Прощай, оружие. Краткое изложение прощай, оружие Прощай оружие читать краткое содержание по главам

Год написания:

1929

Время прочтения:

Описание произведения:

«Прощай, оружие» - один из самых известных романов о войне. Произведение написал Эрнест Хемингуэй в 1929 году. Хемингуэй перенес некоторые факты из своей жизни на страницы романа. Например, он, как и главный герой служил на итальянском фронте. Во время войны писатель получил ранение и лежал в миланской больнице, где у него развились отношения с медсестрой.

Роман был несколько раз экранизирован. Ниже вы можете прочитать краткое содержание романа «Прощай, оружие».

Краткое содержание романа
Прощай, оружие

Действие романа происходит в 1915–1918 гг. на итало-австрийском фронте.

Американец Фредерик Генри - лейтенант санитарных войск итальянской армии (итальянской - потому что США еще не вступили в войну, а Генри пошел добровольцем). Перед наступлением в городке на Плавне, где стоят санитарные части, - затишье. Офицеры проводят время кто как умеет - пьют, играют в бильярд, ходят в публичный дом и вгоняют в краску полкового священника, обсуждая при нем разные интимные вещи.

В расположенный по соседству английский госпиталь приезжает молодая медсестра Кэтрин Баркли, у которой во Франции погиб жених. Она сожалеет, что не вышла за него замуж раньше, не подарила ему хоть немного счастья.

По войскам проносится слух, что надо ждать скорого наступления. Надо срочно разбить перевязочный пункт для раненых. Австрийские части находятся близко от итальянцев - на другой стороне реки. Генри скрашивает напряжение ожидания ухаживанием за Кэтрин, хотя его смущают некоторые странности ее поведения. Сначала после попыткиее поцеловать он получает пощечину, потом девушка сама целует его, взволнованно спрашивая, всегда ли он будет добр к ней. Генри не исключает, что она слегка помешанная, но девушка очень красива, и встречаться с ней лучше, чем проводить вечера в офицерском публичном доме. На очередное свидание Генри приходит основательно пьяным и к тому же сильно опаздывает - впрочем, свидание не состоится: Кэтрин не совсем здорова. Неожиданно лейтенант чувствует себя непривычно одиноким, на душе у него муторно и тоскливо.

На следующий день становится известно, что ночью в верховьях реки будет атака, туда должны выехать санитарные машины. Проезжая мимо госпиталя, Генри на минуту выскакивает повидаться с Кэтрин, та дает ему медальон с изображением святого Антония - на счастье. Приехав на место, он располагается с шоферами в блиндаже; молодые ребята-итальянцы дружно ругают войну - если бы за дезертирство не преследовали родных, никого бы из них здесь не было. Нет ничего хуже войны. Проиграть ее - и то лучше. А что будет? Австрийцы дойдут до Италии, устанут и вернутся домой - каждому хочется на родину. Война нужна только тем, кто на ней наживается.

Начинается атака. В блиндаж, где находится лейтенант с шоферами, попадает бомба. Раненный в ноги, Генри пытается помочь умирающему рядом шоферу. Те, кто уцелел, доставляют его к пункту первой помощи. Там, как нигде, видна грязная сторона войны - кровь, стоны, развороченные тела. Генри готовят к отправке в центральный госпиталь - в Милан. Перед отъездом его навещает священник, он сочувствует Генри не столько потому, что того ранили, сколько потому, что тому трудно любить. Человека, Бога… И все же священник верит, что когда-нибудь Генри научится любить - душа у него еще не убита - и тогда будет счастлив. Кстати, его знакомую медсестру - кажется, Баркли? - тоже переводят в миланский госпиталь.

В Милане Генри переносит сложную операцию на колене. Неожиданно для себя он с большим нетерпением ждет приезда Кэтрин и, как только она входит в палату, переживает удивительное открытие: он любит ее и не может без нее жить. Когда Генри научился передвигаться на костылях, они с Кэтрин начинают ездить в парк на прогулку или обедают в уютном ресторанчике по соседству, пьют сухое белое вино, а потом возвращаются в госпиталь, и там, сидя на балконе, Генри ждет, когда Кэтрин закончит работу и придет к нему на всю ночь и ее дивные длинные волосы накроют его золотым водопадом.

Они считают себя мужем и женой, ведя отсчет супружеской жизни со дня появления Кэтрин в миланском госпитале. Генри хочет, чтобы они поженились на самом деле, но Кэтрин возражает: тогда ей придется уехать: как только они начнут улаживать формальности, за ней станут следить и их разлучат. Ее не беспокоит, что их отношения никак официально не узаконены, девушку больше волнует неясное предчувствие, ей кажется, что может случиться нечто ужасное.

Положение на фронте тяжелое. Обе стороны уже выдохлись, и, как сказал Генри один английский майор, та армия, которая последней поймет, что выдохлась, выиграет войну. После нескольких месяцев лечения Генри предписано вернуться в часть. Прощаясь с Кэтрин, он видит, что та чего-то недоговаривает, и еле добивается от нее правды: она уже три месяца беременна,

В части все идет по-прежнему, только некоторых уж нет в живых. Кто-то подхватил сифилис, кто-то запил, а священник все так же остается объектом для шуток. Австрийцы наступают. Генри теперь с души воротит от таких слов, как «слава», «доблесть», «подвиг» или «святыня», - они звучат просто неприлично рядом с конкретными названиями деревень, рек, номерами дорог и именами убитых. Санитарные машины то и дело попадают на дорогах в заторы; к колоннам машин прибиваются отступающие под натиском австрийцев беженцы, они везут в повозках жалкий домашний скарб, а под днищами повозок бегут собаки. Машина, в которой едет Генри, постоянно увязает в грязи и наконец застревает совсем. Генри и его подручные идут дальше пешком, их неоднократно обстреливают. В конце концов их останавливает итальянская полевая жандармерия, принимая за переодетых немцев, особенно подозрительным им кажется Генри с его американским акцентом. Его собираются расстрелять, но лейтенанту удается бежать - он с разбегу прыгает в реку и долго плывет под водой. Набрав воздуху, ныряет снова. Генри удается уйти от погони.

