Родовая усыпальница морозовых на рогожском. Рогожское кладбище

Рогожское – одно из самых древних и загадочных кладбищ Москвы. Старожилы утверждают, что ночью, особенно в полнолуние, по старинному некрополю лучше не ходить, если нет желания встретиться с призраком Саввы Морозова. По легенде, младший из прославленной семьи русских промышленников и меценатов является в образе призрака мужчины в длинных одеждах. Его появление сопровождается звуком, похожим на звон монет.

Савва Морозов скончался в мае 1905 года в Каннах от пулевого ранения в грудь. Однако обстоятельства его смерти до сих пор остаются неразгаданными. Одни уверены, что это было самоубийство, другие – что знаменитый промышленник и меценат был застрелен неизвестными. Но что подтолкнуло столь известного человека к роковой черте, и почему, если верить легендам, его душа и столетие спустя не успокоена? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.

Древнее кладбище

История возникновения самого Рогожского кладбища столь же трагична, как и истории многих московских семей былых времен, покоящихся здесь. Все началось с большой беды. В 1771 году на Москву обрушилась страшная эпидемия чумы.

"Трупы лежали на улицах, к ним боялись прикасаться. И тогда власти приказали старообрядцам самим заняться захоронением, им выделили площадку в поле, около Владимирского тракта", - утверждает историк Александр Антонов.

Чума унесла жизни не менее 50 тысяч москвичей. Все городские кладбища были закрыты. Императрица Екатерина II распорядилась производить общественные захоронения за пределами города.

"Есть четкая дата – середина сентября 1771 года, – когда здесь похоронили первого старообрядца. Удивительно, но история сохранила его имя – Матвей Сумнин. С этого времени и пошло старообрядческое Рогожское кладбище", - говорит руководитель Рогожского экскурсионно-паломнического центра Анатолий Шатохин.

Старообрядцы сохранили традицию древнерусских захоронений. Никаких изображений, ни в камне ни в дереве, только белый крест и мраморное надгробие.

"Пройдитесь по двум кладбищам старообрядческим, Преображенскому и Рогожскому, и вы по надгробиям, по надписям, увидите историю русской торговли и промышленности. Тут весь "цвет" лежит", - рассказывает Александр Антонов.

Впрочем, большинство надгробий знаменитых купцов и фабрикантов до наших дней не сохранились. В советские годы мраморные плиты Рогожского кладбища использовались для облицовки первой линии метрополитена.

"В 30-е годы Рогожское кладбище было превращено в своеобразный мраморно-гранитный карьер. Огромное количество богатых захоронений было уничтожено. Камень шел и на стройки, и на бордюры", - утверждает москвовед Алексей Дедушкин.

Из известных купеческих захоронений на Рогожском кладбище каким-то чудом уцелели фамильные склепы фабрикантов Морозовых и шерстяных королей Соловьевых. Утрачен и самый первый памятный знак, поставленный здесь еще в XVIII веке.

"Самый первый памятный крест, поставленный на братском чумном захоронении, был с виршами с четырех сторон. На них описывалась сама болезнь, как она протекала. К сожалению, это не сохранилось", - говорит Алексей Дедушкин.

Сама Рогожская слобода возникла значительно раньше некрополя, в начале XVII века, при Борисе Годунове. Она была названа в честь старинного богатого села Рогож, в которое вел Владимирский тракт, современное шоссе Энтузиастов. В слободе торговали рогожами и сеном. В 1781 году село стало уездным городом Богородском, а затем Ногинском.

"Там жили ямщики, владельцы транспортных предприятий", - поясняет Дедушкин. В самом центре Рогожской слободы, на улице Школьной, которая раньше называлась Тележной, сохранилась застройка XIX века, недавно дома были отреставрированы.

"Даже сохранилась тумба через дорогу, копия старинного масляного фонаря, и ширина самой улицы, одной из самых широких в Москве, хоть и находится на самой окраине", - говорит Алексей Дедушкин.

Сегодня старинные ямщицкие и купеческие особняки заселяют офисы, на улице много машин. Впрочем, на Тележной и сто лет назад было тесно, особенно в ярмарочные дни.

"Отсюда отправлялись подводы на Нижегородскую ярмарку, в 5 утра здесь уже пройти было невозможно, приходилось просачиваться между возами, которыми была заставлена эта улица", - объясняет Дедушкин.

Семья Морозовых

В конце XVIII века, когда старообрядцам была выделена территория под Рогожское кладбище, они стали скупать владения ямщиков, чтобы быть ближе к своему духовному центру. И к середине XIX века слобода стала по большей части старообрядческой.

Савва Морозов в Рогожской слободе никогда не жил, хотя семья, в которой 3 февраля 1862 года появился на свет будущий меценат, была старообрядческой, и родители его, и он сам часто посещали общину.

"Фамильное захоронение Морозовых, Мария Федоровна, мать Саввы, Тимофей Саввыч – отец. Он был мощный мужчина, когда он шел на свою фабрику, рабочие слышали скрип его сапогов за пять километров, и боялись, потому что он был матерый человечище и очень любил дисциплину. Но когда он возвращался домой, все больше и больше трепетал перед Марией Федоровной. Савва был в мать, волевой, по кличке Бизон", - рассказывает Александр Антонов.

Савва Морозов получил прекрасное образование. Он окончил элитную гимназию и Московский Императорский Университет. В Кэмбридже будущий миллионер изучал химию и знакомился с организацией текстильного дела на фабриках в Манчестере. Впрочем, чем глубже он уходил в науку, и открывал для семя мир, тем меньше его интересовала религия.

"Он признавался потом одному из своих знакомых, что в гимназии он научился курить и не веровать в Бога. То есть, он не был до конца атеистом, но старообрядцем в полной мере тоже", - говорит кандидат исторических наук, публицист Анна Федорец.

После учебы, Савва Морозов возглавил семейный бизнес - Никольскую мануфактуру. Это было самое передовое механизированное предприятие царской России.

В феврале 1905 года по Москве поползли слухи: эгоцентричный миллионер окончательно повредился рассудком. Газетные заголовки заявляли, что он признан невменяемым, Савва Тимофеевич Морозов болен слабоумием. В это время предприниматель действительно отошел от дел.

Он сидел в своем доме в одиночестве и никого не принимал. Близкие друзья считали, что его депрессия вызвана семейной травлей. Пройдет всего три месяца, и 13 мая 1905 года Савва Морозов трагически погибнет.

"Официальная версия – самоубийство. Такую версию выдвинула французская полиция, и ее не стали оспаривать. Есть версия, что мать участвовала в гибели сына", - поясняет Анна Федорец.

Эту версию отчасти подтверждает тот факт, что семья от дальнейшего расследования гибели решительно отказалась. "Когда его матушке предлагали нанять частных сыщиков, она сказала, что и так нашу фамилию изрядно полощут, и пусть все остается как есть", - говорит Алексей Дедушкин.

Кроме того, незадолго до гибели, 17 марта 1905 года, на очередном собрании пайщиков Никольской мануфактуры, Савва Тимофеевич был отстранен от дел. На должность директора была избрана его мать, Мария Федоровна. Но могла ли она пойти на преступление?

"В советское время сложился миф, что Мария Федоровна – деспот в юбке, что она ненавидела сына и старалась ему всячески мешать. Это неправда. На самом деле, она любила сына", - говорит Федорец.

