прямой корпус вперед, будто вы садитесь ягодицами на стул. Руки при этом остаются вытянутыми в одну линию с корпусом.
  • Задержитесь в этой позе на несколько десятков секунд, затем снова выпрямитесь, вернувшись в исходное положение.

Пребывание в этой позе прекрасно укрепляет мышцы ног и корпуса. Ваше тело станет более сильным и выносливым.

3. Поза наклона к стопам (Уттанасана)

При наклонах вперед ваш позвоночник удлиняется и выпрямляется.

  • Встаньте прямо и поставьте стопы параллельно друг другу.
  • Проворачиваясь в бедрах, наклоните прямой корпус к ногам и постарайтесь достать пола руками. Спину расслабьте, пусть ваше тело свисает вниз под собственным весом. Шею не напрягайте.
  • Старайтесь направлять нос к коленям, и не сгибайте ноги – они должны быть прямыми. Оставайтесь в этой позе не менее 10-15 секунд.

Эта поза прекрасно растягивает спину, массажирует внутренние органы, в частности, печень и селезенку.Также поза положительно влияет на состояние почек и активизирует кровообращение в органах малого таза. Обязательно включите ее в свой утренний йога комплекс, если у вас болит спина или есть склонность к остеохондрозу. Под воздействием вашего собственного веса ваш позвоночник растягивается, мышечные зажимы расслабляются, позвонки встают на место.

Старайтесь избегать глубоких наклонов при травмах поясницы, копчика, повышенном давлении или нарушении мозгового кровообращения.

4. Поза треугольника (Триконасана)

Поза треугольника укрепляет мышцы корпуса.

  • Поставьте ноги шире плеч, левая стопа направлена наружу, правая внутрь – к средней линии тела.
  • Прямые руки разведите в стороны на уровне плеч, ладони направьте вниз.
  • Плавно опускайтесь корпусом влево, пытаясь достать левой рукой мизинца левой стопы. Вторая рука при этом направлена вертикально вверх. Задержитесь в этой позе на несколько секунд.
  • Медленно вернитесь в исходное положение.
  • Разверните стопы вправо и повторите наклон в правую сторону.

Эта поза также очень полезна для позвоночника, массажирует кишечник, укрепляет мышцы корпуса.

5. Позу плуга (Халь-асана)

В этой позе старайтесь достать ногами до пола.

  • Лягте на коврик на спину, руки вытяните вдоль тела, ладони направлены в пол.
  • Поднимите прямые ноги вверх и заведите за голову, стараясь поставить носки на пол. Колени при этом старайтесь держать прямыми. Если с прямыми ногами достать до пола не получается – пусть стопы висят в воздухе.
  • Медленно развернитесь в исходное положение позвонок за позвонком.

Это упражнение разминает пояснично-крестцовый и шейный отделы позвоночника.

6. Поза свечи (Сарвангасана)

Свечка, она же «березка».

  • Исходное положение – как в предыдущем упражнении.
  • Поднимите прямые ноги вертикально вверх, далее за ногами поднимите таз, поддерживая себя ладонями. Старайтесь продвинуть ладони ближе к лопаткам.
  • Сначала задерживайтесь в этой позе 10 секунд, далее от занятия к занятию постепенно увеличивайте время, пока не дойдете до трех минут.
  • Выходите из позы медленно раскатывая позвоночник по полу.

Поза свечи по праву считается одной из самых полезных поз для органов всего тела.

7. Поза голубя (Эка пада раджкапотасана)

Эта асана может использоваться для подготовки к растяжке на шпагат.

  • Встаньте на четвереньки. Подтяните правое колено вперёд между рук и разверните правую стопу влево. Пятка правой ноги должна быть под левым бедром или же под животом.
  • Вытяните левую ногу назад и постарайтесь максимально опустить таз вниз. Согните локти и обопритесь на предплечья. Наклонитесь ещё ниже, вытягивая левую ногу назад.
  • Для усиления растяжки медленно выпрямите руки. Смотрите прямо перед собой, вытягивая, но не напрягая мышцы шеи.
  • Осуществляйте выход из позы медленно и осторожно. Повторите движение с другой стороны.

Существует также облегчённый вариант этой позы.

  • Сядьте и согните колени. Аккуратно положите правую стопу на левое бедро.
  • Подтяните правое колено к груди. Не опускайте голову и смотрите прямо перед собой.
  • Повторите другой ногой.

