Когда казнили жака де моле. Жак де Моле и другие самые славные рыцари в истории

Молодость

На посту магистра

В то же время, в ожидании большого крестового похода , Жак де Моле пытался вернуть утраченные позиции ордена на Святой земле. С этой целью в 1301 году тамплиеры захватили остров Арвад (Руад), находившийся недалеко от сирийского побережья . Однако они не смогли удержать его и в 1302 г. Арвад был сдан сарацинам.

Неудачи ордена способствовали нарастанию критики в его адрес. Ещё в 1274 году впервые встал вопрос об объединении двух ведущих военно-монашеских орденов - Храма и Госпиталя. В 1305 году папа Климент вновь предложил объединить ордена. В своём письме Клименту Моле раскритиковал это предложение .

Во время своего второго визита в Европу Моле узнал об интригах короля Франции Филиппа IV против тамплиеров. Несдержанная жесткость магистра, возможно, предопределила печальный конец его ордена. Осенью 1307 года начался процесс против тамплиеров.

На процессе

Оценки историков

Личность последнего магистра ордена тамплиеров не получила однозначной оценки историков. Мари-Луиза Бульст-Тиле полагает, что Жак де Моле был амбициозной личностью, однако он не пользовался доверием своего предшественника и конвента ордена. . Малькольм Барбер считает, что решение избрать Моле на пост магистра ордена было неудачным. «Он оказался в условиях, которые он не понимал… Он никогда не смог осознать, что вместе со своим орденом стал анахронизмом в меняющемся мире» - пишет историк . Ален Демюрже более лоялен к магистру. Он полагает, что его ни в коем случае нельзя считать недалёким или глупым . Более того, по мнению историка, трудно было найти лучшего кандидата на должность магистра, чем Моле. Тем не менее, он не смог реформировать орден. Его сопротивление объединению с орденом госпитальеров могло стать одной из предпосылок роспуска тамплиеров .

Легенды

Примечания

Библиография

  • Barber M. James of Molay, the Last Grand Master of the Order of the Temple // Studia Monastica 14 (1972).
  • Barber M. James of Molay // The Crusades. An Encyclopedia / Ed. A. V. Murray. Santa Barbara, Denver, Oxford: ABC-CLIO, 2006.
  • Bulst-Thiele M.-L. Sacrae Domus Militiae Templi Hierosolymitani Magistri: Untersuchungen zur Geschichte des Templerordens, 1118/9-1314. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1974.
  • Demurger A. Jacques de Molay: Le crépuscule des Templiers. Paris: Payot et Rivages, 2007.
  • Demurger A. The Last Templar: The Tragedy of Jacques de Molay, Last Grand Master of the Temple. London: Profile, 2004.
  • Menache S. The Last Master of the Temple: James of Molay // Knighthoods of Christ: Essays on the History of the Crusades and the Knights Templar/ Ed. Housley N. Aldershot: Ashgate Publishing, 2007.
  • Е. Жаринов. Великие пророки. Магистр Жак де Моле. М.:АСТ, 1999

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жак де Моле" в других словарях:

    - (фр. Molay или фр. Molé) французская фамилия. Жак де Моле (1244 5/1249 50 1314) двадцать шестой и последний великий магистр ордена тамплиеров. Матьё Моле (1584 1656) французский государственный деятель 17 века Луи Моле (1781 1855)… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моле. Жак де Моле фр. Jacques de Molay … Википедия

    Рыцарь Тевтонского ордена (у Тамплиеров крест красный) Жак де Моле (фр. Jacques de Molay; 1244 5/1249 50 18 марта 1314) двадцать третий и последний великий магистр ордена тамплиеров. Содержание 1 Молодость … Википедия

    Рыцарь Тевтонского ордена (у Тамплиеров крест красный) Жак де Моле (фр. Jacques de Molay; 1244 5/1249 50 18 марта 1314) двадцать третий и последний великий магистр ордена тамплиеров. Содержание 1 Молодость … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моле. Луи Матьё Моле Louis Mathieu Molé … Википедия

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

18 марта день казни Жака де Моле 22-го последнего Великого Магистра. Полный каббалистический круг совершенства от 0 до 22 был завершен!

