Разрешение трагического конфликта в ромео и джульетта. Внутренний конфликт

Вильям Шекспир - представитель эпохи Возрождения, когда мысли и чувства человека наполнялись новыми идеями. Но в ту жестокую эпоху гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить, и Шекспир с горечью ощущал это.

В своих пьесах он изображает столкновение идеалов Возрождения с действительностью, и краски этих пьес становятся мрачнее. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели особенно дорогих ему героев, воплощающих светлые гуманистические идеи.

Еще древние мудрецы утверждали, что мир держится на любви, потому что любовь - это основа жизни. Человек всегда стремится к лучшему, идеальному миру, освещенному верными и открытыми чувствами - любовью, дружбой, пониманием и сочувствием. Такой мир - в бессмертной трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Атмосфера жаркого юга властвует в трагедии, которая происходит среди народа, подверженного бурным страстям, горячим и бесстрашным действиям. Почти все участники событий склонны действовать импульсивно, подчиняясь мгновенно вспыхнувшим настроениям и чувствам. Есть в трагедии спокойные и разумные люди, но трезвость мысли и рассудительность бессильны против вулканических вспышек как любви, так и ненависти.

Юные влюбленные, несмотря на то что выросли и живут в обстановке вечной вражды их семей, решили пожениться. Они понимают, что рискуют всем - честью, богатством, благословением и любовью родителей, но собираются отстаивать свой выбор. Старшие Монтекки и Капулетти уже и сами забыли, из-за чего началась борьба между их семьями, но продолжают фанатично воевать друг с другом, и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком этой борьбы. Чудесный цветок юной любви, невзирая на многовековую родовую вражду, каким-то чудом вырос в среде, пропитанной ядовитой злостью, где любая мелочь служит поводом для кровавых столкновений.

Любовь возвысила героев, заставила их осознать абсурдность тех причин, по которым они не могут быть вместе:

Где в нас гнездятся имена?

Я уничтожу это помещенье, -

восклицает влюбленный Ромео. Вполне справедлива и мудра и речь юной Джульетты, говорящей:

Что есть Монтекки? Разве так зовут

Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?

Преградой на пути их чувства встала принадлежность к определенным семьям. Но разве могут какие-то нелепые предрассудки уничтожить настоящее, сильное и искреннее чувство? История шекспировских героев утверждает, что любовь выше всех условностей и предрассудков.

Именно в силе любви Ромео и Джульетты, в их отказе подчиняться требованиям отцов, ослепленных многовековой ненавистью, заключен главный конфликт пьесы. Там, где появляется настоящее чувство - особенно если оно возникает на фоне общей ничтожности и приземленности, - там чаще всего обязательно разыгрывается трагедия. Как сказал Евтушенко: «Потому что любовь есть такое совершенство, которому завидует все несовершенство мира и стремится его задушить». Но общество, основанное на предрассудках и старинных устоях, не в силах задушить чувство молодых, полных сил и решимости сердец. В этом неравном поединке Ромео и Джульетта гибнут, но в их любви, которая не пожелала мириться с предубеждениями, заключена высокая нравственная победа.

Трагедия «Ромео и Джульетта» является отражением основных жизненных позиций автора. Шекспир всегда изображал в своих произведениях прекрасных, возвышенных, сильных духом людей. Он изображал свободную человеческую личность, не зависящую от мнений общества, от господствующих в нем устоев и предрассудков. Поэтому в произведении, как и в большинстве пьес великого драматурга, правда, добро и любовь торжествуют - даже тогда, когда сами герои гибнут.

Вильям Шекспир (1564 – 1616) – центральная фигура английского Возрождения и мирового искусства в целом. Его отличает размах мысли, широта кругозора, энциклопедичность, диалектика жизненных потрясений, проникновенное чувство природы. Родился в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Обучался он в местной школе, в 18 лет женился, перебрался в Лондон, где связал свою судьбу с театром. С 1597 г. работал в театре «Глобус» в качестве актера и драматурга. В 1612 г. Шекспир покинул Лондон и поселился в своем родном городе. Он отходит от литературно деятельности и доживает свои дни в кругу семьи, окруженной уважением жителей Стрэтфорда.

I период (1590-1600) Оптимистический. Сонеты (/592-1598)Комедии и исторические хроники. “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”, “Много шуму из ничего”, “Как вам это понравится”, “Двенадцатая ночь”, “Ричард III”, “Ричард II”, “Генрих IV”, “Генрих V”. Трагедии “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь”. Вера вВозможность гармонии человека и мира . Вера в возможность развития ренессансной личности.Зло не носит глобального характера, оно победимо (Ромео и Джульетта: семьи помирились над могилой детей) и связано с тем, что уже уходит в прошлое (средневековая вражда семей). Хроники (основная тема – феодальная смута 14-15 вв., война Алой и Белой розы. Рассматриваются вопросы о власти, церкви, взаимоотношениях четырех сословий, повествуется о крушении человеческого в человеке (образ Ричарда III) . Ричард 2 упоён мыслю о божественном происхождении своей власти, Ричард 3 посредством ряда убийств и преступлений достигает престола и обуздывает феодалов – Макиавелли), “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь” (переходный период).