Поза голубя хорошо подходит для подготовки мышц к растяжке на шпагат.

8. Половинная поза царя рыб (Арлха матсиенлрасана)

Поза царя рыб или просто скручивания корпуса сидя.

После нескольких минут отдыха вы можете продолжить заниматься йогой. Упражнение «Половинная поза царя рыб» можно выполнять на полу или на кровати.

  • Сядьте, выпрямите спину и ноги.
  • Заведите правую ногу за левую. Стопу поставьте рядом с левым коленом. При этом левая нога должна быть прямой.
  • Возьмитесь левой рукой за правое колено.
  • На выдохе медленно скрутите позвоночник в правую сторону. Для удобства поставьте правую ладонь на пол, а локоть левой руки заведите за колено. Смотрите назад за себя.
  • При каждом выдохе пытайтесь скрутить позвоночник ещё сильнее. Выполняйте в течение 3-5 вдохов-выдохов.
  • Повторите в другую сторону.

9. Поза ребенка (Баласана)

Утренняя йога для начинающих вполне может завершаться этой позой.

  • Опуститесь на колени и сядьте на пятки.
  • Сделав глубокий вдох, наклонитесь вперёд и прижмитесь животом к бёдрам. Не забывайте держать спину ровно.
  • Опустите лоб на кровать и вытяните руки вдоль туловища. Ладони должны быть повёрнуты наверх.
  • Сконцентрируйтесь и почувствуйте плавные движения груди при каждом вдохе и выдохе.
  • Для выхода из позы сначала поднимите голову, а затем медленно выпрямите спину.

Данное упражнение является одним из наиболее важных в занятии утренней йогой для начинающих. Оно направлено на глубокое расслабление мышц спины, поэтому его можно применять для завершения утренней тренировки наряду с Шавасаной (см. ниже). Кроме того, эта поза подходит для снятия стресса в течение дня или для уменьшения мышечного напряжения после выполнения сложного упражнения.

10. Мертвая поза (Шавасана)

В шавасане необходимо лежать несколько минут до полного расслабления.

Пребыванием в этой позе в течение 4-5 миинут в идеале завершается любой комплекс йога упражнений. Для начинающих это особенно важно, так как учиться правильно расслабляться необходимо с первых же занятий.

  • Лягте на спину, вытяните руки вдоль корпуса и закройте глаза.
  • Максимально напрягите все мышцы тела и продержитесь так несколько секунд.
  • Полностью расслабьтесь, пройдитесь мысленно по всему телу от головы до пальцев ног и сосредоточьтесь только на своем дыхании.

Теперь вы полностью готовы к началу активного и полного впечатлений дня!

Сделайте свою жизнь более яркой и здоровой с помощью самой древней системы самосовершенствования. Если вы хотите изменить своё тело и найти внутреннюю гармонию, лучший выбор — это йога для начинающих. Упражнения направлены на развитие всего тела, но, в первую очередь, уделяют внимание позвоночнику. После нескольких месяцев регулярных занятий вы забудете о болях в спине, чувстве усталости в течение дня и приятно удивитесь изменениям в вашей фигуре.

Йога — учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках, учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах. Ведь родина йоги — древнейшая на Земле цивилизация славяно-ариев (руссов) — Арктида.

Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединявшим Америку и Евразию, а затем в результате глобальной катастрофы исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Те жители Арктиды, которые уцелели после этой катастрофы, и донесли йогу до древнейших цивилизаций Хиттиды, Пацифиды, Атлантиды, а уже оттуда йога попала в Индию и Египет.

В эзотерических школах Востока, которые существовали тайно, эти знания передавались последующим поколениям, сохраняя неприкосновенность несмотря на социальные, религиозные и прочие потрясения.

Однако мистические знания не всегда будут оставаться тайной за семью печатями.

Заниматься йогой может каждый. Здесь нет ни возрастных, ни каких-либо других ограничений.

Важно понимать:


! Йог — не гимнаст, хотя он постоянно работает с собственным телом, заботится о его чистоте и поддерживает его в бодром здоровом состоянии.

Йог — не факир, хотя он действительно, используя свои психические резервы, умеет управлять такими функциями внутренних органов, которые считаются непроизвольными, автоматическими. Например, ритмической деятельностью сердца и мозга.