Произошло это в 1314 году, т.е. 696 лет назад. Первые же массовые аресты тамплиеров во Франции произошли на семь лет раньше, в ночь на 13 октября 1307 года. Это и есть пятница, 13-е, которое давно считается несчастливым днём и в России.

Отчего же и Россия скорбит о тамплиерах? И имеет ли отношение к России казнь Жака де Моле? Ответ - «Да». Самое прямое. Под анафему Жака де Моле на вечные времена попали потомки Ярослава Мудрого по линии Анны Ярославны, ведь Филипп Красивый, отдавший приказ о казни Жака де Моле, это наследник Анны Русской от её первого брака с королем Франции Генрихом I. Прямые потомки Анны Русской правили Францией более двух с половиной веков, занимая трон одиннадцать раз, до 1382 года. Если же учитывать не прямых потомков, то они до сих пор управляют и Евросоюзом, и Британией. Идеологически Анна Ярославна влияла на политику Франции до самых последних дней французской монархии, т.к. на её Евангелии, на славянском языке, привезенном из Киева, как приданое от Руси, давали клятву монархи Франции, вступая на королевский престол (ныне Евангелие называется Реймсским, поскольку хранится в Реймсском соборе).

Жак де Моле, в свою очередь, продолжатель дела второго сына Анны Русской, от второго её брака - Гуго Великого графа Вермандуа, одного из вождей Крестового похода. Поэтому среди потомков Анны Русской был и Балдуин II, занимавший престол Латинской (Константинопольской) империи. С религиозной точки зрения, потомки Анны Русской от первого брака выступили против идей крестоносцев, защищаемых потомками Анны Русской от её второго брака. В данном случае просматривается определенное кровное противостояние. И все это напрямую связывает казнь Жака де Моле, а также и посланную им анафему, - с Россией и с Домом Ярослава Мудрого, к которому относятся: и Святославичи, и Всеволодовичи, и Даниловичи, и Мономаховичи, и Ольговичи, и Александр Невский.

С учетом такого родства логично выглядит легенда о том, что после смерти Жака Де Моле тамплиеры отправились на родину Анны Русской, вместе со всей тамплиерской казной и библиотекой тамплиеров, которая была, вероятно, не хуже Библиотеки Конгресса США - символа современного американского масонства.

Практически одновременно с исчезновением Тамплиеров после казни Жака де Моле в Европе исчез и, так называемый, институт «духовных Ярлов». Возник же этот институт Ярлов, в т.ч. на Ладоге, в годы правления Анны Ярославны и первых крестовых походов. А вышедший недавно в Европе фильм «Арн -Рыцарь - тамплиер» по мотивам книги «Путь в Иерусалим», совсем не случайно указывает на то, что «все дороги ведут» все-таки в Иерусалим, в храм Соломона, который держит в своих руках Никола Можайский.

И это ещё одна история, которая связывает Жака Де Моле с Россией. Касается она древней иконы Николы Можайского и Никольского Собора Можайского Кремля.

Существует гипотеза о том, что икона Николы Можайского- Охранителя Руси, одна из наиболее известных в России, написана сразу после казни Жака де Моле и имеет прямое отношение к тамплиерам, потому что сам Никола держит в одной руке Меч, а в другой руке - Храм Соломона (мечеть Омара) - символ тамплиеров. Нельзя не заметить и следующего, вот в этом, древнем описании иконы Николы Можайского:

«да у Николы ж чудотворца … не пелене деисус с новыми чудотворцы «серебряны 22 образа,… а на пелене крест сажен жемчугом…» («Материалы по истории Можайска»).

Упомянутые в этом описании 22 новых чудотворца символизируют либо 22 Великих Магистра, либо число 22, которое управляет миром. Это же число 22, также как число 555 присутствует в декоре Никольского Храма Можайского Кремля, посвященного Николе Можайскому.

Считается, что Никольский храм Можайского Кремля построен в честь 500-летия со дня казни Жака де Моле. Его строительство началось до войны 1812 года, а завершено уже после войны - в 1814 году.

