Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) во второй младшей группе на тему: "Пасхальное яйцо" план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему. Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Пасха Занятие в младше

Тема: Праздник Пасхи.

Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа.

  1. Образовательная:

Учить рисовать на форме

Совершенствовать работу с красками, использовать нетрадиционные методы рисования ватными палочками

2. Развивающие:

Развивать интерес к творческой деятельности и стремление участвовать в ней

Мотивировать детей к изучению народного творчества

Расширять кругозор детей о народных обычаях и традициях.

3. Воспитательные:

Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к изображениям.

Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.

Материалы:

Краски, формы для декоративной росписи (куриные яйца), образец росписи яйца (символы солнца, снежинки, волнистой линии, прямые линии и т.д.).

Музыкальный ряд:

Пасхальный, колокольный звон, музыка «Веснянка», Христос Воскресе.

Ход НОД

I . Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. А теперь все внимание на меня. Сегодня наша встреча с вами необычная, сегодня на занятии мы вспомним о празднике, который отмечали все люди в это воскресение. Как называется этот праздник (Пасха). Правильно дети. Наступает этот праздник весной, когда пробуждается природа. (звучит фонограмма колокольного звона). А теперь послушайте стихотворение:

Как радостно опять звучат нам птичьи переливы,

Они тепло в себе таят весенний звон игривый.

И купола опять блестят и солнышко сверкает

Волшебный куличей наряд о Пасхе возвещает.

II . Беседа о Пасхе. Ребята, давайте вспомним как ваши мамы, бабушки готовились к этому празднику. Что они делали? (ответы детей).

Правильно ребята.

По русской народной традиции к этому празднику пекут куличи, красят яйца. А в день праздника Великой пасхи люди поздравляют друг друга и дарят куличи и яйца.

Ребята как люди в этот день приветствуют друг друга? (ответы детей).

А как называются яйца, выкрашенные в один цвет? (крашенки).

А кто помнит какие яйца называются писанками? (расписные).

Правильно ребята!

Педагог: С древних времен яйцо считалось символом жизни и солнца. Чтобы выразить глубокое почтение к этому символу люди начали его расписывать и красить. Вот и мы сегодня будем расписывать пасхальное яичко. А чтобы нам работалось с веселым настроением мы станцуем танец веснянка. А сейчас пройдем и сядем за свои рабочие места. Дети садятся.

III . Ребята давайте посмотрим на уже расписанное яичко. Какие вы видите на нем узоры? Дети перечисляют названия элементов узора (дуги, колечки, звездочки, прямые линии и т.д.). Правильно дети. Давайте покажем в воздухе как нарисовать волнистую, прямую линии и т.д. (дети показывают в воздухе пальчиком). Как вы думаете какими красками лучше украсить яичко? (ответы детей). Правильно дети.

А расписывать яичко мы будем не кистью, а ватными палочками. Перед работой провожу пальчиковую гимнастику (вышли пальчики гулять).

IV . Самостоятельная работа детей (звучит тихая музыка). В ходе самостоятельной работы оказываю помощь затрудняющимся детям. Во время работы детей слежу за осанкой детей.

V . По окончании практической работы оформляется выставка готовых работ. Ребята, какими получились наши пасхальные яйца? (ответы детей: красивые, яркие и т.д.). Правильно, они получились дивными, волшебными и красивыми. С каким чувством вы их рисовали? (ответы детей: с радостью, с хорошим настроением, с воодушевлением и т.д.). Вы все потрудились на славу! Молодцы!!!

Вот вам яйца расписные

Не простые, золотые!

Кто яйцо друг другу дарит,

Счастлив целый год бывает.

Вечером подарите свои писанки родителям.

Звучит колокольный звон. Желаю вам радости, мира, добра в Светлую Пасху!

Спасибо за внимание и прекрасное занятие!

Татьяна Адонина
НОД для 2 младшей группы «Встречаем Пасху» (нетрадиционные методы рисования)

Программные задачи : приобщать детей к истокам русской – народной культуры, прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа. Воспитывать нравственные и эстетические чувста, развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук. Закрепить технические навыки рисования тычками . Учить отгадывать маленькие описательные загадки.

Материал : колокольчик, песочные часы, музыкальная шкатулка, раскрашенное яйцо, проектор, компьютер, мультимедийная доска, презинтация.

На каждого ребенка : яйцо на подставке, гаушь, тычки, салфетки.

Воспитатель звонит в серебрянный колокольчик приглашает к себе детей.

Вос – ль : Какое сейчас время года?

Дети : Весна.

Вос – ль : Какие весенние праздники вы знаете?