Собственно, отстранение Морозова от управления активами могло быть хитроумной операцией-прикрытием. Дело в том, что меценат увлекся большевистскими проектами, и начал финансировать партию Ленина. Современники поговаривали, что русская революция 1905 года фактически осуществлялась на его деньги, хотя к этому времени сам Савва Тимофеевич к идее свержения самодержавия уже охладел.

"Он сам уже в 1904 году пытался остановить финансирование партии, но у него это не получалось сделать. Потому что попав в эти сети, из них непросто было выпутаться. Поэтому родственники всячески помогали Морозову. Объявив его умалишенным, они могли наложить опеку на его имущество, это значило, что он не мог распоряжаться деньгами", - рассказывает Анна Федорец.

Усомниться в причастности Марии Федоровны к гибели сына можно еще и потому, что она славилась добротой и отзывчивостью, и была одной из первых благотворительниц Москвы. Щедрые пожертвования регулярно получали не только морозовские клиники на Девичьем поле, но и Рогожское кладбище, его клиники, приюты и ночлежные дома.

Архитектура столичного старообрядчества

Московское старообрядчество всегда было общиной далеко не бедной, и многие известные купцы и фабриканты были ее членами. В то же время когда начались первые захоронения на Рогожском кладбище, здесь начали строиться и храмы. Никольский, Покровский, чуть позже - Христорождественский.

Кто был архитектором Никольского храма, мы не знаем, но когда он был передан единоверцам, был приглашен архитектор Корнеев, который придал храму образ русского стиля XVI века.

Для строительства Покровского храма старообрядцы пригласили самого известного архитектора конца XVIII века, ученика Баженова, Матвея Казакова, незадолго до этого построившего здание Сената и Московского Университета на Моховой.

Богатой старообрядческой общине такой мастер был вполне по карману. Удивительно, но Покровский храм не закрывался даже в советские времена. После революции 1917 года он оставался единственным старообрядческим храмом во всей Москве.

"В 30-е годы были готовы проекты закрытия храма, но его сохранили, как говорит народная молва, благодаря Рябушинским. Они к тому времени эмигрировали в Париж, и договорились с президентом Франции, чтобы он договорился, чтобы храм не закрывали", - утверждает Анатолий Шатохин.

Христорождественский собор, не похожий на своих соседей, и имевший в своей архитектуре элементы псевдоготики, был построен в начале XIX века. По одной из местных легенд, возводили его не без участия самого Василия Баженова.

"Скорее всего, у архитектора были на руках какие-то чертежи Баженова, просто так народная молва не возникает", - считает Шатохин.

Сегодня Христорождественский собор восстановлен практически из руин, в советские времена он стоял обезглавленный. Там был устроен склад, а затем пивная. 10 лет понадобилось реставраторам, чтобы возродить храм в его первозданной красоте.

Пока нет алтаря, но зато есть возрожденные иконы, которые были написаны 200 лет назад. Старообрядцы не жалели денег на строительство, покупку икон и книг. Во времена наполеоновского нашествия кладбище спасло их сокровища от разграбления.

"Они сюда пришли 2 сентября 1812 года. В те времена главным настоятелем духовного центра был Ястребов. Он не ушел из Москвы, а все основные ценности спрятал в чумных могилах, и тем самым спас их от разграбления", - рассказывает Анатолий Шатохин.

На древней иконе архидьякона Стефана, которая чудом сохранилась до наших дней и сегодня хранится в храме, можно увидеть варварский след наполеоновских завоевателей.

"Здесь оставлены удары тяжелого предмета, о чем на иконе оставлена памятная надпись", - говорит Шатохин.

Казачье войско

Едва ли не главную роль в изгнании французов из Москвы сыграли донские казаки во главе с атаманом Платовым. Герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов был истовым старообрядцем. Он даже распорядился обустроить походную церковь. Такие палатки, предназначенные для богослужения, были обычной деталью походного быта старообрядцев, которые не приняли реформы Патриарха Никона, и с тех пор подвергались гонениям.

"Передвижной храм быстро собирался и разбирался, передвигался он в походном мешке, как правило, за спиной священника, там где нужны были требы, он собирался, вешались иконы и проводилась литургия", - рассказывает Анатолий Шатохин.

Походная церковь атамана Платова, подаренная им Рогожскому кладбищу, сохранилась по сей день. В память о нем на территории установлен поклонный крест.

"Теперь каждый прихожанин или гость столицы сможет прийти и посмотреть, что такое событие было", - утверждает атаман Рогожской старообрядческой казачьей станицы Димитрий Власов.

А для членов казачьей общины поклонный крест не только символ веры, но и силы духа, готовности в любой момент встать на защиту Отечества.

"Кто-то сказал, сейчас я поле досею, и встану, кто-то, что барыши досчитает, а казаки побросали все дела, и встали на защиту веры Христовой. И за это казакам была дана кокарда, как отличительный знак, чтобы попадать в рай без каких-либо препятствий", - рассказывает житель Рогожской старообрядческой казачьей станицы Степан Нестеров.

Казаки были одними из первых поселенцев Рогожской слободы. Во время ее появления, в середине XVIII века, в этой местности проживало около 40 тысяч человек: купцы, крестьяне, казачьи семьи. Впоследствии казачья община разрослась и среди прочих старообрядцев обосновалась в районе Рогожского кладбища. Большинство казаков были воинами, они считали главной своей задачей защиту Родины и веры. И именно к этой высокой миссии готовили своих детей.

"У меня есть сын Елисей, ему 2 года. Есть такая традиция: в год казака сажали первый раз на коня. Год назад мы ездили к астраханским казакам, и мы его посадили на коня, одели рубашку, первую прическу сделали, остригли впервые, как положено", - рассказывает Степан Нестеров.

Игры, а также знаменитые казачьи песни и танцы, которые могут показаться веселым времяпрепровождением, на самом деле, имеют глубокий смысл. Так, в кулачных боях, будущие воины учились чувствовать поддержку товарищей. А музыка помогала пережить испытания.

"Песня подготавливает человека духовно к глобальным потрясениям, если погибает товарищ, отец, мать. И дух подготавливали таким образом, чтобы человек мог в любой момент продолжать защищать Родину, момента шока у казака не было, оно приходило уже после боя. И протяжные песни помогали пережить шок, подобно течению реки или порыву ветра они уносили боль", - утверждает Нестеров.

Сегодня все мероприятия в Рогожской слободе проходят с обязательным участием казаков. На службах в храмах и на праздниках у них свои четко обозначенные обязанности.

"Поскольку казачество – православное воинство, есть такая обязанность стоять при входе, как на карауле при каждой службе. Если это крестные ходы, то это несение хоругвей", - объясняет Степан Нестеров.

При Екатерине II и после наполеоновского нашествия, при Александре I, старообрядцы не подвергались преследованиям, а храмы Рогожского кладбища процветали. Но с восшествия на престол Николая I для старообрядчества вновь наступили тяжелые времена.

"Сотнями и тысячами было уничтожено, сожжено, оторвано рук, вырвано языков, сожжено церквей, икон, книг старого образца. Потом волны репрессий ослабевали, потом опять возрастали", - говорит представитель РПСЦ митрополит Корнелий.

Жизнь в раю

7 июля 1856 года алтарь Покровского собора был запечатан. Сквозь стены иконостаса был просунут огромный шнур, и на нем лежали печати. Храм превратился в простую часовню, а построенный к этому времени Христорождественский собор был обращен в единоверческий.

Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, Рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия. Это событие считается главным в жизни российских староверов, верь Государь Император Николай II даровал им свободу.

"Это был прорыв, радость для старообрядцев, что открыли алтари, можно не озираться на полицию, и молиться", - утверждает митрополит Корнелий.

12 лет, с 1905 по 1917 старообрядцы называют золотым веком. Единоверцы со всей страны приезжали в Рогожскую слободу отпраздновать дарованную свободу.

"У меня бабушка 1899 года рождения была, и она рассказывала, что они с 1905 по 1914 год жили в раю. Старообрядцы десятинами везли с Волги рыбу, накрывали столы и бесплатно людей кормили, некуда было девать. Здесь был целый мир, целый космос старообрядческий", - рассказывает Александр Антонов.

В честь долгожданной свободы в 1912 году здесь появился памятник, единственный храм-колокольня. Старообрядцы считают его чудотворным, и эта репутация не раз подтверждалась. Например, 30 лет назад колокольня сама себе нашла звонаря.

"Это не сказка, мне приснилась колокольня в 1985 году. Я увидел ее изнутри. Я стоял в центре звукового зала, видел рифленые арки, и как в нее влетает огромная медная птица, а за ней – множество других птиц. В 1988 году я сюда пришел в следующем году стал официально кафедральным звонарем старообрядчества", - утверждает звонарь храма во имя Успения Пресвятой Богородицы Павел Маркелов.

Уникальный памятник архитектуры имел все шансы не сохраниться до наших дней. В советские годы храм использовался под склад, а в 1941 году в результате взрыва боеприпасов, колокольня сильно пострадала. Сегодня белокаменный собор полностью восстановлен.

"Колокольня должна была быть выше метров на 20. Художник-архитектор Горностаев подразумевал, что она будет взмывать с земли, как лебедь с вытянутой шеей, но поскольку в начале XX века колокольня не могла быть такой высокой, подлуковичная платформа была сокращена. И теперь колокольня скорее напоминает рыцаря, стоящего на страже", - говорит Павел Маркелов.

Сегодня многие москвичи приходят в Рогожский поселок специально послушать малиновый звон колоколов этого храма. Он, как здесь говорят, лечит душу.

"Колокол нашу глубинную память моментально тормошит. Помните рассказ Гаршина, как удар колокола спас человека от самоубийства. Это характерное свойство колокольного звука. Звон колокола напоминает, что Бог есть", - объясняет Павел Маркелов.

Заветы древних

Старообрядцы и по сей день свято чтят все законы, предписанные их церковным уставом. И крестным знамением по-прежнему осеняют себя, по заветам предков, двумя перстами. Впрочем, особенности эти распространяются не только на обряд служения, но и на весь уклад жизни.

"Они были крайне религиозными людьми, и в семье даже существовал грех мирщения, это когда приходилось по той или иной причине приходить в гости к не старообрядцам, после этого отмаливали грехи. Посуда в доме была специальная, с запечатанным дном, для гостей-нестароверов, чтобы потом не омирщиться, и не поесть из этой посуды самим", - говорит Алексей Дедушкин.

Есть особые правила и в одежде. Так, женщины обязаны ходить с покрытой головой и носить длинные сарафаны. На сарафане должно быть семь пуговиц, как заповедей божьих. Некоторые элементы одежды имеют не только мистический, но и практический смысл.

"Традиционная одежда мужчины – косоворотка – должна быть подпоясана. Косой ворот нужен, чтобы при наклонах крест нательный не выпадал из-за ворота", - считает продавец старообрядческой лавки Вероника Савина.

По верхней одежде мужчины можно определить его положение в обществе. Например, отличить священника от мирянина. "Это называется молельный кафтан. В нем имеется 40 складок, как 40 дней в пустыне. Есть еще подрясник, который прямой сзади", - говорит Вероника Савина.

Мужчины-старообрядцы носят длинные бороды, которые свидетельствуют не только о возрасте, но и о социальном статусе. "Борода – у женатого человека, показывает его статус. Бороду брить запрещалось", - утверждает Степан Нестеров.

Женщинам запрещено стричь волосы. Невесту от замужней дамы легко отличить по прическе. "Когда девушка выходит замуж, ее благословляют повойником, и потом она заплетает уже не одну, а две косы", - объясняет Вероника Савина.

Однако, не все свадьбы в истории общины игрались по строгим старообрядческим канонам. Всеобщее негодование вызвал брак Саввы Морозова и Зинаиды Зиминой, ведь на момент их венчания дочь купца 2 гильдии уже была замужем, причем за родственником Саввы Тимофеевича.

"Он отбил жену у родного племянника, Сергея Викуловича Морозова - увидел и влюбился. Развел с племянником, и женился на ней сам. Конечно, скандал был очень серьезный", - рассказывает Алексей Дедушкин.

В браке с Саввой Морозовым, Зинаида прожила 19 лет. Не все в их семье шло гладко. Супруга страшно ревновала его, не могла простить роман с актрисой Марией Андреевой, о котором судачила вся Москва. Савва Тимофеевич был страстным поклонником театра.

На его средства было построено новое здание МХАТа, и потому меценат был допущен в святая святых – во время премьер он стоял за кулисами и переживал за актеров. Особенно – за красавицу Андрееву, в которую был безнадежно влюблен.

Их роман был бурным, но скоротечным, и скоро прима театра стала гражданской женой Максима Горького. Возможно, именно эта страсть стала для фабриканта поистине роковой.

"Есть версия, что его затравила жена на почве ревности", - говорит Анна Федорец.

Зинаида Морозова, женщина сильная и волевая, действительно была единственной свидетельницей трагедии, разыгравшейся в 1905 году на французском курорте. А после смерти супруга, именно она унаследовала все капиталы, акции и недвижимость на сумму более миллиона рублей.

И спустя всего два года вышла замуж за жандармского генерала Анатолия Рейнбота, с которым у нее уже давно был страстный роман. Закономерно, что современники подозревали ее в причастности к смерти Саввы Морозова, но историки эту версию считают эту версию бездоказательной.

"Зинаида Григорьевна, в отличие от своего мужа, была человеком верующим. Она его простила, даже родила ему еще одного ребенка. Если бы она его ревновала, то убила бы пораньше. А так их брак уже склеился заново", - рассказывает Анна Федорец.

Духовный центр

Старообрядцы всегда жили очень закрыто, свято храня свою веру и свои богатства. Отчасти благодаря этому, до наших дней сохранились многие уникальные артефакты. Например, икона Святого Христофора с собачьей головой, которая сегодня выставлена в Христорождественском храме.

"Христофор – мученик христианский, который был очень красивым, высоким мужчиной. И ему, как христианину, его красота мешала, и он долго просил, чтобы ему заменили его лицо на такое страшное", - утверждает Анатолий Шатохин.

Здесь же хранится и знаменитая гуслицкая книга, один из первых русских песенников. Каждый такой фолиант создавался вручную, и потом стоил целого состояния.

"Певческая книга, которая появилась в старообрядческой гуслице. Более ста лет жители занимались изготовлением таких великолепных книг вручную, здесь изображены крюки, по которым осуществляются знаменные распевы в богослужении. В XVII веке крюки были запрещены, и только благодаря старообрядцам они сохранились", - рассказывает Анатолий Шатохин.

Книги эти расходились далеко за пределы Москвы. Они сохранились в общинах на Байкале и на Дальнем Востоке, в Австралии и США, там, где сегодня обитают старообрядцы.