Генри понимает, что с него хватит этой войны, - река словно смыла с него чувство долга. Он покончил с войной, говорит себе Генри, он создан не для того, чтобы воевать, а чтобы есть, пить и спать с Кэтрин. Больше он не намерен с ней расставаться. Он заключил сепаратный мир - лично для него война кончилась. И все же ему трудно отделаться от чувства, какое бывает у мальчишек, которые сбежали с уроков, но не могут перестать думать о том, что же сейчас происходит в школе.

Добравшись наконец до Кэтрин, Генри чувствует себя, словно вернулся домой, - так хорошо ему подле этой женщины. Раньше у него так не было: он знал многих, но всегда оставался одиноким. Ночь с Кэтрин ничем не отличается от дня - с ней всегда прекрасно. Но от войны осталась оскомина, и в голову лезут разные невеселые мысли вроде того, что мир ломает каждого. Некоторые на изломе становятся крепче, но тех, кто не хочет ломаться, убивают. Убивают самых добрых, и самых нежных, и самых храбрых - без разбора. А если ты ни то, ни другое, ни третье, то тебя убьют тоже - только без особой спешки.

Генри знает: если его увидят на улице без формы и узнают, то расстреляют. Бармен из гостиницы, где они живут, предупреждает: утром Генри придут арестовать - кто-то донес на него. Бармен находит для них лодку и показывает направление, куда надо плыть, чтобы попасть в Швейцарию.

План срабатывает, и всю осень они живут в Монтрё в деревянном домике среди сосен, на склоне горы. Война кажется им очень далекой, но из газет они знают, что бои еще идут.

Близится срок родов Кэтрин, с ней не все благополучно - у нее узковат таз. Почти все время Генри и Кэтрин проводят вдвоем - у них нет потребности в общении, эта война словно вынесла их на необитаемый остров. Но вот выход в мир, к людям становится необходим: у Кэтрин начинаются схватки. Родовая деятельность очень слабая, и ей делают кесарево сечение, однако уже поздно - измученный ребенок рождается мертвым, умирает и сама Кэтрин, Вот так, думает опустошенный Генри, все всегда кончается этим - смертью. Тебя швыряют в жизнь и говорят тебе правила, и в первый же раз, когда застанут врасплох, убивают. Никому не дано спрятаться ни от жизни, ни от смерти.

Вы прочитали краткое содержание романа "Прощай, оружие". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Описываемые события разворачиваются на итало-австрийском фронте в 1915-1918 гг. Выходец из Америки - Фредерик Генри - пошел добровольцем в армию, заняв должность лейтенанта санитарных войск в итальянском полку. Санитарные части стоят в городе на Плавне, дожидаясь наступленья и коротая время различными развлечениями.


В это же время в соседний английский госпиталь прибывает молодая Кэтрин Баркли - медсестра, горюющая о своем погибшем женихе и жалевшая, что не вышла за него замуж раньше, чтобы не лишать его счастья так рано.


Итальянские войска ожидают скорого наступления в связи с близостью нахождения австрийских полков, поэтому возникает острая необходимость создать перевязочный пункт для пострадавших. Генри начинает ухаживать за Кэтрин, хотя та ведет себя довольно необычно: дает ему пощечину при попытке поцеловать, а потом целует сама. Генри считает Кэтрин очень красивой, хотя и слегка помешанной, но, безусловно, лучшей альтернативой времяпровождению в публичном доме. На одно из свиданий Генри опоздал и был нетрезв, но и Кэтрин не смогла прийти - она заболела. Лейтенант ощутил чувство одиночества, ему стало тоскливо.


На другой день санитарные машины ехали к верховьям реки, где ожидалось наступление. По пути Генри вышел к госпиталю, чтобы встретиться с Кэтрин. На счастье она дарит ему медальон со святым Антонием.


Добравшись до места, молодые люди выказывают свое недовольство войной, предполагая, что каждому солдату - и с этой, и с той стороны - хочется домой, а война действительно нужна только тем, кто получает с нее какую-либо выгоду. Солдаты бы давно ушли, но за подобные действия наказывают родных.


Во время атаки в блиндаж, где укрывались Генри с шоферами, попала бомба, ранившая ноги лейтенанта, но тот, тем не менее, пытается спасти погибающего шофера. Генри доставляют к пункту первой помощи - объективному отражению ужаса войны, с ее кровью, стонами и увечьями. Перед перемещением в центральный госпиталь в Милане к Генри приходит священник, жалеющий и выражающий свое сочувствие Генри. Священник верит, что когда-нибудь лейтенант сможет полюбить и найдет настоящее счастье. Также священник сообщает, что медсестру Кэтрин Баркли тоже отправляют в главный госпиталь.