Вос – ль :Из страны далекой ласточки летят

Весело щебечут, людям говорят :

«Люди, пробудитесь! К вам весна идет,

А с весной и пасха радость к вам несет !

Ребенок читает стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка»

Вос- ль : Дети, скоро будет праздник пасхи . В каждой семье готовятся к этому празднику : пекут пасхи , пироги, печенье, покупают много конфет и красят яйца в разные красивые цвета. Все это выставляют на блюдо, угощают своих родных, знакомых. Яйца раскрашивали разными узорами : тычками, завитками, волнистыми и прямыми линиями.

Воспитатель достает из музыкальной шкатулки раскрашенное яйцо, рассматривает его с детьми. Показывает образец раскрашивания яйца. Приглашает детей пройти на свое рабочее место.

(у каждого ребенка на подставке окрашенное яйцо разных цветов)

Проводится дидактическая игра «Назови цвет»

Вос – ль : Показываю детям песочные часы, как песочек пересыпится отложим работы и поиграем (перед началом работы дети в воздухе проводят прямые и волнистые линии, точки)

Вос – ль : Ребятки для того, чтобы узор на яйце получился красивым, радостным. Давайте улыбнемся друг другу.

Индивидуальная работа : воспитатель помогает начать работу Гале М, Андрею Ц, Ксении Ч.

Вос –ль : Ребята посмотрите песочек в часах уже пересыпался, пора нам немножко поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Наши руки как цветочки

Пальчики как лепесточки

Солнце просыпается

Цветочки раскрываются

В темноте они опять

Будут очень крепко спать

Вос –ль : А теперь продолжим раскрашивать яйцо и оставляем его подсыхать.

Вос –ль : Напоминает детям, что яйцо – это предмет природного мира, а раскрашенное яйцо это предмет рукотворного мира.

Вос –ль : Давайте поиграем. Игра передай яйцо (дети встают в круг передают яйцо друг другу)

Вос – ль : Отгадайте загадку

Нашел я шар, разбил его

Белый дом с желтым жильцом (яйцо)

Раньше был желток яичный,

А теперь – (цыпленок)

Вос – ль : К какому празднику мы с вами раскрашивали яйца?

Дети : Пасхи .

Вос – ль : Чем мы их раскрашивали?

Дети : тычками

Вос – ль : добиваюсь полных ответов.

Вос – ль : Молодцы вы правильно отгадали загадки, красиво раскрасили яйца, играли в игры, отвечали на вопросы, за это я вам приготовила сладкий сюрприз. (Показываю на тарелочке шоколадную курочку с яйцами)

Беседы о Пасхе

Журба Анастасия Дмитриевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №99
Калининского района Санкт-Петербурга

Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора «Традиции русского народа».

Цели: познакомить детей с праздником «Светлое Воскресение»; развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником; обогащать социальный опыт детей.

Задачи:

Формировать представления об общечеловеческих ценностях;

Прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций;

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Беседа №1

Народный календарь

Весна - самый радостный период года. Природа пробуждается от зимнего сна. Все вокруг расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников. У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха.

К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течение всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены, обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме; мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а также хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать, и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходился обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, "даже ворона своих воронят в луже моет"; в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы "весь год чистыми были".

Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках - хороших и плохих, о своих делах - добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

А за неделю до Пасхи предшествовало Вербное Воскресение. А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?

Поклонение деревьям существовало на Руси испокон веков, и выражалось это в особом почитании определенных деревьев. У наших предков существовали священные деревья, священные рощи, дающие целительные и оберегающие свойства. В мировоззрении предков дерево - символ бессмертия: зимой оно мертво, весной возрождается к жизни, летом цветет и плодоносит, осенью отдает плоды и, сбрасывая листву, замирает, а зимой - опять умирает. Дерево - символ воскресения растительности, символ весны и "обновления" года.

Радостные возгласы: "Христос воскрес!" будут слышаться весь этот светлый день. Царские врата главного алтаря будут открыты в продолжение всей следующей недели, в память того, что когда Господь воскрес - солнце не заходило целую неделю, равно как и небо отворено будет еще семь дней.

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

После торжественного празднования Пасхи семь недель вплоть до дня Троицы-Пятидесятницы именуются неделями по Пасхе. Пасхальная, Святая неделя, называется также великоденскою, славною, великою и радостною. Первый день Пасхи называется Великий день, утро вторника - купалищем, пятница - прощённый день, суббота - хороводницы. Начинается и в городе и на селе гулянье: Ляльник - праздник Лели (Весны, плодородия) - дочери Лады. Выходя на высокие места приветствуют весну. Поют весенние заклички.