Тот факт, что наиболее широко празднование 500-летия казни Жака де Моле было отмечено в России, в частности, - постройкой нового храма, в честь иконы Николы Можайского, отождествляемой в ряде гипотез с Магистром Жаком де Моле, повышает достоверность легенды о тамплиерах, расселившихся в 14 веке на территории Руси.

В.Куковенко, автор книги «Масонская архитектура и масоны Можайска» пишет о том, что «Вплоть до Великой Французской революции, как считали многие, проклятье магистра продолжало висеть над королевским домом Франции. Окутанные ореолом страдания, тайны, мистики и экзотики рыцарских времен, вошли тамплиеры в масонские ложи. Должно быть там же, среди европейских масонов и родилось продолжение легенды о великом магистре: в сумраке тюрьмы перед казнью Жак де Моле учредил четыре ложи: Неаполитанскую для Востока, Эдинбургскую для Запада, Стокгольмскую для Севера и Парижскую для Юга. И эти ложи сумели пронести через века обряды и тайны тамплиеров. И не только обряды, но и ненависть к врагам ордена.

21 января 1793 года состоялась казнь Людовика XVI несчастного потомка короля Филиппа Красивого. Когда голова монарха упала в корзину с опилкам, какой-то человек в черном вскочил на помост, омочил руки королевской кровью выкрикнул в толпу: «Жак де Моле! Ты отмщен!».

Особенно распространилось тамплиерство в масонских ложах Швеции, откуда оно попало в Россию. Предположительно масонскую Конституцию шведского обряда привез из Стокгольма в 1776 году действительный тайный советник, «бриллиантовый князь», А.Б.Куракин. Возможно, на год введения в России шведского обряда указывает южная сторона основного четырехугольника Новоникольского Собора (Можайск). Её размер в дюймах равен 1774…

Через несколько лет, в 1782 г., на общемасонском конвенте в Вильгельмсбадене Россия получила статус 8-й провинции Строгого наблюдения (шведской системы).

Увлечение русского дворянства масонством в скором времени приобрело характер массовой эпидемии и вылилось в формы, едва ли знакомые Западу. Стремление жить среди масонских тайн привело к тому, что строились даже усадьбы, до крайности насыщенные символикой вольных каменщиков. Наиболее яркий пример - подмосковное Царицыно…

В эти же годы и снова под Москвой, в Вяземах была построена усадьба Николая Михайловича Голицына (правнука Б.А.Голицына)- предводителя дворянства звенигородского уезда ». В конце XVII в., а точнее - в 1694 г. эта усадьба в Вязёмах была пожалована Петром I своему воспитателю, князю Борису Алексеевичу Голицыну "за спасение во время стрелецкого бунта" (усадьба Вязёмы находится в Одинцовском районе, рядом с платформой Голицыно, чуть в стороне от Можайского шоссе).

Архитектура усадьбы в Вязёмах несет на себе несомненную печать масонства. В главных зданиях сохранились ложи, на которых помещались буквы «J» и «M», как напоминание о Жаке де Моле…В 1812 году в этом дворце при отступлении русской армии ночевал Кутузов. Вслед за ним здесь остановился и Наполеон, и не тронута была ни одна вещь из обстановки и ни одна книга из библиотеки. Проявилась всемирная масонская солидарность?»

Может быть и масонская солидарность…

Но я полагаю, что Наполеону не имело смысла брать что-либо в усадьбе в Вязёмах, т.к. это в изобилии присутствовало во Франции. Он шел в Россию за чем-то, более сакральным, также как и в его египетском походе. В 1812 году во время нашествия Наполеона была похищена, к примеру, серебряная рака, в которой хранились мощи Святого князя Черниговского, привезенные христианами в Чернигов, после его казни в Орде и огненного столпа поднявшегося ночью над телом убитого князя Черниговского из Дома Ярослава Мудрого. Ценность для Наполеона представляли, похоже, тайны Дома Ярослава Мудрого, также как, впрочем, и для ханов Золотой Орды.