После сложной операции на колене Генри с волнением ждет Кэтрин, а когда та входит в его палату, понимает, что безоговорочно любит ее.
С этого дня они начинают отчет так называемой супружеской жизни, искренне представляя себя как муж и жена. Как только Генри смог передвигаться на костылях, влюбленные начали гулять по парку, ходить в рестораны и проводить ночи вместе. Лейтенант мечтал о настоящем браке, но Кэтрин не волновали формальности, к тому же она боялась, что за ней начнут следить и им придется расстаться. Девушку мучает туманное предчувствие беды.


Тем временем ситуация на фронте только ухудшалась: обе стороны были уже измотаны. После лечения, по прошествии нескольких месяцев, Генри обязали вернуться в часть. Прощаясь с Кэтрин, он выясняет, что та на третьем месяце беременности.


На фронте Генри осознает бессмысленность и бесполезность пафосных слов - «подвиг», «слава» - понимая их несравнимость с человеческими жизнями и именами убитых. Австрийцы всё наступали.
Однажды санитарная машина попала на дороге в затор, и Генри с подручными вынуждены идти пешком. Они попадают в руки итальянской полевой жандармерии, которая приняла их за переодетых немцев и собиралась расстрелять. Генри сбежал, уплыв по реке. Так лейтенант осознает, насколько ему надоела эта война, всё, что он хочет - есть, пить и спать с Кэтрин. Генри решил, что война лично для него закончена.


Вернувшись к Кэтрин, он чувствует себя дома. Генри хорошо с ней так, как не было ни с кем другим. Он пережитой войны у Генри остались неприятные чувства и мысль, что мир сломает каждого.
Лейтенанту нельзя выходить на улицу в штатском - его тут же расстреляют. Однажды бармен из гостиницы предупредил Генри о чьем-то доносе и готовящемуся аресту. Он также нашел паре лодку и указал путь до Швейцарии.


Живя всю осень в Монтрё в деревянном домике среди сосен, Генри и Кэтрин узнают о боях лишь из газет. Всё время они проводят вместе. Скоро Кэтрин должна родить, но у нее есть проблемы - узок таз. При родах умирают оба: и ребенок, и Кэтрин. Генри остается один, он совершенно опустошен. Он думает, что все на свете кончается одним и тем же - смертью. И от нее не спрячешься. Так же, как и от жизни.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Прощай, оружие». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Роман Э. Хемингуэя с говорящим названием «Прощай, оружие» – это еще одна попытка осмыслить настоящую бессмысленность всех войн. И хотя тут речь идет о вполне конкретном и крупном противостояние в истории ХХ века – Первой Мировой, однако те мысли и выводы, к которым придет главный герой, касаются каждого вооруженного конфликта, каким бы крупным он ни был.

Центральный персонаж романа – американский доброволец Фредерик Генри, человек, который пошел на фронт только из чувства собственного долга. Он воюет на стороне Италии, в санитарных войсках. Начало произведения застает его в то время, когда на фронте все тихо, противники собираются с силами, а простые солдаты и офицеры просто проводят время, играя в карты и посещая местные бордели.

Недалеко находится английский госпиталь, и однажды туда прибывает молодая и очень красивая медсестра по имени Кэтрин. У нее недавно произошла трагедия: погиб жених, сражаясь за Францию. Девушка производит очень странное впечатление. Она тоскует и постоянно сожалеет о том, что любимый не успел стать ее мужем. Тогда бы, говорит Кэтрин, он перед смертью получил бы чуть больше счастья.

Генри же скучно. И отчасти из-за возникшей симпатии, отчасти для того, чтобы как-то избавиться от давящего ожидания наступления, молодой человек начинает ухаживать за хорошенькой медсестрой. Тут же он обнаруживает, что у девушки, видимо, не все в порядке с головой. Она как-то не адекватно реагирует на его попытки завевать ее сердце. Сначала Кэтрин сердится и гневно дает ему пощечину из-за простого поцелуя, а через какое-то время сама кидается в его объятия. Да, молодая женщина странна. Но это так утомительно – просто ждать боя, да и лучше уж быть с нею, чем ходить по борделям. В общем, так рассуждает главный герой. И на таких основаниях завязывается их полевой роман.

Страницы произведения пытаются анализировать что такое любовь, и какова она перед лицом возможной гибели. Но пока еще никакого чувства нет, Генри более рассудителен и циничен, чем влюблен. Только вот когда их запланированное свидание по ряду причин не происходит, он чувствует какую-то пустоту внутри себя. Разобраться с этим герой просто не успевает.

А все потому, что враг идет в наступление. И в этом бою Генри получает очень серьезное ранение в ноги. Пока он сражаться больше не может, и молодого бойца отправляют в Миланский госпиталь. Но до этого, находясь в полевом лазарете, герой сталкивается с самой ужасной стороной войны – развороченные внутренние органы, кровь, тошнотворный запах гниющей плоти и смерть… И в этот момент к нему приходит священник.

Пытаясь разобраться в душе молодого бойца, духовный настоятель понимает, что тот никогда и никого не любил, что его душа закрыта для этого чувства, и данный факт страшен уже сам по себе. Священник обещает: он будет верить и молиться, чтобы Генри хотя бы раз полюбил по-настоящему. И как бы невзначай бросает: мол, ту самую медсестру, вроде бы Кэтрин Баркли, тоже направляют в Милан.

Эрнест Хемингуэй: жизнь, творчество, драма

Хемингуэя считают одним из известнейших писателей прошлого века. Кроме того, литератор получил две престижные премии в области литературы – Нобелевскую и Пулитцеровскую. Хемингуэй кажется совершенно прозрачным автором, а между тем мы до сих многого не знаем о нем. Жизнь писателя полнилась странностями: например, в четырехлетнем возрасте вы вряд ли бы узнали нашего литераторы, ведь маленький Хемингуэй носил «девчачью» одежду. Впрочем, в то время в этом не видели ничего необычного: всех детей одевали так, будто те не имели пола. До определенного возраста. Американский писатель – особенный автор, из-под пера которого вышло множество опубликованных работ, а еще больше – неопубликованных.