Этот праздник проводится на "Красной горке" - облюбованном холме возле деревни. На скамейку сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Ляли (Лели). По бокам на скамью укладывались приношения - каравай хлеба с одной стороны, а с другой - кувшины с молоком и сметаной, яйцо, сыр и масло. Рядом - венки из цветов. Девушки водят хоровод (корогод) вокруг скамейки и поют обрядовые песни, славя Лелю как кормилицу и подательницу будущего урожая, а девушка, сидящая на скамейке, надевает на своих подруг венки. После - разжигают костер, вокруг которого также водят хороводы (корогоды) с песнями.

Беседа №2

Пасхальные обычаи

«Царь - день», или «Велик - день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца.

Почему на пасху принято дарить именно яйца?

Яйцо считается главным пасхальным символом Воскресения, так как из него появляется на свет новое существо. Поэтому с давних времен в Православной Церкви хранится благочестивая традиция дарить в светлый праздник Пасхи яйца.

Красный цвет - это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

У каждого цвета было свое значение: красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца; зеленый цвет - знак жизни; голубой цвет - знак неба; синий цвет - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным, изображающим мир животных и птиц:

Подобные яйца в древности называли - крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили магическим оберегом в течение всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.

You have no rights to post comments

Тема: «Православный праздник – Пасха».

Цель: расширять представления детей о народных и православных праздниках; формировать уважительное отношения к культуре русского народа; формировать творческую активность, находчивость, умение сосредоточиться; умение выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе.

Тема: «Православный праздник – Пасха».

Цель: расширять представления детей о народных и православных праздниках; формировать уважительное отношения к культуре русского народа; формировать творческую активность, находчивость, умение сосредоточиться; умение выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.

Предварительная работа. Знакомство детей с краткой историей праздника Пасхи, с народными традициями. Рассматривание иллюстраций по теме. Разучивание весенних хороводных игр, закличек, считалок.
Материал: Иллюстрации из Библии, кегли, мячи, корзинка, деревянные ложки, теннистные мячи. Аудиозапись пение птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Звучит аудиозапись – пение птиц.

Весной природа просыпается,
И праздник Пасхи отмечается.
На славный праздник светлой Пасхи
Яички красили они,
И дружно праздник отмечали,
И веселись в эти дни!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое Пасха?

Дети: Это такой хлеб.

Воспитатель: Правильно, этот хлеб и куличи пекут на церковный праздник - Пасха.

А кто такой Бог? Бог – это тот, кто создал этот прекрасный мир, чтобы люди были счастливыми. Но увидев, что люди делают очень много плохих поступков, прислал на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло. Но, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес.

Пасха Христова – эта самый величайший, самый светлый, торжественный праздник, праздник победы любви и добра над злом. Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым. Пасха – очень древний праздник.

Воспитатель: Кого прислал Бог на землю и зачем?

Дети: своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло.

Воспитатель: А теперь послушайте рассказ о том, почему на Пасху дарят яйца.

«Однажды святая Мария Магдалина пришла к царю Тиберию, чтобы сообщить ему радостную весть о воскрешении убитого Иисуса и преподнесла ему в подарок обыкновенное яичко. Но царь ей не поверил, сказал: «Пусть это яйцо покраснеет, тогда поверю, что Иисус воскрес». И яйцо, в тот же миг стало красным. Мария Магдалина сказала: «Христос Воскрес», а Тиберий ответил: «Воистину воскрес».
С той поры люди в светлый день Пасхи, красят яйца при встрече здороваются словами «Христос Воскрес», а им отвечают: «Воистину воскрес» и обмениваются яичками.

Яйцо – это главный символом Пасхи. Яйцо – символ жизни, потому что из него вылупляется живой птенец. Поэтому на Пасху дарят куриные яйца – как символ будущей жизни.

Воспитатель: Что является главным символом Пасхи?

Дети: Яйцо.

Воспитатель: Существует поверье. Что на Пасху «солнце играет». И если ранним утром небо чистое, голубое, значит, будет хороший урожай.

А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и дождик».

Воспитатель: А теперь мы проведём с вами соревнования.

Первое задание: «Сбей кеглю» (кегли и мячи).

Второе задание: «Пронеси и не урони» (деревянные ложки, теннистные мячи).

Третье задание: «Попади в корзинку» (корзинка, мячи).

В конце соревнования детям вручаются сладкие призы.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки о празднике Пасха.

3.Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо - ...Куличи

4.Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные...Яички

Тема: Пасха

Цель: узнать о традиции празднования праздника Пасхи

Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского народа.

Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.

3) Развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений.

Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.

Конспект занятия

Воспитатель: «Пасха - самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игры на улице:

«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.

Отопление