В.Куковенко в его книге упоминает ещё об одном масонском символе - «холме добродетели под солнцем истины» на северо-востоке от Можайского Кремля. «Первый такой холм в Дубовицах - подмосковном имени. … Следует обратить внимание на следующую деталь. Храм в Дубовицах был освящен 11 февраля 1704 года в присутствии Петра I . Неужели к 390 - летию гибели де Моле? Такое предположение не совсем фантастично. Некоторые исследователи и историки вполне определенно указывают на то, что Петр I был посвящен в масоны … это посвящение состоялось в Англии. К тому же Б.А.Голицын был очень близок к Петру и участвовал во всех начинаниях и причудах молодого царя… Заложение храма было освящено 22-го июля. Обращает на себя внимание и эта цифра 22. Слишком много событий в масонской истории отмечено этим числом… И, хотя церковь строилась в имении Голицына, Петр I в документах значится как «храмосоздатель»…»

Действительно, 22 июля - это день Марии Магдалины. Я уже делала на нем акцент в статье «Как Америка управляет Миром священным числом 22: Александрийско - Вашингтонская Ложа № 22 и Александрийский маяк» .

Однако, обращу внимание на то, что икона Николы Чудотворца с 22 «серебряными образами новых чудотворцев» появилась задолго до образования Соединенных Штатов Америки. Т.е. число 22 более древнее и влияло на судьбу России задолго до появления Вашингтонской Ложи № 22. Но случилось так, что в Америке глубже понимали сакральную суть этого числа и его священную женскую составляющую, потому что оно наиболее известно датами дней Марии Магдалины (22 июля), Марии Египетской (22 апреля) и Рождества Богородицы (22 сентября - осеннее равноденствие), а также датами - близкими к датам великих зачатий. Мужская составляющая числа 22 представлена Николиным днем 22 мая, который ранее был Ярилиным днем. В этот день в Киеве был установлен памятник Лыбеди и трем её братьям. Так что Никола Чудотворец связан с числом 22 днем Николы Вешнего.

С учетом названных выше имен, которые связаны с числом 22, невозможно сказать, что это число дьявольское и сатанистское, которым пользовались «плохие масоны».

Просто у масонов - последователей тамплиеров, более сильно проявлено поклонение матери Бога и женщинам, которые были рядом с Иисусом в годы его жизни.

Эту женскую тему в архитектуре Можайского Кремля В. Куковенко увидел в размерах часовни, построенной рядом с Никольской церковью. Её ширина 14,14 метра, что ближе всего в Log 1431. «Но что из себя может представлять число 1431 задается вопросом автор? Единственное примечательное событие - сожжение Жанны д’Арк. Хотя мне такие масонские легенды не известны, но не исключено, что её подвиг и трагическая кончина занимают важное место в посвящении степени «рыцарь королевской арки».

Но что может связывать Орлеанскую Деву и тамплиеров? Сделаем некоторые предположения. Согласно орденским уставам, посвящение любого благородного человека в рыцари Храма предусматривало, что его предки, братья и их потоки вместе с ним вступают в этот же орден. Это было как бы духовное приобщение, божественная благодать, распространяющаяся на многие поколения. Возможно, что масоны нашли документы о принадлежности предков Жанны д’Арк к тамплиерам. Это давало полное право и её считать рыцарем храма, тем более что обыкновенное рыцарское посвящение она приняла из рук Карла II. Как известно, женщин в орден Тамплиеров не принимали, но здесь, в виду исключительности её деяний, было допущено отступление от правил. Возможно, в честь неё и возникла степень «Рыцарь Арки», как намек на её родовое имя».

Гипотеза о том, что таким наследственны путем может возникнуть «квазиженское масонство» излагалась мною на примере Елены Рерих в статье «Женское масонство», «женское Евангелие», женщина - Верховный жрец и Глава церкви» . Дело в том, что Елена Рерих является прямой наследницей «Спасителя Отечества» Кутузова, известного масона, имевшего орденское имя «Зеленеющий лавр», и выигравшего битву при Бородино именно около Можайска. Что интересно, на столе у Рерих всегда стояла фигурка Жанны д’Арк, хотя она сама ощущала себя как Нефертари - жена фараона Рамзеса II.