Странности Хемингуэя

Наиболее драматичный момент биографии писателя – это, безусловно, мировая война. Образ войны отпечатался на теле Хемингуэя и на страницах хемингуэевских книг. Писатель получил около двухсот ранений от осколков, а также лишился коленной чашечки, которую впоследствии заменили алюминиевым протезом. Литератор отличался бурным и непредсказуемым характером. Известен случай, когда Хемингуэй извлек из любимой питейной писсуар, установив предмет в своей квартире. Писатель считал, что это похищение – восстановление справедливости, ведь бар здорово нажился на пристрастии Хемингуэя к спиртному. Однако у литератора имелись строгие правила по поводу писательства: Хемингуэй советовал писать на пьяную голову, а редактировать – на трезвую. На этом странности Хемингуэя не заканчиваются. Как-то раз писатель подал в газету небольшую заметку о рецепте пирога из яблок. А еще Хемингуэй контрабандно распространял запрещенный в те годы роман Джеймса Джойса. Речь идет об «Улиссе».

Хемингуэй всегда отличался бунтарским характером. Когда в Америке объявили «сухой закон», писатель не растерялся, совмещая литературную и алкогольную контрабанду и завозя – в компании так называемых бутлегеров – запрещенные книги и кубинское спиртное. Откровенный и прямолинейный характер литератора часто приносил ему неприятности. Так, Хемингуэю как-то удалось взять интервью у итальянского дуче. После этого писатель встретил Муссолини еще раз: дуче заинтересованно углубился в чтение какой-то книги. Хемингуэю захотелось узнать, что это за книга. Писатель заглянул через плечо дуче и увидел, что тот держит в руках перевернутый вверх тормашками словарь. Этот случай заставил американца объявить Муссолини пройдохой и обманщиком. Нетрудно догадаться, что хемингуэевские тексты вскоре в Италии запретили – как, впрочем, и в Германии времен Третьего Рейха.

Боли Хемингуэя

Вторая мировая война принесла Хемингуэю знакомство с другим замечательным писателем этого времени – Антуаном де Сент-Экзюпери. Но жизнь не слишком часто преподносила писателю столь приятные сюрпризы. Хемингуэй отличался слабым здоровьем: в разное время Эрнеста мучили сибирская язва и малярия, проблемы с легкими и почками, гепатит. Писатель болел раком кожи, Хемингуэй ломал позвоночник и переносил даже травму черепа. Незадолго до смерти писатель начал мучиться манией преследования. От психического расстройства Хемингуэя пробовали лечить с помощью электрошоковой терапии, вследствие которой литератор даже утратил память. Кроме того, писатель страдал от ночных кошмаров – Хемингуэю долго снились ужасы войны. Эрнест прошел через все эти трудности, чтобы, в конце концов, покончить с собой. А винтовка, которая послужила причиной смерти писателя, носит имя Хемингуэя.

Образ войны и потерянного поколения на страницах хемингуэевских книг
Перед читателем разворачивается война – так, как этот жестокий мир видит юный солдат. Другой угол зрения – война с позиции молодой девушки. Это основная тема анализируемого нами романа Хемингуэя. Американский писатель прославился мастерским умением изображения реальных ощущений людей, которые сильно отличались от образа война, нарисованного газетными колонками.

Люди, пережившие войну в молодости, получили название потерянного поколения, потому что, вернувшись домой, бывшие солдаты поняли – в мирном мире для них места не найдется. Все, что осталось этим несчастным, – война, навсегда застрявшая в голове. Страшная военная действительность вырвала людей из прошлой жизни с корнем, больше не вернув назад. «Прощай оружие» – плод впечатлений Хемингуэя, когда тот вкусил первые ужасы фронта. Писателю понадобилось целое десятилетие, чтобы оформить эти впечатления на страницах книги.

«Прощай оружие» в общем контексте хемингуэевского творчества

Этот роман в литературной критике и литературоведении считается одним из самых характерных для творчества американского писателя. Форма произведения – гармонична и стройна, Хемингуэй показывает себя мастером психологического портрета, вплетая в повествование множество лейтмотивных образов (например, осень или дождливая погода). В «Прощай оружии» внутренний мир героев и состояние природы будто соединяются воедино. Психологизм и внимание к внутреннему миру сочетается с реалистичностью картин войны, фронтовых сцен и описаний солдатского быта.

Центральный персонаж – Фредерик Генри – рассказчик, и присутствие первого лица – человека, пережившего описываемые события, – многократно усиливает близость автора и читателя. Эта цель достигается с помощью эффекта присутствия. Кроме собственных впечатлений, Хемингуэй использовал также мемуары, воспоминания, военные хроники и архивные источники, поэтому роман вызывает сильное доверие со стороны читателя. Прототип битвы из хемингуэевского произведения – сражение при Капоретто.

Ключевые темы, проблемы и мотивы романа Хемингуэя

Сущности войны

Произведение включает пять структурных элементов, которые соответствуют, в свою очередь, этапам жизни рассказчика. Начало событий – 1917 год. Место – фронтовая линия на границе Италии и Австрии. Пока что солдаты наслаждаются спокойные днями, однако в воздухе витает намек: это штиль перед грядущей бурей. Спокойствие сопровождается унылостью природы – типично осенней. Осень принесла и апатию, осознание собственной усталости. Этот период, как старается подчеркнуть Хемингуэй, наталкивает на размышления о бессмысленности, абсурдности войны, о грязи и аморальности жестокости. Произведение американского писателя позволило услышать мнения обычных солдат, не генералов. Солдаты сетуют, что начальники никогда не поймут нужд и страданий фронта.