Йог — не экстрасенс в обычном понимании этого слова; и хотя действительно может обладать удивительными способностями, никогда не стремится к им ради них самих.

Йог — не аскет. Сегодняшний йог живет и совершенствуется среди людей, хотя особенности его тренировки и требуют частого уединения (хотя бы на 1-1,5 часа у себя в комнате) и довольно строгих ограничений (на первых порах).

Йог — не фанатик. Хотя он и имеет дело с могучими силами, проявляющимися через его тело и психику, йог не привязан к какой-либо религии, ничто не ущемляет его свободу совести и не посягает на его право выбирать себе ту или иную религию.

Йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I век до н.э.).

Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «йога-сутра».

Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей признается классической.

По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него, и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в «Йога-сутре», согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

В оригинальном учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей:

1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;
2) нияма — предписания образа жизни;
3) асана — разнообразные позы и положения тела;
4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;
5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;
6) дхарана — концентрация мысли;
7) дхьяна — медитиция, регулируемый поток сознания;
8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.

Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение охватывает как бы три больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и, в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени).

Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер. Эта целостная система ведет человека к достижению идеального здоровья, ведь «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее фундаментом будут служить духовные внутренние ценности — твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. От них путь индивидуального развития ведет через совершенствование физического тела к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания.

Последняя ступень восьмеричного пути — это САМАДХИ, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом.

Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя.

Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверено выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги.

Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует духовной эволюции человечества, поэтому необходимо говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе духовной эволюции человека.

Распространение йоги было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей.

Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:
— хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;
— раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;
— карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;
— бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;
— джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.

Менее известны такие пути, как лайа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па).

В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.

В России значительное влияние оказала агни-йога, это учение было открыто для России Еленой Рерих.

Когда в настоящее время говорят о йоги, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет положительных и отрицательных токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела. На языке древней символики положительный ток обозначается словом «Ха» (Солнце), а отрицательный — словом «Тха» (Луна). От слияния этих двух слов и получаем слово «Хатха-йога», смысл которого символизирует единство противоположностей, положительного и отрицательного полюсов или явлений в жизни.

Физические упражнения представляют собой «азбуку» йоги, ее необходимую ступень, поскольку лишь через полное физическое здоровье и контроль за деятельностью тела — может быть достигнуто умственное, духовное и моральное совершенство.

Основу физических упражнений в йоге составляют АСАНЫ — специальные положения тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. В классической литературе упоминаются 8400000 асан. Из них лишь менее сотни используются йогами в настоящее время и только два — три десятка их них считаются наиболее важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю жизнь.

Патанджали указывает: «Асана — это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения». Это означает, что занимающийся должен стремиться к полному самоконтролю над телом при исполнении асан, так чтобы в течение длительного времени находиться в них неподвижно и чувствовать себя спокойно и удобно.

Асаны — это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и расслаблением.

Асаны — это преимущественно статические позы тела; напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее — на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.

Асаны предусматривают концентрацию внимания на определенных участках тела, при этом умственное усилие согласуется с мышечной активностью.

Асаны требует особого рода дыхания: полного, ритмического, контролируемого и замедленного.

Асаны дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект. Они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему и весь двигательный аппарат.

Асаны классифицируют, различая среди них позы для созерцания и медитации, перевернутые позы, позы равновесия и т.д.

Одной из важнейших поз считается Шавасана («Мертвая поза»), связанная с полным расслаблением тела. Это одновременно и физическое и умственное упражнение со сложной техникой исполнения. Она выполняется обычно после определенного цикла физических и психических упражнений. Для правильного исполнения Шавасаны необходимы не только умение быстро добиваться полной релаксации всего организма, но и способность освобождения от негативных эмоций, психической усталости, стрессов, волнений, забот. Физиологически Шавасана представляет собой полноценную замену сна.
Освоение асан открывает возможность произвольной регуляции физиологических процессов, протекающих в организме и помогает обучению направления сознания на тот или иной участок тела.