"Духовный центр здесь, исторический. Именно здесь проходят соборы и обряды русской старообрядческой церкви, здесь находится митрополит, духовное училище, и незримые нити ведут в дальние уголки огромного мира, куда разнесла старообрядцев история", - объясняет Шатохин.

Так случилось, что многолетние гонения крепко сплотили старообрядцев. Они всегда подставляли плечо друг другу.

"Я считаю, что это очень хорошо, когда люди живут общиной. Если например, умирал кормилец, мужчина, а семьи бывали большие, по 12-13 детей, община все на себя брала. Мой прадед Федор Моисеевич и прабабка Васса Сергеевна: когда он умер, у нее осталось на руках 5 детей, община все на себя взяла", - утверждает Анатолий Шатохин.

Староверы и сегодня живут одной семьей. В Рогожском поселке ежегодно проходят собрания общины и праздники, которые старообрядцы свято чтят.

Впрочем, в Рогожский поселок заглядывают и москвичи, не имеющие отношения к старообрядчеству. В том числе, и чтобы попробовать старинную русскую кухню. Все блюда, приготовленные в трапезной, строго по уставу. Только из натуральных продуктов, без использования искусственных добавок.

Что-то мы берем от наших бабушек-дедушек, но что-то приходится и самим придумывать, домысливать. Например, кисель. Казалось бы, это ягоды с крахмалом. Но само слово происходит от "кислый". Значит, мы берем зерно, провариваем, это должно дня два покиснуть, и вот тогда уже добавляются ягоды и варится настоящий кисель", - говорит директор старообрядческой трапезной Борис Теплых.

Кстати, кисели – одни из немногих напитков, которые в старину принимали старообрядцы. Многие жидкости, кроме просто воды, были под запретом. Даже обычный чай.

"Был запрет на употребление, даже дома, нескольких даже слов: табак, кофе, чай. Одна моя знакомая рассказывала, что ее бабка говорила, я когда представлюсь, вы меня чайком-то не поминайте", - рассказывает Борис Теплых.

Тайна смерти купца

Сегодня в Рогожской слободе можно узнать не только как жили старообрядцы, но и приобрести вещи, не слишком полезные в быту, но совершенно необходимые для демонстрации казачьей удали. Рогожская слобода с каждым годом привлекает все больше гостей. И отнюдь не только старообрядцев.

Семейная усыпальница Морозовых – самый посещаемый и почитаемый памятник Рогожского кладбища. В том числе и потому, что тайна гибели Саввы Тимофеевича до сих пор не раскрыта. Так что же все таки произошло 13 мая 1905 года на французском курорте?

Услышав шум выстрела, Зинаида Морозова вбежала в гостиничный номер. Савва Тимофеевич лежал на полу с пулевым отверстием в груди. Глаза его были закрыты, руки сложены на животе. Пальцы левой опалены, а правая разжата, возле нее – браунинг. Зинаида бросилась к мужу. Прибежавшая на ее крик горничная обнаружила на столе клочок бумаги, всего несколько слов: "Прошу в моей смерти никого не винить".

Криминалистическая экспертиза, проведенная французской полицией, установила, что браунинг в принципе, могли вложить в руку потерпевшего, согнуть ее и произвести выстрел. Кроме того, многие свидетели видели в гостинице двух мужчин, которые после выстрела быстро ретировались.

"Что точно произошло тогда установить сложно, но скорее всего, его убили. Существуют разные свидетельства: университетского друга Морозова, графа Алсуфьева, свидетельства его жены, родственников, что в этот день он встретил двух человек, с которыми не хотел встречаться", - говорит Анна Федорец.

Некоторые историки утверждают, что убийство фабриканта организовали большевики. Дело в том, что Морозов подарил актрисе Андреевой именной страховой полис на 100 тысяч рублей, который можно было обналичить только в случае его смерти. Как раз в это время актриса увлеклась не только Максимом Горьким, но и большевистским движением. И, не раздумывая, отдала бы деньги на нужды партии.

"Какие самые главные искушения для рода человеческого: деньги, власть, слава, и самое страшное – женщина", - рассказывает Анатолий Шатохин.

Не исключено, что Мария Андреева могла быть причастна и к предсмертной записке фабриканта. Возможно, Савва Морозов не оставлял предсмертного письма, а слова эти написаны совсем по другому поводу.

"Возможно, Андреева, находясь в больнице при смерти, надиктовала Морозову записку, а потом нижняя часть оказалась оторвана. Действительно, почерк Морозова, он нервный, в период нервного возбуждения, но это не цельный листок бумаги", - считает Анна Федорец.

Пока остается без ответа и вопрос о похоронах Саввы Тимофеевича. Если официальная версия – самоубийство, то почему его похоронили по христианскому обычаю на Рогожском кладбище.

"Это можно объяснить двумя моментами. Во-первых, существует подтверждение того, что Морозов находился в состоянии психического расстройства. Свидетельство было подписано двумя врачами. А человека, совершивший самоубийство в состоянии психического расстройства, можно хоронить на кладбище. Во-вторых, возможно родственники предоставили доказательства того, что он был убит", - говорит Федорец.

Есть и вовсе экстравагантное предположение, что известный фабрикант покоится не на Рогожском кладбище, а в семейный склеп опустили пустой гроб.

"Есть даже версия, что произошла подмена, его не убили, а он продолжал жить где-то в Сибири. Но это уже не более, чем домыслы", - утверждает Алексей Дедушкин.

Что же касается призрака, который время от времени появляется перед посетителями Рогожского кладбища, скептики считают, что все объясняется просто и скучно: люди принимают за человеческую фигуру белый надгробный крест. Однако, люди, не чуждые мистике, в этом не уверены. Они склонны думать, что душа Саввы Тимофеевича и по сей день ищет отмщения или прощения.

Такого типа сооружения раньше иногда называли каплицами или капличками. Под этим монументом лежит камень, на котором написано: "Могилы рода мануфактур-советника Викула Елисеевича Морозова". Перед смертью Викул Елисеевич (1829-1894) завещал сыновьям 400 тыс. рублей на строительство детской больницы.
Больницу сыновья построили в Замоскворечье в 1903 году. В советские годы многие больницы, основанные купцами и фабрикантами, были переименованы. Но детская больница, основанная Викулом Елисеевичем и его сыновьями, неизменно называлась Морозовской. Увы, и капличка на родовом участке "Викуловичей", похоже, доживает свой век: снизу, у земли, облицовка разрушилась, осыпалась, и обнажилась кирпичная основа, тоже осыпающаяся...

Автором сооружения фамильной усыпальницы Морозовых (1898 г.) на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве был замечательный зодчий Федор Осипович Шехтель – центральная фигура в русской архитектуре эпохи модерна конца XIX –начала XX вв.
Усыпальница Морозовых, проект которой находится в архивных фондах Музея архитектуры им. А.В. Щусева, являет собой образец неоромантического направления модерна.

В эти годы зодчий только начинал свои первые шаги в поисках нового стиля. Среди старых могил Преображенского кладбища выделяется высокая часовня темно-серого гранита с беломраморной облицовкой в форме креста (работы фирмы «Густав Лист»). Формы ее довольно необычны, они словно стекают, оплывают, образуя прихотливые завитки-волюты и соцветия аканта, украсившие постамент. Свобода и фантазия, столь характерные творческому почерку Шехтеля, проявились и в линии, образующей объем надгробия, и в рисунке декоративного убранства.