Хемингуэй всегда выступал противником лживой риторики патриотического толка. Писатель словно разоблачает истинные смыслы подвигов, доблести, славы и сакральной сущности, противопоставляя фальши. На самом деле, в реальности войны нет места этим пустым словам. Здесь есть только названия городов, разрушенных селений, имена людей – выживших и погибших.

Будни фронтовиков и романтика

Казалось бы, солдат живет строгой жизнью войны, однако и «Прощай оружие», и, к примеру, фильм «В бой идут одни старики» показывают, что от ужасов войны человек спасается любовью и нравственными ценностями. Так, Фредерик встречается с Кэтрин, которая служила на фронте медсестрой. Девушка была родом из Англии, Кэтрин потеряла жениха на этой войне. И теперь у нее и Генри был шанс построит что-то светлое.

На войне трудно планировать будущее. Поэтому роман юноши с медсестрой отдавал легкостью, ведь не факт, что у них была надежда на завтра. Однажды Генри тяжело ранили, Кэтрин последовала за возлюбленным. Здесь, в миланском госпитале, между молодыми людьми возникли окрепшие и сильные чувства. Таким образом, Хемингуэй использует романтику, чтобы еще больше подчеркнуть контрастность войны.

Обманчивость затишья

Как мы и предвещали, штиль – фальшивка, предвестие бури. Фронт около Капоретто прорвали. Итальянцы, охваченные паникой, стремительно отступали. Хемингуэй добился того, что «Прощай оружие» – во многом, благодаря, сцене битвы при Капоретто, – вошло в классику батальных произведений. Однако, Хемингуэй – новатор, потому что, вопреки литературной традиции, обращается не к победе, а к картине поражения.

Фредерик тоже попал в гущу хаоса: вокруг – фуры и грузовики, санитарные машины, солдаты, вперемешку с гражданским населением. Техника увязла в сырой и грязеподобной земле, поэтому солдаты бросают теперь уже бесполезные машины. Наконец, достигнув реки, беглые солдаты и жители города натыкаются на колонну полевой жандармерии. Враги допросили беглецов и расстреляли офицеров. Фредерик – лейтенанту – чудом удалось спастись. Молодой человек тайком прибывает в Милан. Однако и здесь Генри не находится в безопасности. Юноша получает вести, что к утру его ждет арест. Генри и Кэтрин бегут на нейтральную швейцарскую территорию. Фредерик считает, что на этом война для него окончена. О событиях в Швейцарии повествует заключительная часть произведения. Возлюбленная Фредерика беременна и, казалось бы, впереди пару ожидают светлые, полные надежды дни. Однако война так и не покинула жизнь Генри. Ребенок Кэтрин – мертворожденный, но и самой девушке выжить при родах не удалось. Так война отомстила Генри.

Образы и лейтмотивы произведения Хемингуэя

Любовь к лейтмотивам – специфика хемингуэвского стиля. Например, одним из центральных лейтмотивов можно назвать дождь. Сырость осени наталкивает на размышления о горечи и тоске, об апатии, усталости и унынии. Поражение, изображенное автором, тоже происходит в дождливую погоду. Писатель прямо не говорит о том, что переживают и чувствуют герои, однако внешние факторы и события помогают раскрыть внутренний мир персонажей романа. Сам Хемингуэй воздерживается от комментариев по поводу героев. В качестве иллюстрации можно вспомнить сцену, когда Генри ждет окончания операции возлюбленной. Герой заходит в бар. Сцена ожидания ребенка наполнена грустью, тоской, но никак не радостью. Это предвестие скорой кончины Кэтрин.

Хемингуэя кое-что роднит с русским писателем – Чеховым. Оба литератора придерживаются позиции, что ни жизнь, ни литературы не включают случайных элементов. Если в романе появляется ружье, то оно выстреливает, если спиртное проливается на стол, то герой нервничает. И нервничает неспроста. Не зря некоторые литературоведы говорят о стиле американского писателя, как о «мужественной простоте». О творчестве Хемингуэя отзывались многие коллеги автора. Например, французский автор-биографист Андре Моруа в труде, посвященном американским романистам, писал:

Его стиль сработан из хорошо выточенных металлических элементов. Элегантность достигается тем, что он вовсе не стремится быть элегантным. На хемингуэевских фасадах нет ни капителей в коринфском стиле, ни в изобилии продуцируемых обнаженных женщин…

Английский коллега Хемингуэя – Форд Медокс – писал, в свою очередь, что произведения американского писателя емкие по смыслу, а слов – невероятно чист. Каждое слово Хемингуэй отчеканивает и взвешивает, тщательно выверяя все фразы.

Как воевать, когда сердце пылает?

Вскоре главный герой попадает в Миланский госпиталь, где переносит сложнейшую операцию на коленях и, переживая скучные дни реабилитации, вдруг понимает, что очень сильно ждет эту девушку. Он мечтает о встрече с ней, он как будто начинает пылать где-то глубоко внутри. Это похоже на фитиль свечи, который пока еще только занялся, но не вспыхнул. И пламя возгорается, как только Кэтрин заходит в палату Генри. Молодой человек очень рад ей, он вдруг понимает. Что любит эту женщину, что жизни без нее не мыслит, что всегда будет с нею. Так в романе появляется любовь.