Известно, что имеется соответствие между отдельными психическими переживаниями и определенными зонами тела, точнее, особыми субъективными ощущениями в этих зонах. Переживание обиды или жалости к себе связано со щемящим ощущением в груди; ситуация опасности порождает неприятное, сосущее ощущение под ложечкой; размышление порой сопровождается напряжением и тяжестью в области лба. Эти ощущения телесных зон в связи с психическими переживаниями играют особую роль в йоге. Они изучаются практически как особые центры тела человека, так называемые «ЧАКРЫ». Чакрам соответствуют определенные символические изображения, а также слогосочетания (мантры), помогающие в концентрации на них.

Чакры представляют собой элементы своеобразной «психической анатомии» человека. Это психофизиологические механизмы, которые у большинства людей находятся в неразвитом, нерабочем состоянии.

«Включение» чакр и освоение работы с ними предусмотрено в процессе занятий йогой после освоения необходимых физических упражнений и определенных этических норм.

Современные западные исследователи йоги связывают активность чакр с циркуляцией энергии в каналах акупунктуры, в энергетических меридианах, и предполагают возможность произвольной регуляции этого процесса. При этом они указывают, например, на особую роль чакры, расположенной в области сердца. Утверждается, что каждый из двенадцати лепестков этой чакры включается в работу по перераспределению энергии в организме ежедневно в течение двух часов, а сама чакра представляет собой как бы часовой механизм, регулирующий жизненную энергию.

Учение о китайских меридианах глубоко связано с теорией и практикой йоги. Оно позволяет объяснить ряд физических элементов йоги.

Так, характерный медитативный знак «Джнани-мудра» представляет собой такое положение пальцев руки, когда путем соединения большого и указательного пальцев замыкаются конечные точки меридианов легких и толстого кишечника.

Хотя практика йоги и строго индивидуальна, она способствует эволюционному развитию не только отдельных людей, но и целых коллективов. Это особенно актуально сейчас, когда большие массы людей стремятся у духовному самопознанию и самосовершенствованию.

КОМПЛЕКСЫ ЙОГИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. СПИСОК ЛУЧШИХ КНИГ ПО ЙОГЕ И МЕДИТАЦИИ.

Асаны йоги: цель или средство?

«Помните: практики хатха-йоги, асаны и пранаямы предназначены, в конечном счёте, для развития качества человеческого сознания, а не просто качеств тела и ума».

Свами Сарасвати

Некий человек приходит на первое занятие йоги. Встаёт на коврик, тянется, гнётся, напрягается и расслабляется – он впервые выполняет непривычные гимнастические упражнения, называемые преподавателем «асанами». Практика заканчивается: в теле — приятная усталость, в уме – спокойствие и умиротворение. Некий человек уходит домой. Йога для него остаётся всего лишь интересной и притягательной вариацией фитнеса. Стойка на голове, поза лотоса, замысловатые балансы и гибкое тело – совершенствование асан становится для практика конечной целью. Ошибочно…

Так что же есть асаны хатха-йоги? Зачем необходимо физическое самосовершенствование? Как и почему тело необходимо познавать и укрощать? Попытаемся разобраться с этим понятием, чтобы практика всех начинающих йогов и йогинь стала чуть более глубокой и осознанной.

Согласно классическому подходу к йоге, известному как Восьмичастная йога Патанджали (II в до н.э.), асана – есть устойчивая и удобная сидячая поза. Вместе с ямой, ниямой, пранаямой, асана входит в так называемую внешнюю ветвь раджа-йоги. Раджа-йога в свою очередь направлена на контролирование ума посредством медитации, осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.

То есть после усвоения обетов ямы и ниямы асана помогает человеку подготовить тело и вместе с пранаямой сделать первый шаг к глубоким медитативным практикам, в которых он сможет постигать свой внутренний мир и продвигаться по ступеням саморазвития вплоть до самадхи. Поэтому в йога-сутрах Патанджали из многочисленных асан хатха-йоги внимание уделено лишь медитативным положениям, таким как падмасана и сиддхасана.

Древний текст «Хатха йога прадипика», записанный в XV веке Свами Сватмарама, представляет асану как первую часть хатха-йоги. В шлоке 17 записано, что «практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела». Асана рассматривается здесь как специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.

То есть во время занятий хатха-йогой происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт изменения потоков праны. Практика асаны представлена как наиболее важная часть в хатха-йоге, поскольку наращивание контроля над телом в конечном итоге позволяет приобрести контроль над умом.