Тишина за Рогожской заставою

Рогожское кладбище

Московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никониан», практически сразу вслед за никоновскими реформами. Но в 1771 году, когда во время эпидемии чумы было запрещено хоронить внутри Камер-Коллежского вала, старообрядцам были отведены земли для новых кладбищ - за Рогожской заставой и за Преображенским валом.

Место за Рогожской заставой было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка, и даже вполне вероятно, что там уже имелось небольшое сельское кладбище.

Состоятельные московские люди, из тех, что держались старой веры, постоянно делали пожертвования Рогожской общине или устраивали здесь на свой счет разные, как теперь они называются, учреждения собеса. В результате при кладбище вырос целый городок. Кроме храмов, здесь были «палаты» для священнослужителей и для причта, частные дома, гостиница для паломников, детское училище, приюты, богадельни. Всех призреваемых - старых и малых - при кладбище доходило в XIX веке до тысячи человек!

В большинстве источников, и современных и прежних, понятие «Рогожское кладбище» относится не столько к собственно погосту, сколько к поселку при нем, к старообрядческой общине. И часто о некрополе там не говорится или ничего, или очень скупо. Между тем Рогожский некрополь один из самых своеобразных в Москве. Ни с каким другим кладбищем его спутать невозможно.

До революции здесь хоронили только раскольников. Но и после революции, когда погребение перестало иметь характер религиозного обряда, а крест на могиле являлся чуть ли не вызовом системе, на Рогожском все так же появлялись могучие кресты-голубцы. Их и теперь очень много, и они придают кладбищу характерный строгий вид. Хотя хоронят тут теперь далеко не одних только старообрядцев.

Наибольшей славы Рогожское кладбище достигло во второй половине XIX - начале XX века, когда здесь были похоронены самые известные российские промышленники, фабриканты, купцы: Шелапутины, Рахмановы, Солдатенковы, Пуговкины, Кузнецовы, Рябушинские, Морозовы, Капырины, Рязановы, Трындины и другие. Но немногие из этих захоронений можно теперь найти на кладбище. Дело в том, что в советское время у «капиталистов-эксплуататоров», наряду с прочим, часто экспроприировались и надгробия с могил. И в первые пятилетки Рогожское кладбище являлось крупнейшим в Москве месторождением и поставщиком гранита на стройки социализма, в частности, для метро.

О том, какие залежи ценного камня были на Рогожском кладбище прежде, можно судить по немногим сохранившимся купеческим захоронениям. То есть, немногим по сравнению с тем, что было до революции. Но если Рогожское сравнивать с другими московскими кладбищами, то здесь и до сих пор купеческих могил больше, чем где-либо.

В конце главной дорожки стоит колоссальный черный крест на не менее впечатляющей плите розового гранита, под которой похоронен московский купец Федор Васильевич Татарников. Говорят, раньше таких крестов на кладбище было несколько. Теперь остался один. На память.

По пути к этому кресту-великану на аллее есть еще несколько примечательных захоронений. И, прежде всего, грандиозная, до половины деревьев ростом, кованая часовня - склеп рода Морозовых. Там похоронены пять поколений славной купеческой фамилии, начиная от основателя династии Саввы Васильевича (1770–1860) и до современных ее представителей. Последнее захоронение датировано 1995 годом. Конечно, самый известный среди Морозовых это Савва Тимофеевич, внук основателя династии, прославившийся как покровитель искусств и щедрый кредитор русской революции. До сих пор остается загадкой его неожиданная смерть в Каннах, - то ли он покончил собой, то ли кто-то от него решительно избавился? На могиле Саввы Тимофеевича стоит памятник работы H.A. Андреева, автора «сидячего» Гоголя, - беломраморный крест с рельефным распятием и оригинальным мраморным же саркофагом над могилой, выполненным в виде декоративной резной оградки. На памятнике короткая надпись: Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861–1905.

Рядом с морозовским склепом стоит такая же, немного поскромнее разве, кованая часовня купеческого рода Соловьевых. Здесь же неподалеку похоронены купцы Пуговкины. Это захоронение, пожалуй, самое типичное для купеческого Рогожского кладбища - ряд черных высоких саркофагов за добротной металлической оградой. Причем, саркофаги эти абсолютно не тронуты временем. Все, как новенькие.

Но большинство известных фамилий, увы, исчезло. Не найти теперь на Рогожском кладбище богатейших в России промышленников Рябушинских, нет больше могил фабрикантов и торговцев мануфактурными изделиями Солдатенковых, не осталось и следа от захоронений фарфорозаводчиков Кузнецовых. Совсем недавно принято решение на том месте, где был похоронен «фарфоровый король» Матвей Сидорович Кузнецов, установить памятную стелу.

Хорошо было бы по примеру Кузнецова отметить как-то и место захоронения Козьмы Терентьевича Солдатенкова (1818–1901). Владея одним из крупнейших в России состоянием, он столько средств вложил в благотворительность, что трудно даже перечислить все больницы, богадельни, дома призрения, училища, которые он финансировал или которые были учреждены целиком на его счет. Некоторые из солдатенковских учреждений, таких, как, например, больница им. С. П. Боткина, действуют до сих пор. В 1922 году в этой больнице лечился В. И. Ленин. Вождю мирового пролетариата сделали там операцию, - извлекли пулю, которую он носил в себе с покушения 1918 года. Но даже это обстоятельство не помешало ленинцам, спустя несколько лет уничтожить могилу знаменитого мецената и благотворителя.

Но, может быть, в еще большей мере К. Т. Солдатенков прославился своей издательской деятельностью. Для писателей второй половины XIX века он был таким же другом и покровителем, каким для художников позже стал Савва Мамонтов. К. Т. Солдатенков издавал сочинения Д. В. Григоровича, A.B. Кольцова, С. Я. Надсона, H.A. Некрасова, H.A. Полевого, Я. П. Полонского, И. С. Тургенева, A.A. Фета, Т. Н. Грановского, И. Е. Забелина, В. О. Ключевского, многих других. Он был дружен с И. С. Аксаковым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым. Некоторым писателям он просто безвозмездно помогал. Известного поэта И. З. Сурикова он даже похоронил на свой счет. Сколько бы русская литература недосчиталась замечательных произведений, если бы не радетельное участие К. Т. Солдатенкова!

И. С. Шмелев в статье «Душа Москвы» так говорил о знаменитом меценате: «К. Т. Солдатенков, «друг литераторов», - между ними, если не ошибаюсь, Герцена и Белинского, - положил начало изданиям «тяжелым», недоступным предпринимательству в то время. Без его щедрой жертвы русское образованное общество не скоро бы получило многие капитальные труды европейской ученой мысли: Адама Смита, Рикардо, Дж. Ст. Милля, Дарвина, Бокля, Спенсера… не говоря уже о томах Всемирной Истории. Пишущий не совсем грамотно, - приглашал друзей «на обед», - Солдатенков вошел в историю русской грамотности».

А вот так Шмелев отзывался в целом о русском купечестве: «Нет, не только «темное царство», как с легкого слова критика повелось у нас называть русского купца XIX века - излюбленного героя комедии А. Н. Островского в России - в Москве особенно, - жило и делало государственное и вообще великое жизненное дело воистину именитое купечество - «светлое царство» русское. Не о промышленности и торговле речь: российское купечество оставило добрую память о себе и в духовном строительстве России. Ведь труд и жертва на поприще человеколюбия - помощь сиротам и обездоленным, больным и старым, пасынкам беспризорной жизни, - дело высокой духовной ценности, и его широта и сила показала ярко, на какой высоте стояло душевное российское просвещение. Корни его глубоки: вспомните трогательный обзор Ключевского - «Добрые люди древней Руси». Великое древо жизни росло и крепло».