II период (1601-1608). Трагедии. “Гамлет” (1601), “Отелло” (1604), “Макбет” (1605), “Король Лир” (1605) и др. ОсознаниеТрагических противоречий человеческого бытия и их неразрешимость. Это результат углубления философских воззрений Ш. И развития Ренессанса вообще.Зло носит всеобъемлющий характер . Можно преодолеть его проявление, но не его само (что я сказала-то?). Самые умные, одаренные люди гибнут под натиском темных сил, типы и характеры эпохального значения.

III период. Романтический (1609-1612). Трагикомедии (пьесы с остро драматическим содержанием, но счастливым концом). Эстетика барокко. Трагизм преодолевается с помощью стоической морали.Сказочные мотивы. Персонажи-маски. Счастливые развязки – результат случая.

В ранний период своего творчества Шекспир сочинил всего одну, но любимую во все времена оригинальную трагедию – Ромео и Джульетта (ок. 1596). Это свободное драматическое переложение поэмы А. Брука Ромей и Джульетта (1562), повествующей о трагической истории двух влюбленных.

В трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспир изображает борьбу двух любящих, за свое чувство с окружающей их средой, в которой еще живы древние предрассудки и старозаветная семейная мораль. Конфликт между уходящим и новым миром протекает на широко очерченном социальном фоне.

Показаны все стадии и ступени этого конфликта. Оба старика, главы враждующих домов, в душе тяготятся этой вековой распрей, но по инерции поддерживают ее. Слуга участвуют в ней из вынужденной покорности. Но вражда не умерла: всегда находятся горячие головы из молодежи (Тибальт), готовые снова ее разжечь.

Ромео и Джульетта погибают жертвами ее, но их молодое чувство празднует в пьесе свою победу. Это единственная трагедия Шекспира, в которой комический элемент занимает значительное место, и цель его-укрепить жизнерадостный характер пьесы.

Другой важный момент, предназначенный также усилить оптимистический тон пьесы,- роль монаха Лоренцо, помощника влюбленных, естествоиспытателя и мыслителя, чуждого всякой церковности и проникнутого подлинно гуманистической мудростью.

Это один из самых показательных для мировоззрения Шекспира образов. Под знаком его философии, его устремления к природе и естественности протекает вся борьба Ромео и Джульетты за право их чувства.

Ромео и Джульетта - трагедия в 5 действияхУильяма Шекспира , рассказывающая о любви девушки и юноши, из двух враждующих старинных родов -Монтекки иКапулетти .

Сочинение обычно датируется 1594-95 годами. Более ранняя датировка пьесы возникала в связи с предположением о том, что работа над ней могла быть начата ещё в 1591 году, затем отложена и окончена примерно два года спустя. Таким образом, 1593 год оказывается наиболее ранней из рассматриваемых дат, а 1596 год - позднейшей, так как в следующем году текст пьесы уже был напечатан.

Достоверность данной истории не установлена, но приметы исторического фона и жизненные мотивы, присутствующие в итальянской основе сюжета, сообщают определённое правдоподобие печальной повести о веронских влюблённых.

Проблематика «Ромео и Джульетты»

Основу проблематики «Ромео и Джульетты» составляет вопрос о судьбе молодых людей, вдохновленных утверждением новых высоких возрожденческих идеалов и смело вступивших в борьбу за защиту свободного человеческого чувства. Однако решение конфликта в трагедии определяется столкновением Ромео и Джульетты с силами, охарактеризованными достаточно четко в социальном плане. Эти силы, препятствующие счастью молодых влюбленных, связаны со старыми моральными нормами, которые находят свое воплощение не только в теме родовой вражды, но и в теме насилия над человеческой личностью, которое и приводит в конце концов героев к гибели.

Вера в неодолимость новых норм и в торжество этих норм, которое должно наступить или наступило в момент крушения старых сил, повлекла за собой необходимость включения в ткань произведения момента, без которого трагедия вообще не могла бы произойти,- вмешательства рока, чьим внешним выражением явилась роль случая, неблагоприятного по отношению к Джульетте и ее возлюбленному. Роковое стечение обстоятельств занимает в ранней трагедии значительно большее место, чем в зрелых шекспировских произведениях того же жанра.