Влюбленные решают жить вместе. Они официально не оформляют свои отношения, и девушке это вообще не важно. Кэтрин считает, что главное – это чувства, а все остальное – просто условности. Кроме того, если она начнет хлопотать о замужестве, на нее тут же обратят внимание, и пару могут разлучить. И пока Генри настаивает на законной свадьбе, его невеста мучается смутными предчувствиями беды. Что-то должно случиться. Что-то ужасное, непоправимое, но как понять, что же именно?

И вот это происходит. На фронте дела по-прежнему очень тяжелы, обе армии устали, война, кажется, перешла в совершенно бессмысленное течение… Поговаривают, что бойцы выдохлись, и победят именно те, кто первыми признают свою усталость. Генри понимает, что его уже воротит от понятий доблести, чести, воинского долга. Он остро ощущает, что просто хочет быть со своей Кэтрин. Но его ранение вылечено, реабилитация пройдена, и герою нужно вернуться обратно в часть. С камнем в сердце он прощается с любимой, попутно узнавая от нее, что та на третьем месяце беременности.

Любовь, война, смерть

Удивительно, но в этом романе герои не гибнут на поле брани. Все смерти происходят там, где мир, в местах, далеких от сражений. Так происходит и с семьей Генри. Воюя, он постоянно думает о Кэтрин, беспокоится о ней, хочет вернуться обратно. А между тем попадает в плен к полевым жандармам. Самое трагичное, что как раз к итальянским, которые и не враги вовсе. Однако они считают американский акцент главного героя излишне подозрительным, и принимают его за немца. Соответственно, Генри грозит расстрел. Однако молодой человек сбегает, прыгает в реку и проплывает под водой. Благодаря отличному дыханию и выдержке, он спасается. И наконец-то возвращается домой.

К Кэтрин возлюбленный приходит как будто очищенным. Тот побег и спасение в водах реки словно очистили его и смыли все долги чести. Генри решает, что теперь он больше не обязан воевать, он отдал свой долг, а вода смыла все остальное. Теперь пара живет вместе, наслаждаясь обществом друг друга и не желая общаться с целым миром. Война опустошила их и раскрыла только друг для друга. Однако девушка тревожится: ей скоро рожать, а таз узок, и могут случиться проблемы. Так и происходит.

Когда Кэтрин начинает рожать, врачам становится ясно: сама она не справится. Но драгоценное время потеряно, и, несмотря на кесарево сечение, ребенок появляется на свет уже мертвым. Вместе с ним погибает и мать. Узнав о гибели семьи, Генри впадает в тоску. Все смерть, все уходит, и от нее невозможно убежать. Мир – это коварное место, в которое каждого швыряют, даже толком не объяснив правил игры, а за первое же нарушение следует расплата – неминуемая гибель.

Следующая наша статья посвящена биографии неординарного и талантливого американского прозаика Следующая наша статья посвящена биографии неординарного и талантливого американского прозаика Эрнеста Хемингуэя , автора книг, которые впоследствии принесли ему Нобелевскую премию.

В романе Эрнеста Хемингуэя “По ком звонит колокол” раскрывается тема гражданской войны в Испании в преддверии Второй мировой войны, а также тема ненависти к войне и насилию.

Важные категории в романе и их осмысление

Роман «Прощай, оружие» – это цельное произведение, показывающее войну таковой, какая она и есть. Все эти разговоры о долге, воинской чести, отваге – это бред, и он ничего не стоит по сравнению с любимым человеком рядом.

В книге затрагиваются очень важные философские категории, такие как: смерть и жизнь, любовь, честь и долг. Автор путем размышлений и поступков своих героев пытается сам как-то разобраться с темой войны, с противостоянием и желанием победить. И читателям становится ясно: войну можно пережить, но она ломает и навсегда остается внутри каждого человека, кто побывал на поле боя.

На протяжении несколько сотне страниц мы наблюдаем, как эволюционируют и меняются герои, каким они становятся и что происходит в их сердцах. Генри изначально сам идет на войну. Его страна еще не участвует в этом конфликте, но молодой человек все равно считает, что воевать – это его святой долг. Затем взгляды меняются, появляются иные ценности – любимая девушка и будущий ребенок, и в свете этого герой по-другому начинает воспринимать и войну, и солдатскую отвагу, и даже честь. Это смерть, это не так почетно. Молодой человек познает любовь, и она словно открывает ему глаза, дает возможность по-другому оценить мир.

А это самый мир смыкает вокруг влюбленной пары. Они живут друг другом, видя войну чем-то далеким и уже не настоящим. Однако смерть и тут настигает их. В конце романа мы видим лишь опустошение, обреченность и какое-то почти фатальное смирение. Все тленно, и все уходит как раз тогда, когда хочешь этого меньше всего…

Все действия, происходящие в произведении, относятся к 1915-1918 годам. Место действий итало-австрийский фронт.

Фредерик Генри – родом из Америки, но служит лейтенантом санитарных войск в итальянской армии, так как Америка не вступила в войну. Он добровольно пошел на фронт. Его часть расположилась на Плавне в небольшом городке. Офицеры здесь пьют, гуляют, посещают публичный дом.

Недалеко от этих частей находится госпиталь и туда прибывает медицинская сестра по имени Кэтрин Беркли. Она потеряла жениха во Франции, он погиб. Она очень огорчена тем, что они не поженились раньше, так бы он хоть какое - то время был счастлив.