Традицию строить часовни В. Куковенко воспринимает как масонскую, ссылаясь на историю тамплиеров. «Папа Иннокентий II в 1139 году издал буллу, в которой разрешал тамплиерам строить собственные часовни: «Мы вам предоставляем право возводить часовни во всех местах, имеющих отношение к ордену Храма, дабы вы и ваши близкие смогли бы там служить службы и быть там похороненными. Ибо непристойно и опасно для души, когда давшие обет братья, идя в церковь, должны смешиваться со сбродом грешников и мужами, посещавшими женщин».

Упоминание о подобного же рода важной особенности поклонников раннего христианства я встречала в книге «Последнее Евангелие». Усадебные и домовые церкви, молельные комнаты - все это признаки не желания «смешиваться со сбродом грешников».

Т.е. сами такие объекты указывают на то, что в их создании принял участие те, кто исповедует ранее христианство, а также посвященные или члены масонских лож.

Не могу тут не вспомнить часовню недалеко от Никольского храма в селе Николо-Березовке. Сама часовня как раз и была переделана позже в родом на две койки, где я появилась на свет.

Наличие часовни, а также легенды о подземных ходах под Никольской церковью, темный лик Николы Закамского, подобный темному лику Николы Можайского, а также темному лику Святого Мориса - Черного Волхва создает некую мистическую линию в направлении от Можайска в сторону реки Кама и этого села Николо-Березовка, в котором что-то таинственное и мистическое узрела английская принцесса Елизавета (Эалла-Лебедь) - сестра последней императрицы России. Опять же по мистическому совпадению Анна Русская королева Франции после смерти первого мужа удалилась именно в Санслис, главной достопримечательностью которого является церковь Святого Мориса - Черного Волхва.

Здесь Анна Ярославна вступила во второй союз с Валуа и здесь бы зачат её сын Гуго Великий Вермандуа - герой крестовых походов. («Баварские Лебеди Гогенцоллернов и Белые Орлы Цесаревича Георгия»)

Темный ликом Святой Маврикий (Морис) Фивейский в средние века был святым покровителем многих римских династий Европы, и позже - Римских императоров. В 926 году Анри I (919-936) даже уступил существующий швейцарский кантон Ааргуа (Aargua) в обмен на копье мученика Маврикия. Некоторые императоры были помазаны перед алтарем святого Маврикия в Соборе святого Петра в Риме. Меч святого Маврикия был последний раз использован при коронации австрийского императора Карла, как короля Венгрии в 1916. В Монастыре города Сен-Морис в Австрии всегда оставался главным центром почитания Фивейцев монахи каждый день вычитывают специальную службу этим святым, и празднует их день 22 сентября каждого года».

Здесь мы вновь встречается с числом 22,но уже в контексте Черного Волхва Святого Мориса.

Святого Мориса роднит с Николой Можайским, наряду с темным ликом и числом 22, также ещё и меч (копье), которое, судя по тому, что сказано выше, стоило дороже светских титулов.

И если В.Куковенко высказывает гипотезу о том, что Никола Можайский - это символ Жака де Моле. То я скорее склоняюсь к тому, что Никола Можайский - символ Черного Волхва, охраняющего священные династии.

Я думаю, что важное значение в этом мистическим ансамбле имеют церкви (соборы) Петра и Павла, которые строятся рядом с Никольскими храмами, либо рядом с Николой.

В данном случае, я скорее ориентируюсь на завещание своей крестной обращать внимание на то, что было на моей малой родине. Как я теперь знаю, Петр и Павел «шли вслед за Николой», а потому маленькая березовская церковь Петра и Павла «эхом» отдается в моей жизни. Вот и сейчас я пишу эти строки недалеко от Собора Петра и Павла, считающегося самым близким аналогом Никольского можайского храма.

И где же, в таком случае, Никольская церковь и Никола - задаю я себе вопрос. А Николай - Николай I утверждал проект этого Собора Петра и Павла в Петергофе.