Странное, казалось бы, дело: большинство русских дореволюционных предпринимателей были старообрядцами. Конечно, и среди православных можно назвать известные имена - Третьяковы, Алексеевы, Голофтеевы, Смирновы, но все-таки их наберется меньше и, главное, их капиталы были не столь велики, как у купцов-старообрядцев. Кстати, о численности тех и других можно судить хотя бы по такой примете: на Рогожском и Преображенском кладбищах купеческих захоронений приблизительно столько же, сколько на всех прочих московских православных вместе взятых.

Скорее всего, преобладание купцов-старообрядцев в российской промышленности и торговле можно объяснить их редкостной корпоративной солидарностью. Будучи в обществе маргинальной группой, они старались не пускать в занятую ими нишу людей не своей веры. И в то же время очень «по-свойски» обходились с единоверцами. Помогали при необходимости, выручали. А уж дать единоверцу деньги в рост, поставить его на счетчик, как теперь делается новыми нашими предпринимателями, для старообрядцев было совершенно немыслимо. Вообще к такому способу наживы в старину было отношение весьма презрительное. Вот как писал об этом один из Рябушинских - Владимир Павлович - в своих воспоминаниях: «На вершине уважения стоял промышленник, фабрикант, потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который отдавал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были и как бы приличен он сам ни был. Процентщик!» Вот такой в старину был русский бизнес. Теперь у нас все прямо наоборот. Теперь у нас процентщики (их называют по-новому красиво и непонятно - олигархи), теперь они на вершине уважения. За ними идут «челноки». А промышленников, фабрикантов у нас нет вовсе. В России ничего больше производить не надо. А раз теперь все прямо наоборот, значит это не русский бизнес. Это модель какого-то другого, совершенно чуждого нам по укладу народа.

Интересно также заметить, что религиозная обособленность промышленников-старообрядцев нисколько не отрывала их от общероссийских интересов. То есть они жили не интересами только своей корпорации, хотя и этим тоже, но, прежде всего они чувствовали себя коренным народом, ответственным за отечество и любящим отечество. Когда К. Т. Солдатенков завещал построить огромную больницу на Ходынке, он же не полагал, что лечиться там будут одни старообрядцы. Он делал это для всех москвичей без различия их верований. Когда С. Т. Морозов передал «никонианину» и к тому же родственнику своих конкурентов К. С. Алексееву для его Художественного театра весьма приличные средства, конечно, он не изменял при этом своей конфессии, своему кругу. Кому бы пришло в голову именно так оценивать его меценатство?! Он вложил состояние в культуру России. Савва Тимофеевич четко понимал: вера вторична, нация - первична! Все, что хорошо для России, одинаково хорошо и для старообрядцев, и для «никониан».

Может быть, дилетантская эпитафия на одном из саркофагов Рогожского кладбища, сочиненная женой умершему мужу, в какой-то степени откроет натуру типичного купца-старообрядца, покажет его человеческую сущность. Меценатство и благотворительность это все, конечно, прекрасно. Но ведь это могут быть и показные, небескорыстные жесты. А что же он за человек этот купец? Каков в душе, в тех обстоятельствах, где нет ему корысти казаться лучше, чем он есть на самом деле? На камне написано: Иларион Григорьевич Яковлев. Ск. 27 сентября 1901 г. в 5 часов утра. Жития его было 44 года. День Ангела 28 марта. Имя никому не известное. И, скорее всего, купец был среднего достатка. Но вот что написала о нем жена. Написано это в горе, а значит, откровенно и без прикрас:

Вот она твоя могила,

Незабвенный мой супруг.

Все, чем сердце дорожило,

Все с тобой угасло вдруг.

Детей оставил сиротами,

Которых нежно так любил.

О счастье их мечтая,

Ты в заботах вечно жил.

С юных лет ты сам трудился,

Усердно бедным помогал,

Трудом своим не тяготился

И Божий храм не оставлял.

Есть в надписях на купеческих могилах Рогожского кладбища одна замечательная особенность: там повсюду отсутствует дата рождения покойного. Лишь время смерти - иногда с точностью до часа! - и число прожитых лет. Но на каждом камне, без исключения, указан день его Ангела. И вот почему. До революции в России не только не было принято праздновать день рождения, но многие люди его даже не знали. Считалось, что человек рождается в день крещения. А до этого он как бы и не живет. И только сделавшись христианином и получив небесного покровителя, человек начинает жить. Понятное дело, в годы революции, в богоборческую эпоху, такой порядок не мог существовать. Вот тогда и пришла традиция отмечать день рождения. А день Ангела вообще был забыт. И лишь в самое последнее время традиция именин возрождается. Что не исключает, впрочем, и празднование дня рождения. Многие теперь отмечают и то и другое.

На центральной дорожке находится и самый поразительный участок Рогожского кладбища - место захоронения старообрядческого духовенства. Это старинная крепкая ограда на высоком гранитном цоколе площадью двадцать на пятнадцать шагов. Сам участок несколько приподнят над уровнем земли кладбища. Белые кресты там стоят стеной и их видно издалека. Перед крестами два ряда черных блестящих саркофагов, на которых золотым полууставом что-то написано о погребенных под ними. Разобрать, что именно, почти невозможно: вязь - это вообще больше украшение, чем надпись, к тому же все цифры на камнях кириллические. Ясно только, что там покоятся архиереи.

И. А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник», между прочим, описывает похороны иерарха на Рогожском кладбище. Его героиня рассказывает: «Допетровская Русь! Хоронили архиепископа. И вот представьте себе: гроб - дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью - красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями… да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, - то один хор, то другой, - и все в унисон и не по нотам, а по «крюкам». А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег…»

Работники кладбища рассказывают, что теперь старообрядческие похороны ничем не отличаются от обычных. Но, во всяком случае, здесь, в ограде, где захоронено рогожское духовенство, все осталось, как во времена Бунина - та же красота и ужас.

Сейчас чуть ли не на каждом кладбище в Москве есть могила, которая имеет для верующих сакральное значение. Есть такая могила и на Рогожском кладбище. Неподалеку от ворот похоронена монахиня Севостьяна, в миру - Ольга Иосифовна Лещева. О ней рассказывают такую историю. Она когда-то была регентом, здесь же в Рогожской слободе, в Никольском храме - единственном православном рогожском храме. Однажды - это было еще в революцию - во время молебна в храм явились комиссары и арестовали батюшку. Вероятно, оставшимся можно было после этого и разойтись, но матушка Севостьяна, продолжила молебен, а те места, которые должен был озвучивать иерей, она вдруг стала петь густым мужским голосом. И таким образом молебен продолжился без священника. Сейчас на ее могилу приходят многие паломники. И говорят, было уже столько случаев, когда матушка по молитвам верующих помогала им, что всех свидетельств хватило бы на добрую книгу. Нищие, что сидят у ворот, всегда проводят к ее могилке.

В советское время никаких особенно выдающихся людей здесь не хоронили. Есть на кладбище несколько Героев Советского Союза, несколько профессоров, генералов, но их имена известны, судя по всему, немногим. Вся слава Рогожского кладбища осталась в далеком прошлом.