Но тут вдруг прошел слух о том, что скоро будет наступление. Необходимо в срочном порядке разбирать перевязочный пункт. Генри начинает ухаживать за Кэтрин, но его смущает иногда ее поведение. Когда он первый раз попытался ее поцеловать, то получил пощечину, но после она сама его целовала. На следующее свидание он приходит пьяным, но оно не состоялось, так как ей нездоровилось.

На следующий день приходит новость, что в ночь начнется атака. Когда он проезжал мимо госпиталя, то заглянул к Кэтрин, а она отдала ему медальон с изображением святого Антония. Он прибыл на место и расположился вместе с шоферами в блиндаже. Все солдаты ругают войну и говорят о ее бесполезности. Но они были вынуждены идти воевать, потому что в противном случае начинали преследовать их родных.

Начался бой. И одна из бомб попала в блиндаж, где был Генри, его сильно ранили в ноги. Принято решение отправить его в Центральный госпиталь, который находится в Милане. Кэтрин также переводят в Милан.

В Милане ему сделали сложную операцию на колено. Он каждый день ждет прихода Кэтрин. Начав ходить на костылях, они вместе выходят на прогулку, сидят в соседнем ресторанчике. Он ждет ее возвращение с работы, чтобы провести с ней всю ночь. Они считают друг друга мужем и женой. Отсчет своей семейной жизни они ведут с того времени как Кэтрин приехала в Милан. Он хочет узаконить отношения, но Кэтрин возражает, потому что думает, что потом ее будут преследовать. Ее нисколько не волнуют их отношения, которые не узаконены. Но не тревожат страшные предчувствия.

Обстановка на фронте сложная и тяжелая. Обе армии устали и та, которая продержится дольше, та и станет победителем. Спустя несколько месяцев Генри поставляется и ему нужно возвращаться в часть. Они прощаются с Кэтрин, но она от него что-то скрывает. Добившись от нее ответа, он узнает, что она беременна и находится на третьем месяце.

В части все осталось, как и было, только вот не которых нет уже в живых. Он также спасает раненых, их машины часто попадают в засаду, застревают в грязи. Но как - то раз его останавливают итальянские жандармы, и принимают за переодетых немцев и он им видится подозрительнее всех. Они хотят его расстрелять, но ему удается сбежать от них. Тут он понимает, что не делает больше служить. Его место рядом с Кэтрин. Когда он добивается до нее, то у него возникло чувство, как будто он вернулся в родной дом. Он счастлив рядом с ней. Но его мучают мысли о войне.

Он осознает, что если его увидят на улице, то ему грозит расстрел. Бармен гостиницы, где они проживали с Кэтрин, говорит им, что за Генри приедут утром, на него кто-то донес. Он нашел им лодку, указал направление, куда нужно плыть, чтобы добраться до Швейцарии. Все получилось, и они живут в Монтре. Война от них далека, но они узнают тяжелое положение из газет.

Но приближается срок рожать и у Кэтрин не все хорошо, потому что у нее узкий таз. Они живут в двери и им не нужно общение. Но выйти в свет необходимо, потому что у Кэтрин начались схватки и она ослабла. Ей делают кесарево, но малыш умирает, как собственно и Кэтрин. Он остается один и размышляет о жизни, о том, что в нее просто выбрасывают и диктуют правила, и как только застают врасплох, убивают. Никто и никогда не спрячется ни от жизни, ни от смерти. Выше человеческих отношений нет ничего важнее.

Картинка или рисунок Прощай оружие

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Андреев Баргамот и Гараська

    Главный герой - Иван Акиндинович Бергамотов по кличке «Баргамот» - городовой, которого уважали жители окраины «Орла». Этого высокого, толстого и в то же время сильного человека знали как серьёзного и солидного мужичка.

  • Краткое содержание Мещанское счастье Помяловский

    Егор Иванович Молотов родился в мещанской семье. Его отец был сапожник, мастер своего дела. Матери не было, отец растил сына один. Жили небогато, но дружно. Только ссорились изредка, когда спор заходил

  • Краткое содержание Островский Как закалялась сталь

    Павка Корчагин – хулиган, не очень хочет учиться, именно поэтому его выгоняют из школы. Он очень молод, и даже еще не закончил школу. Но, тем не менее, он покидает город, когда все узнают весть, что царя свергнули. Мальчик рвется в бой, самый настоящий

  • Краткое содержание Носов Огородники

    Повествование ведется от лица рассказчика, который в составе дружной команды мальчишек прибыл в пионерский лагерь. Вожатый по имени Витя оповестил их, что всем будут выделены участки для огорода

  • Краткое содержание Весенние перевёртыши Тендряков

    В рассказе В.Тендрякова Весенние перевертыши повествуется о двенадцатилетнем мальчике - Дюшке Тягунове, которому жилось легко и весело, хотя он не был отличником и иногда позволял себе ослушаться взрослых.

Целый год идёт война. В начале итальянские солдаты сражаются в деревне, потом занимают город. Зимой, когда начинает падать снег, офицеры понимают, что наступление откладывается до будущего года. Главному герою, лейтенанту, американцу по фамилии Генри, служащему в санитарном отряде, дают отпуск. Из него он возвращается всё в тот же город, и понимает, что ничего не изменилось – разве что наступила весна.

На следующий день Генри проверяет состояние машин для перевозки раненых и приходит к выводу, что от него лично в этом процессе мало что зависит. Как-то раз вместе с Ринальди, соседом по комнате и опытным хирургом, герой идёт в гости к его знакомой – англичанке, мисс Кэтрин Баркли. Она – медсестра в английском госпитале. Её жених, с которым девушка была помолвлена восемь лет, погиб в бою. Мисс Баркли, как все романтики, мечтала, что он попадёт к ней в госпиталь с незначительным ранением, но его разорвало на куски во Франции.