В. Куковенко также описывает собор Петра и Павла, соседствующий с Никольской церковью в Можайске,… По мнению В.Куковенко автором проекта Можайского Кремля является В.И.Баженов. Он же является автором не сбывшегося проекта перестройки Кремля, подразумевающего его «модернизацию» путем включения образов Египетской пирамиды, называемой почему-то в книге языческой, а также Собора Петра и Павла, должного символизировать в его понимании, вероятно, несбывшееся пока чаяние «Москва - Третий Рим».

В.Куковенко также видит такую аналогию: Петр и Павел, с одной стороны, и Гуго де Пайансу вместе с Годфруа де Сент-Омеру, с другой стороны.

Архитектор В.И. Баженов среди его сотрудников особо выделял Ф.В.Каржавина. С семилетнего возраста он жил в Париже, в доме своего дяди Ерофея Никитича. Покровительствовал Каржавину Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803 г.г.), посол России во Франции, друг Вольтера и Дидро. Федор выучил в Париже около дюжины языков. По прибытии в Россию в 1765 году преподавал в Московском университете и Троицко-Сергиевской Лавре.

Князья Голицыны упоминаются в книге В.Куковенко «Масонская архитектура масоны Можайска» ещё не однажды. Также, в частности, в связи с обетом Александра I, касающимся строительства Храма Христа Спасителя в Москве. Обет был дан императором после победы в Войне над Наполеоном. Работу над проектом курировал Александр Николаевич Голицын. Проект разрабатывал А.Л.Витберг. Император Александр был вдохновлен проектом, но вдруг неожиданно отказался от него.

1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I о запрещении всех лож в России. … Император умер спустя три года, три месяца три недели после обнародования рескрипта, почти в тот же день, когда умер Филипп Красивый. Смерть Филиппа пришлась на 29 ноября 1314 года.

Не случайно, как видим, Можайск стал центром русского масонства и продолжает оставаться им сейчас… коль скоро в Можайске родился А.В.Богданов - «главный масон» современной России, председатель центрального комитета Демократической партии России, Кандидат на должность Президента России на выборах 2008 года. Хотя его участие в выборах несколько удивительно, вообще-то, масоны в публичной политике не участвуют. Но вот Можайск в его биографии логичен.

Известно из истории Руси, что «Можайскую линию обороны» не смог преодолеть ни один «Дьявол-Захватчик», включая Гитлера. Знаменитое Бородинское сражение состоялось, опять же, близ Священного града Можайска… И по одному из преданий «в канун Бородинского сражения в палатку Кутузова заходил граф Сен-Жермен, Великий Учитель Востока и член Гималайской Общины. Он дал Кутузову нужные советы. А также некий перстень, посылаемый Братством доверенным людям».

Эта легенда воспроизводится в воспоминаниях о Елене Рерих, прямой наследнице «Спасителя Отечества» Кутузова по линии матери.

Надо сказать, что в 18 веке почти всё российское дворянство повально состояло в масонских ложах. Усадебные и домашние церкви, молельные комнаты - все это признаки исповедования концепции раннего христианства, распространившегося на Руси в 18 веке.

Если ориентироваться на символы Черного Волхва- Святого Мориса, Меч и Копье, а также число 22, то Никольский Собор Можайского Кремля символизировал Охрану истинной Царской династии, имеющей отношение к Риму и к крестоносцам, т.е. тамплиерам.

Задача адептов Можайского храма состояла в том, чтобы вернуть на престол священную династию, Охранителем которой является Никола Можайский и отлучить от власти всех тех, кто находится на престоле незаконно, включая проклятое потомство Филиппа Красивого, предавшего тамплиеров из-за скупости и нежелания возвращать долги.

Могу предположить, что Наполеон относился к той династии, которая не вписывалась в планы тамплиеров. И как бы он не пытался уничтожить в зачатке возрождающиеся очаги тамплиеров в России, и как бы пытался усилиться раритетами и мощами князей Дома Ярослава Мудрого, план его не удался.