Несмотря на подробное описание и детальное изучение асан, Сватварама в шлоке 67 напоминает, что «асаны и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги пока не будет достигнут результат в раджа-йоге». Тем самым хатха-йога представляет собой динамичный и подготовительный базис для кульминационной раджа-йоги.

Изучая первоисточники мы видим, что хатха-йога и совершенствование асан рассматривается не как самоцель, не как оздоровительная практика, а как ступень самосовершенствования, которая предшествует длительному путешествию человека в свой внутренний мир и осмысленное восприятие реальности. Практика асан позволяет испытать три уровня саморазвития – внешний, который делает тело более сильным, внутренний, позволяющий уму быть устойчивым, и наконец, более глубинный, укрепляющий и преобразующий дух человека.

Внешний уровень. Физический аспект асаны.

Современный человек отделил тело от разума, а душу выбросил из повседневной жизни, забыв, что только единство этой троицы обеспечивает ему здоровье и возможность развиваться. Хатха-йога позволяет вернуть пристальное внимание к телу. Во время занятий человек понимает, что здоровье не купишь и не обретёшь, выпив таблетки, — оно зарабатывается потом, трудом, уважением и дисциплиной. Здоровье через практику асан предстает в новом свете – не как готовый результат, а как постоянный и непрерывный процесс.

Интерес к асанам ради здоровья, поддержания формы и развития гибкости – извечные поводы заняться йогой. Но это благотворное воздействие не ограничивается лишь анатомическим и внешним эффектом. Крепкое тело — лишь достойное основание йоги, но не конец пути. Здоровье в йоге рассматривается как возможность свободно заниматься духовным поиском. Тело предстаёт как инструмент и ресурс, которым нас снабдили на пути к достижению внутренней свободы. Ведь пока человек не обрёл здоровья, его сознание будет обречено пребывать во власти тела, и тем самым, он не сможет развить и успокоить ум. Будда говорил: «В неукрощённом теле – неукрощённый ум, власть над телом даёт власть над умом».

Однако укрощение тела — непростая задача. Практикуя асаны и укрепляя тело, человек неизбежно сталкивается с болью. Боль причиняет не йога сама по себе. Боль всегда присутствует в теле, просто она скрыта. Человек годами существует, практически не осознавая тело. Когда начинаются занятия, болевые ощущения одномоментно всплывают на поверхность. Атрофированные мышцы, которые мы пытаемся разрабатывать, вдруг начинают громко заявлять о себе. Важно понять, что в йоге боль – это учитель. Асаны помогают развивать терпимость в теле и уме, чтобы в жизни нам было легче переносить напряжение. Прогибы назад позволяют вырабатывать мужество и стойкость, балансы воспитывают терпение, вытяжения развивают гибкость, скручивания и перевернутые асаны учат смотреть на мир под другим углом.

На внешнем уровне развития знание добывается через практику асан только в борьбе, терпении и дисциплине. Преодоление боли, умение находить удобство в дискомфорте, двигаться сквозь напряжение приближает человека к духовному смыслу йоги – обретению внутренней свободы через страдание. Через практику асан и преодоление боли виднеется свет самопознания.

Внутренний уровень. Асана как рычаг к преобразованию ума.

В нынешнем мире человек использует своё тело так, что перестает его чувствовать. Передвигаясь от кровати к машине, к столу, снова к машине и кровати, он перестает воспринимать тело осознанно. Хатха-йога учит наделять наши движения интеллектом, превращая их в действие. Во время выполнения асан мы развиваем острую чувствительность, учимся находить тонкую грань между эгоистическими порывами и реальными возможностями тела.

Каждая клетка во время занятия словно становится осязаемой. Постепенно развивается внутреннее видение, отличное от обычного наблюдения глазами. Например, сгибаясь в Пашчимоттанасане, человек не просто видит колени и пытается дотянуться до них лбом, он чувствует натяжение мельчайших мышц в ногах, руках и спине. Внимательно отслеживая работу в асане, у йога появляется возможность наблюдения не через зрительное восприятие, а именно через осознанность, подключение интеллекта к пониманию собственной плоти.

Только наличие разума и чувствительности во время выполнения асаны позволяет телу развиваться. Ведь как только теряется невидимый контакт ума и тела, асана становится безжизненной, вялой и поток осознанности гаснет.