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Великая тишина? В московских летописях писали: «И была тишина великая на 40 лет». «Тишина» состояла в том, что с 1328 по 1366 год на московское княжество не нападали монголы.Но в эти же годы московские войска вместе с монголами вторгались в Новгородскую землю в 1333 году,

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Тенор из рогожской слободы. Певец Павел Иванович Богатырев (1849–1908) Более тысячи лет назад византийские историки называли славян «песнелюбивыми». Под песню рубили избу, пеленали ребенка, справляли свадьбу, хоронили.«Во все продолжение путешествия нашего по России я не

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора

57. Иван Калита и «великая тишина» Летописцы сообщают: когда Калита получил великое княжение, «бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и пересташа погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великия истомы, многия тягости и насилия

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе) Все проезжающие по внешней стороне высокой эстакады Третьего транспортного кольца на подъезде к пересечению с шоссе Энтузиастов видят взметнувшуюся ввысь ослепительно белую колокольню. Это

Из книги Диссиденты автора Подрабинек Александр Пинхосович

«Матросская Тишина» Первая тюрьма, как первая любовь – волнует, пугает и никогда не забывается.Я сидел в крошечном заднем отсеке милицейского газика и через решетку в окне видел уходящую из-под колес дорогу. «Да и черт бы с ним, с уголовно-процессуальным кодексом, –

«ТИШИНА ВЕЛИКА» ДЛЯ МОСКВЫ Княжение Ивана Калиты отличалось одной особенностью, драгоценной для москвичей. «Сел великий князь Иван Данилович на великом княжении всея Руси, – пишет летописец,- и была оттоле тишина великая на 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

За Рогожской заставой Русские люди говорят: «Свято место пусто не бывает». Потому на намоленном месте, где была разрушенная церковь, возводят новую. В доме упраздненной старой аптеки через годы вновь открывают тоже аптеку. Вот и с воксалом в Рогожской произошло что-то

Из книги Убийства в Доме Романовых и загадки Дома Романовых автора Тюрин Владимир Александрович

Дальше - тишина… Вступление С незапамятных времен для значительной части человечества власть являлась самым вожделенным, самым ценным подарком фортуны. За неё боролись всеми правдами и неправдами, убивали, травили, гноили в тюрьмах, ею бесстыдно пользовались, забывая о

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Четыре принципа Ивана Калиты, или «тишина великая» Калита понял, как сделать Москву самым влиятельным княжеством Руси. Он придерживался четырех неписаных правил: жить в мире с Ордой; контролировать «выход»; «собирать земли»; дружить с Церковью.Искусно обращая

Из книги Удары судьбы. Воспоминания солдата и маршала автора Язов Дмитрий Тимофеевич

Матросская Тишина Утром получил весточку от друзей, которая долго не отпускала сердце: вчера нелюди на подступах к Рижскому вокзалу избивали писателей, светочей российской словесности, чьи имена золотыми буквами рассыпаны по букварям и учебникам литературы. Как же

Из книги История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины автора Рябинин Юрий Валерьевич

«Тишина за Рогожской заставою…» Рогожское кладбище Московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никониан», практически сразу вслед за никоновскими реформами. Но в 1771 году, когда во время эпидемии чумы было запрещено

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

57. Иван Калита и «великая тишина» Летописцы сообщают: когда Калита получил великое княжение, «бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и пересташа погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великия истомы, многия тягости и

Из книги Русский Париж автора Бурлак Вадим Никласович

«Недолгая мирная тишина» Мир - это промежуток между двумя войнами. Жан Жироду К революциям ведут не созидательные творческие процессы, а процессы гнилостные и разрушительные. Революциям предшествует процесс разложения, упадок веры, потеря в обществе и народе

Вконтакте

Современная площадь кладбища составляет около 12 га.

История

Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе.

В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы, все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское).

State topographers, ed. by General Schubert , Public Domain

Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища старообрядцы возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (деревянную и каменную), службу в которых до 1822 года совершали «беглые попы». Таким образом возник старообрядческий посёлок.

В 1791 году с помощью некоторых уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех российских приверженцев старой веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов скрыл всё церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения жителей всё вернул на свои места.

С 1822 по 1854 года в храмах Рогожской заставы совершали богослужения «дозволенные беглые попы».


Cемейное захоронение купцов Морозовых защищено ажурным железным навесом. Под крупнейшим надгробием лежат Тимофей Саввич (1823—1889) и Мария Фёдоровна Морозовы. Последнее по времени захоронение Морозовых на этом участке — 2005 года NVO , GNU 1.2

Учреждение в 1846 г. поставило российских старообрядцев, в том числе и общину Московского Рогожского кладбища, перед выбором, который в конце концов был сделан в пользу иерархии.

С 1853 года Рогожское кладбище - духовный центр старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси.


Храм святителя Николая чудотворца на Рогожском кладбище. Построен в 1776, перестроен в 1860-х годах, принадлежал единоверцам, в настоящее время РПЦ NVO , GNU 1.2

В декабре 1853 года после смерти И. М. Ястребова, часть прихожан, во главе с Владимиром Сапелкиным перешла в единоверие, после чего 23 сентября 1854 года в одной из каменных часовен - малой Никольской - был учреждён единоверческий приход.

Прихожане Рогожского кладбища разделились на церковных и часовенных . Впрочем, как оказалось впоследствии, значительная часть перешедших в единоверия сделало это из-за стремления записаться в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 года не имели права Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причём было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта.

Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний рогожский священник Пётр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось.


Колокольня Рогожского кладбища. Постройка 1908—1909, арх. Ф. Ф. Горностаев NVO , GNU 1.2

С 21 января 1856 года, после появления священства белокриницкого согласия, на Рогожском кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) немедленно потребовал гражданских «репрессалий», и по распоряжению правительства алтари в часовнях были 7 июля 1856 года запечатаны.


Sovmogil , GNU 1.2

После издания закона 3 мая 1883 года старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять.

Печати на алтарных дверях Покровского собора были сняты по особому распоряжению императора Николая II накануне Пасхи 1905 года, в связи с изданием «Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года.


NVO , GNU 1.2

На Рогожском кладбище похоронены многие представители московского купечества, селившегося вблизи храмов в слободах на территории современного Таганского района.

В 1906 году в архивах кладбища была найдена древнерусская летопись XV века - «Рогожский летописец». Многие надгробия и памятники сооружены на кладбище известными архитекторами и скульпторами.

По проекту выдающегося архитектора и скульптора Н. А. Андреева в 1891 году сооружена Часовня - памятник Т. С. Морозову и железная сень над фамильным захоронением Морозовых.


Неизвестно , CC BY-SA 4.0

После революций 1917 года кладбище утратило свой чисто старообрядческий колорит. В 1930-е −1940-е гг на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий, в том числе расстрелянных в октябре 1941 военачальников Я. В. Смушкевича, П. В. Рычагова, Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова. На территории - две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях.

Сейчас на территории кладбища действуют Покровский собор Русской православной старообрядческой церкви, многоярусная Воскресенская церковь-колокольня (архитектор Ф. Ф. Горностаев, строитель З. И. Иванов), православный храм Святителя Николая Чудотворца (архитектор В. Н. Карнеев). Моленный дом и собор Рождества Богородицы закрыты.