Некоторые из сторон зрелой шекспировской концепции трагического, впервые проявившиеся в «Юлии Цезаре», в дальнейшем по-разному воплотились в произведениях, созданных в первом десятилетии XVIIвека. На протяжении второго периода творчества Шекспира его трагическая концепция претерпевала столь значительные изменения, что мы вправе считать каждое из произведений данного периода, по существу, новым шагом в развитии этой концепции. Однако при всех различиях внутри цикла зрелых шекспировских трагедий эти произведения, взятые в совокупности, могут быть противопоставлены по ряду признаков ранней трагедии Шекспира.

Изменения в общественной и литературной ситуации в Англии конца XVIвека вместе с усилением внимания самого писателя к кардинальным проблемам современности, что подтверждается материалом комедий и хроник, вызвали резкий сдвиг в драматургии Шекспира, который закономерно рассматривается как переход к трагическому периоду творчества. Сущность этого перехода становится особенно ясной в ходе исследования качественных изменений, которые претерпела шекспировская концепция трагического от «Ромео и Джульетты» к «Юлию Цезарю».

В «Ромео и Джульетте», как и в большинстве других шекспировских произведений первого периода, предметом художественного осмысления была действительность и тенденции прошлого - пусть неопределенного, пусть условно отдаленного, но тем не менее прошлого в его мажорной соотнесенности с настоящим. В «Юлии Цезаре», хотя эта трагедия построена на историческом сюжете, перед автором и его зрителями возникают самые сложные проблемы современности в их соотнесенности с будущим. В «Ромео и Джульетте» в качестве источника зла, с которым сталкиваются герои трагедии, выступают силы, органически связанные с уходящим в прошлое. В «Юлии Цезаре» силы зла, предопределяющие гибель положительного героя трагедии, неизбежно ассоциируются с новыми, нарождающимися в обществе тенденциями, идущими на смену Ренессансу.

Шекспир мужественно сражался за права человека, верил в его достоинство, отдал все силы, чтобы воспеть его красоту. Тем самым он стал современником всех поколений, борющихся за полное раскрепощение человечества.

Он наш союзник и единомышленник. Этим и объясняется его возрастающая популярность среди читателей и зрителей всех времен и народов. Среди тех, кого воодушевляет Шекспир, находятся драматурги, поэты, режиссеры, актеры, для которых английский художник - требовательный учитель. Мастерство Шекспира - лучшая из литературных школ.

В «Ромео и Джульетте» изображен путь от прошлого к настоящему, путь, на котором произошла победа норм гуманистической морали над принципами старого общества. Поэтому в гибели героев, победоносной по самой своей сути, такую большую роль играет случай и вмешательство роковых сил. В «Юлии Цезаре» путь от тяжелого настоящего в неясное будущее, не сулящее скорой победы добра,- это путь, на котором гибель героя, борющегося за гуманистические идеалы, становится неотвратимой, проистекающей из самой сути трагедии закономерностью.

Иллюзии, нашедшие свое отражение в «Ромео и Джульетте» и связанные со спецификой шекспировского творчества на протяжении первого периода, состоят в другом - в показательной для этого периода вере драматурга в то, что как только старый уклад потерпит поражение, наступит время торжества новой, гуманистической морали, определяющей отношения между свободными людьми. Эти иллюзии наложили решительный отпечаток на некоторые особенности поэтики «Ромео и Джульетты». Важнейшая из этих особенностей состоит в том, что конфликт и его решение, заканчивающиеся моральной победой новых гуманистических сил, так же как и конфликты комедий, созданных в первый период, изображены как картина событий, имевших место в прошлом, и представляемая аудитории, живущей уже в условиях торжества новых отношений. Именно в этом кроется источник того своеобразного оптимизма, который отличает «Ромео и Джульетту» от всех остальных шекспировских трагедий, хотя многие из них также следует признать оптимистическими произведениями.


Бывает, что во время урока математики,
когда даже воздух стынет от скуки,
в класс со двора влетает бабочка…
А.П. Чехов

Слайд №1.


  1. Оргмомент.
Учитель:

Есть в литературе имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами вечных ценностей. Сегодня мы будем говорить о таком произведении.

Слайд №2.

Тема урока : У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии.

Эпиграф: Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей , верной, вечной любви ? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь !

(М.Булгаков)

Цели урока:


  1. Помочь понять основной конфликт трагедии.

  2. Совершенствовать умение сопоставлять произведения разных видов искусства

  3. Совершенствовать навык анализа драматического произведения

  4. Формировать интерес к творчеству авторов зарубежной литературы

  5. Развивать эстетическую восприимчивость обучающихся.
II .Актуализация знаний :

Итак, в Вероне, столько лет назад,

Сколь звёзд полночных над тобой, Верона,

Случилось саду ненавидеть сад

И брату брата. Два старинных рода

Забыли, в чём причина их вражды,

Не забывая враждовать извечно.