Развитие осознанности в асане – это не просто концентрация и острота наблюдения за руками и ногами, это, прежде всего, стремление к гармоничному взаимодействию тела и ума. Осознанность в асане – это состояние, когда понятия объект и субъект исчезает, а действие и внутренняя тишина идут рука об руку. Только в случае, когда тело осознается во внутреннем безмолвии от предплечий до кончиков пальцев, от бедер до подошв ступней, от основания позвоночника до макушки головы ум становится пассивным и учится расслабляться. Состояние бдительного покоя в асане останавливает и преобразует ум, превращая йогу из физической в духовную практику. Свобода тела порождает естественный эволюционный переход к свободе ума, а далее – к наивысшему освобождению духа.

Именно через развитие осознанности в асане, через умение останавливать вихрь мыслей и эмоций, мы подготавливаем тело к медитации и самосозерцанию. В одной из видеолекций Андрей Верба говорит: «Асаны необходимы, чтобы человек подготовил тело к внутреннему самопознанию. Асанами мы раскрепощаем суставы, укрепляем мышцы и, тем самым, готовимся, чтобы сесть в стабильную позу и посидеть хотя бы час с закрытыми глазами». Развитие осознанности на базе тела служит якорем для концентрации: во время медитативной практики для остановки возбужденного и беспокойного ума, преследуемого воспоминаниями, суждениями и фантазиями, мы всегда можем обратиться к физическому опыту и перенести внимание на телесные ощущения и дыхание, возвращаясь в настоящий момент. Через практику асан мы развиваем умение перенаправлять внимание, погружаться в себя и стопроцентно пребывать в ощущении «здесь и сейчас».

Глубинный уровень. Асана как стадия духовного развития.

Упорная практика асан и пранаямы позволяет нам приблизиться к глубинному уровню йоги, когда приходит понимание – развитие материальной оболочки не есть самоцель. Тело необходимо познавать и усмирять не ради удовольствия и самолюбования. Достижение спокойствия в каждом суставе, в каждой мышце необходимо лишь для того, чтобы приблизиться к освобождению души из оков материальности. Когда мы способны осознавать своё тело и контролировать ум, наконец, появляется возможность обратиться к внутреннему миру. Через практику асан мы постепенно приближаемся от периферии к центру, от поверхности тела к уровню сердца. На глубинном уровне человек прорабатывает асаны не из эгоистических побуждений: ради здоровья, красоты или остроты ощущений, а ради достижения Самости и близости к божественной сути. Претерпевая страдания в асане и сопротивление Эго, мы растем духовно, развиваем сознание от простого к сложному, эволюционируем, тем самым, гармонизируем организм с природой и выражаем глубокую преданность Богу. Внимательная работа с телом помогает нам постепенно двигаться от грубого телесного уровня к ментальному и духовному, шаг за шагом постигая своё изначальное «Я». Как сказал известный учитель йоги Б.К.С Айенгар: «Реализовывать божественное экзистенциальное предназначение можно только с помощью воплощенного инструмента Души – бренного тела из плоти и крови».

Посмотрите короткое видео о том, почему есть смысл заниматься йогой каждому человеку:

У вас сейчас нет времени на йогу? На вас много всего навалилось и можно сказать наступила какая-то серая полоса Жизни? Кризис? Внимание! Именно поэтому вам и стоит именно СЕЙЧАС заняться практиками! 99% шанса — что это приведет к решению многих (а возможно и всех) ваших «проблем»! Как такое возможно? Внимательно посмотрите это видео:

А вот подробное видео, где хорошо рассказывается, для чего вообще нужна йога:

Также, прежде чем приступать к занятиям, изучите эту информацию:

ВНИМАНИЕ! ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ КАЖДОМУ, кто занимается СамоПознанием, Йогой, развитием сверхспособностей, идет по пути личной Эволюции и Духовного Развития! Принципы самоконтроля, этики и нравственности для занимающихся СамоПознанием и Развитием:

ЙОГА ПО СУТИ. Подборка материалов «Все, что необходимо знать занимающемуся йогой, чтобы иметь глубокое понимание йоги и достигать максимального результата в своем самопознании и принести максимальную пользу окружающим»:

МАНТРА ОМ – КЛЮЧ К ОЧИЩЕНИЮ, РАДОСТИ И ПРОСВЕТЛЕНИЮ.

Ремонт