Фотогалерея










Полезная информация

Рогожское кладбище

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

Старообрядческая улица, дом 31 А

Известные люди, похороненные на Рогожском кладбище

  • Рябушинские - Павел и Василий Михайловичи - текстильные фабриканты.
  • Шелапутины - купцы первой гильдии, благотворители.
  • Родовая усыпальница части династии Морозовых:
    • Тимофей Саввич (1823-1889) - купец;
    • (1862-1905) - меценат и общественный деятель;
    • Михаил Акимович - академик Академии медицинских наук СССР.
  • Алпеев, Семён Павлович - Герой Советского Союза, полковник.
  • Альперт, Макс Владимирович - известный советский фотограф и фоторепортёр. Один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии.
  • Балтер, Гита Абрамовна - российский музыковед и музыкальный педагог.
  • Королёв, Василий Филиппович (1891-1962) - протоиерей, настоятель московского старообрядческого Покровского собора.
  • Кузнецов, Матвей Сидорович - фарфорозаводчик.
  • Солдатёнков, Козьма Терентьевич - книгоиздатель и владелец художественной галереи.
  • Ясашнов, Михаил Фёдорович - русский фабрикант; книгоиздатель и благотворитель.

Биография и эпизоды жизни Саввы Морозова . Когда родился и умер Савва Морозов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты промышленника и мецената, фото и видео .

Годы жизни Саввы Морозова:

родился 15 февраля 1862, умер 26 мая 1905

Эпитафия

«Звезда упала искрометно:
Один прыжок, один стежок.
Как будто чиркнул спичкой кто-то,
Всего лишь чиркнул - не зажег…»
Из поэмы Аркадия Кошелева памяти Саввы Морозова

Биография

Некоторые историки утверждают, что если бы в царской России было бы с десяток таких промышленников, как Савва Морозов, то революция, вероятно, и не случилась бы, поскольку все беды рабочего класса могли бы быть решены мирным путем. За свою непродолжительную, но исторически значимую жизнь Савва Тимофеевич Морозов прославился в качестве талантливого предпринимателя, мецената и филантропа. Он был знаменит по всей России и за рубежом, водил дружбу с корифеями искусства и представителями революционной элиты, был счастлив в браке и всячески успешен в бизнесе, но ничто из этого не в силе было уберечь его от трагичного исхода судьбы.

В собственности семьи Морозовых были хлопковые поля, текстильные мануфактуры, горно-добывающие производства, недвижимость и т. д. Дела в семье шли прекрасно еще до рождения Саввы Тимофеевича, но именно ему удалось добиться невероятных результатов в качестве выпускаемой продукции. Вопреки жесткой политике своего отца младший Морозов пошел стезей социальных реформ. Он постарался сделать все возможное для того, чтобы рабочие были заинтересованы в результатах своего труда. Фабриканты Морозова участвовали в распределении прибыли и получали дополнительные пособия, пользовались лучшими казармами, больницами, школами и т. д. В общем, условия труда на фабриках Саввы Морозова отличались самым кардинальным образом, а рабочие, в свою очередь, благодарили Морозова хорошей работой и высокой производительностью.


Знаменит Морозов и своей благотворительной деятельностью. Так, некоторое время он буквально обеспечивал финансовую независимость театра МХАТ, выделял средства на издание книг, жертвовал на улучшение условий жизни в рабочих поселках. Более того, на благотворительные нужды по уставу Товарищества Никольской мануфактуры - фирмы, принадлежавшей Морозовым, - выделялось более 10 % общей прибыли. Однако в разгаре революционных событий забастовка на фабрике Саввы Тимофеевича все же состоялась. Меценат принял решение удовлетворить все условия рабочих, а также передать в их руки полное распоряжение делами на производстве. Правда, данное мероприятие не состоялось - помешала мать Саввы Морозова, перенявшая бразды правления на себя. Сам же Морозов, распереживавшись о последних событиях, занемог, и вскоре был отправлен на лечение в Канны с диагнозом тяжелого нервного расстройства.

26 мая 1905 г. днем в номере каннской гостиницы Савва Морозов был найден мертвым. Причиной смерти Морозова послужило огнестрельное ранение в грудь. Произошедшее было явно инсценировано как самоубийство, но исследователи по сей день утверждают, что доказательства тому противоречат. Впрочем, версия самоубийства была официально принята со стороны родственников Морозова, а также французской и российской полиции. Похороны Морозова состоялись через несколько дней на Рогожском кладбище. Великий меценат нашел последний приют в семейном склепе рядом с отцом и дедом.

Линия жизни

15 февраля 1862 г. Дата рождения Саввы Тимофеевича Морозова.
1881 г. Окончание гимназии.
1886 г. Назначение на должность директора Товарищества Никольской мануфактуры.
1887 г. Окончание физико-математического факультета Московского университета.
1989 г. Вхождение в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра.
1890 г. Создание нового химического завода во Всеволодо-Вильве.
1905 г. Учреждение Анонимного общества соединенных химических заводов «С. Т. Морозов, Крель и Оттман». Переизбрание Морозова на должность заместителя директора Никольской мануфактуры.
26 мая 1905 г. Дата смерти Саввы Морозова.
29 мая 1905 г. Дата похорон Морозова.

Памятные места

1. Село Зуево Московской губернии, где родился Савва Тимофеевич Морозов.
2. Большой Трехсвятительский переулок в Москве, где находился дом Морозова.
3. Дом Морозова на Спиридоновке, который промышленник построил для своей жены Зинаиды.
4. Московская гимназия, где учился Савва Морозов.
5. Московский императорский университет (ныне МГУ), где Морозов получил профильное образование химика.
6. Кембриджский университет в Великобритании, где Савва Тимофеевич продолжил изучение химии.
7. Поселок Всеволодо-Вильва в Пермском крае, где находилось имение Морозова.
8. Город Канны, где проходил лечение, а впоследствии и умер Савва Морозов.
9. Рогожское старообрядческое кладбище в Москве, где был похоронен Морозов.
10. Поселок Пионерский в Московской области, где установлен памятник Морозову.

Эпизоды жизни

Дед Саввы Морозова - Василий Морозов - был крепостным крестьянином. Однако ему удалось основать собственное дело и самостоятельно выкупить себя и свою семью из неволи. Это мероприятие обошлось Василию Морозову в 17 тыс. рублей, что по меркам того времени представляло собой колоссальную сумму. Для сравнения отметим, что обычный фабричный рабочий мог тогда зарабатывать не более 5 рублей в год.

Савва Тимофеевич Морозов определенно был одним из самых богатых и влиятельных людей своего времени. Так, в 1893 г. предприниматель выкупил старый дом на Спиридоновке и построил на его месте роскошный особняк. Здесь Морозов принимал званых гостей, устраивал небывалые по изяществу балы. В доме Морозова можно было встретить Шаляпина, Чехова, Станиславского и прочих выдающихся людей России и зарубежья. В настоящее время этот дом известен как особняк Зинаиды Морозовой и используется для приемов министерства иностранных дел России. Дом Морозова закрыт для посещения, но в определение время, например, в Дни музеев, визиты возможны.

Завет

«Легко в России богатеть, а жить трудно».

«Для меня очевидно: только работа расширяет, обогащает мир и мое сознание».

Сюжет о смерти Саввы Морозова из цикла передач «Дело темное»

Соболезнования

«Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех - огромная».
Александр Козлов, генерал-губернатор Москвы

«После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму…»
Максим Горький, писатель

«Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…»
Константин Станиславский, театральный режиссер

Баня и сауна