Но коли вы под этот свод вошли,

Вам без сомненья всё это известно…

А известно ли всё вам, мы сейчас проверим. Тест на знание текста, оценку выставите в свой лист.

Слайд №3- 4

III . Тест на знание теста.


  1. И перенесёмся мы в прекрасную Верону, южную, благоуханную, кажется, только и созданную для любви, радости и счастья людей.
Слайд №5

  1. Видеоролик под чтение стихотворения.
В итальянском городе Вероне,
Где шумели старые сады,
Девочка стояла на балконе.
В небесах горели две звезды.

Руки сжав в молитве безупречной,
Обещала в гулкой тишине,
Что любить того готова вечно,
Кто явился в маске перед ней.

Солнца лучик на одежде тонкой
Рисовал затейливый цветок.
Как прекрасна юная девчонка,
И волос изящный завиток!

В старый-старый городок Верону
Поселил ее чудак Шекспир.
Не уходит девочка с балкона.
Ею восхищается весь мир.

Скажите мне – о чём произведение «Ромео и Джульетта»?

Что мешает любви юных сердец?

Вражда их семей.

Слайд №6.

Столкновение, развитие этих чувств и есть сюжет пьесы. Т.е. конфликт любви и вражды.

Слайд №7


  1. Обратимся к сюжету.
Давайте выделим элементы сюжета любого драматического произведения:

Экспозиция

Кульминация

Развязка.

Именно по этому принципу мы распределились на группы.


  1. 1 группа 1-2 акт
Вопросы:

Слайд №8. Видеоролик – мюзикл.


  1. Прочитать выразительно пролог под слайд мюзикла.
Слайд №9.

  1. Что мы узнаём об отношениях двух семей в самом начале пьесы?

  2. Первое знакомство с Ромео. Что говорит он о любви к Розалине?

  3. Первая встреча с Джульеттой?

  4. Где начинается завязка сюжета?
Слайд №10. Видеоролик «Бал-маскарад»

Чтение по ролям отрывка Акт 1, сцена 5 (конец).


  1. Обратите внимание на слова Капулетти - отца о Ромео. Что они значат?
Выступление 2 группы. Сцена в саду.

Слайд № 11.


  1. Рефлексия. Закройте на минуту глаза и представьте под музыку сцену объяснения в любви Ромео и Джульетты.
Слайд №12

  1. А теперь эта чудесная сцена в трактовке известного режиссёра Дзеффирелли.
Слайд №13

  1. И эта же сцена из балета Прокофьева, где главную роль танцует Галина Уланова. «Обыкновенная богиня» - назвал балерину А. Толстой.

  1. Вопросы к группе:

  1. Как вы считаете, являются ли чувства Ромео и Джульетты искренними? Докажите текстом.

  2. Как изменились Ромео и Джульетта после знакомства?

  3. Как юные герои относятся к вражде своих семей? Выразительное чтение стр.54

  4. Какое решение они принимают? Кто помогает им в этом? Венчание.
Слайд № 14

  1. Выразительное чтение монолога Джульетты перед венчанием.

  1. Выступление 3 группы.
Слайд №15. Джульетта с няней.

  1. Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?

  2. Хотел ли Ромео убить Тибальта? Почему?
Слайд №16.

Видеоролик «Ссора с Тибальтом» .


  1. Как передаёт Шекспир переход настроения Джульетты от отчаяния к надежде?

  2. Какое слово для девушки страшнее убийства?

  3. Что советует Кормилица Джульетте после изгнания Ромео?

  4. В оригинале у Шекспира сказано:
«Никогда не бывало более печальной повести, чем повесть о Джульетте и Ромео»

И привычный нам перевод:

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».


  1. В чём отличие этих двух вариантов? Как вы объясните, что Шекспир поставил имя Джульетты на первое место? (Джульетта одна, даже Кормилица предаёт девушку, а Ромео ждёт поддержку от Лоренцо…)

  1. Кульминация и развязка.
Слайд №17

Вопросы к группе:


  1. Как герои пытаются бороться за своё счастье?

  2. Кто был их союзником, а кто - врагом?

  3. Характеристика Лоренцо.

  4. Как вы считаете, не поспешили ли герои соединить спои судьбы, не дождавшись примирения родителей?

  5. Трагедия имеет как бы 2 финала. Смерть Ромео и Джульетты, примирение Монтекки и Капулетти над телами погибших. Смягчает ли второй финал трагическую остроту первого?

  6. Трагедию Шекспира называют оптимистической. Почему?
Слайд №18.

  1. Выразительное чтение эпилога.
Слайд №19

Синквейн.

Сдайд №20. Письма к Джульетте.

Вредители