После первого поцелуя с Кэтрин Генри уезжает проверять посты. Вернувшись через три дня, он снова встречается с девушкой, которая выманивает у него признание в любви и тут же благодарит за попытку сыграть свою роль, как надо.

Перед наступлением Генри мечтает о том, как занимается любовью с Кэтрин Баркли в Милане. Идя на очередное свидание пьяным, герой узнаёт, что девушка не совсем здорова, и вдруг понимает, насколько он одинок. Перед атакой в верховье реки Кэтрин даёт Генри медальон со святым Антонием, чтобы он сохранил героя в бою. При этом сама девушка – не католичка.

Генри ужинает вместе шофёрами санитарных машин. Его ранит миной. С раздробленными ногами и трещиной в голове герой попадает в госпиталь. Его навещают Ринальди и полковой священник. Перед началом нового наступления, Генри отправляют в американский госпиталь в Милане. На прощание он выпивает с Ринальди и узнаёт, что мисс Баркли переведена туда же.

Книга вторая

В американском госпитале Генри оказывается первым больным. Заведующая мисс Ван-Кампен не нравится Генри, а он, в свою очередь, не нравится ей. Поначалу за Генри ухаживает мисс Гейдж и старая мисс Уокер, затем приезжает Кэтрин. Как только герой видит её, то сразу же понимает: он влюблён!

Генри делают рентген. Консилиум из трёх врачей говорит, что нужно подождать полгода прежде, чем можно будет оперировать колено. Главный герой просит вызвать другого, более опытного врача, и тот предлагает провести операцию немедленно. В госпитале Генри начинает спать с Кэтрин.

Перед операцией Кэтрин обещает Генри дать всё, что он захочет. Она считает, что это позволит ему не думать о других женщинах. Операция проходит успешно. Кэтрин постоянно вызывается дежурить по ночам и проводит их с Генри. Днём они обмениваются записками через подругу девушки Эллен Фергюсон.

Летом Генри с Кэтрин гуляют по парку, обедают в ресторанах, ходят на скачки с друзьями. Они наслаждаются любовью, но жениться не планируют, боясь, что тогда их разлучат. К сентябрю Генри поправляется. Ему дают отпуск на три недели. Кэтрин сообщает, что она ждёт ребёнка. Будущим родителям не удаётся провести отпуск вместе, так как Генри поражает желтуха. Мисс Ван-Кампен обвиняет героя в том, что он нарочно много пил, чтобы заболеть и остаться в тылу.

Последний вечер перед отъездом Генри проводит с Кэтрин в отеле, после чего в переполненном поезде отправляется на фронт.

Книга третья

Майор рассказывает Генри, что во время его отсутствия было очень скверно из-за тяжёлых боёв. Ринальди рад возвращению друга, пусть тот и превратился в более рассудительного человека. За ужином Ринальди напивается. Майор сообщает Генри, что тот много работал в последние месяцы и решил, что у него сифилис. После ужина главный герой разговаривает со священником. Последний считает, что война скоро кончится.

Генри едет в Баинзиццу. Австрийская армия прорывает северный фронт. Итальянцы отступают. Генри вместе с шофёрами в начале движутся по главному шоссе, затем сворачивают на просёлочную дорогу. В поле машины застревают. Генри с шофёрами идут пешком в сторону Удине. На главном шоссе они видят брошенные машины, крестьянские повозки и взорванный мост. Переправляясь по железнодорожному мосту, Генри наблюдает штабную немецкую машину, затем мимо героев проезжает немецкая велосипедная рота. Одного из шоферов убивают засевшие в кустарниках итальянцы, один уходит сдаваться в плен. Генри с последним шофёром добираются до своих. Главного героя забирает полевая жандармерия. Итальянские карабинеры расстреливают всех офицеров, отбившихся от своих полков. Генри бежит, прыгает в реку и уплывает, схватившись одной рукой за бревно. Он плывёт всю ночь, утром сушится и идёт дальше один. Чтобы быстрее добраться до Милана, Генри запрыгивает в поезд и прячется среди накрытых брезентом орудий. Для Генри война кончилась. Он думает только о том, как будет жить дальше с Кэтрин.

Книга четвёртая

Генри спрыгивает с поезда в Милане. Хозяин кафе, куда он заходит позавтракать, предлагает ему приют. У швейцара американского госпиталя Генри узнаёт, что Кэтрин уехала в Стрезу. Переодевшись в штатское друга, герой отправляется вслед за женой. Он находит её вместе с Эллен Фергюсон.

Генри с Кэтрин живут в отеле как супружеская пара. Герой рыбачит на озере вместе с барменом, играет в бильярд с 94-летним графом Греффи.

В одну из ночей к Генри приходит бармен и говорит, что утром его собираются арестовать. Бармен одалживает героям лодку. По озеру они добираются до Швейцарии. В этой стране Генри и Кэтрин получают временные визы.

Книга пятая

Генри с Кэтрин поселяются в маленьком домике в Монтре. Они много читают и играют в карты. Им хорошо вдвоём. Кэтрин всё ещё не соглашается на брак, но теперь – из-за большого живота. Снег выпадает за три дня до Рождества. Зимой Генри с Кэтрин гуляют и наслаждаются семейным счастьем. Весной дожди размывают округу и герои перебираются в город. Кэтрин рожает мёртвого мальчика, а потом умирает от сильного кровотечения.

Огород