Существует весьма спорное суждение о том, что все тамплиеры и масоны является антимонархистами, особенно после казни Жака де Моле. На самом деле они не выступали против монархии. Это монархия выступила против них, решив завладеть богатствами тамплиеров. Казнью Жака де Моле отметился в истории потомок Анны Русской - королевы Франции - Филипп красивый. По этой самой причине под проклятье Жака де Моле попали и потомки Ярослава Мудрого по линии Анны Ярославны. И если за кем-то гонялись ушедшие в подполье тамплиеры - то за проклятыми родами, всплывающими в лице монархов, а отнюдь не за всеми монархиями мира.

Можно даже предположить, что Наполеон пошел на Русь, будучи взволнованным строительством Никольского храма Можайского Кремля.

Быть может, он видел в этом угрозу своему императорскому статусу. Наполеон его, в конечном счете, и потерял в связи с этим походом.

Символично, что акт Капитуляции Франции перед Россией составлял и подписывал генерал-майор Михаил Орлов - сын Татьяны Ярославовой, чья фамилия созвучна имени Анны Ярославны королевы Франции.

Ярославы, Ярославны и Ярославовы в лице Михаила Орлова «щелкнули по носу» Наполеону и засвидетельствовали первенство России над Францией.

Совпадение? Если совпадение, то показательное…

Для кого-то это заговор Дьявола против власти, а для кого-то свержение Дьявола с престола …

Как видим, здесь очень сложная система взаимоотношений…

И высок риск начать бороться против тех, кого в действительности надо поддерживать.

Не вызывающим сомнения является лишь следующий вывод: Долги надо отдавать…

Слишком дорого обошлось потомкам Филиппа Красивого нежелание их предка платить по своим счетам…

Можно ли теперь им избавиться от этой вечной анафемы Жака де Моле?

Вот в чем вопрос …

И он даже важнее текущей конкуренции за престолы…



На фото: Жерар Депардье в роли Жака де Моле.

Как сообщили новостные агентства, сегодня, 18 марта, Жерар Депардье проголосовал на выборах президента РФ на избирательном участке в российском посольстве в Париже. Забавное совпадение. Именно 18 марта и именно в Париже - только в 1314 году - был казнён последний магистр ордена тамплиеров Жак де Моле. В чём тут совпадение? В том, что в 2005 году Жерар Депардье сыграл Жака де Моле в фильме «Проклятые короли». И хотя это совершенно случайное совпадение, всё же не лишним в этот день будет вспомнить про самого Жака де Моле.

18 марта 1314 года весь Париж собрался посмотреть на казнь того, кто ещё недавно был одним из самых могущественных людей Христианского мира. Жак де Моле, последний магистр ордена тамплиеров, был арестован в главной резиденции ордена, парижской крепости Тампль. Вместе с ним в этот день были арестованы почти все тамплиеры Франции.

Возможно это была первая столь масштабная и столь блестяще проведённая полицейская операция. Для того, чтобы никто из тамплиеров не смог уйти, французский король Филипп Красивый загодя разослал предписания своим сенешалям по всей стране. Предписания надлежало вскрыть одновременно на рассвете 13 октября 1307 года (этот день выпал на пятницу). В письмах содержался приказ об аресте всех тамплиеров на подведомственной территории.

Разгром ордена вынужденно, хотя и не безоговорочно, поддержал Папа Римский Климент V, что и не удивительно, ведь на трон Святого Петра он попал исключительно благодаря французскому королю Филиппу Красивому и был, в сущности, его послушной марионеткой. Поскольку Жак де Моле отсутствовал во Франции - на Кипре он готовился к войне с сарацинами - Климент отдал ему распоряжение прибыть в Париж. Жак де Моле повиновался, не догадываясь, что отправляется в западню.

Источников о жизни и деятельности Жака де Моле довольно много. Их тем более много, что после ареста магистр допрашивался неоднократно и отвечал на многочисленные вопросы о деятельности ордена и своём в нём участии. Однако документы освещают в основном период его биографии после присоединения к ордену тамплиеров. О его юности известно мало.

Жизнь до ордена

Жак де Моле родился на востоке Франции в местечке, которое сегодня называется Витре-сюр-Манс в Франш-Конте (население на 2010 г. составляло 291 человек). Название Франш-Конте появилось только в 1478 году, а раньше эта местность называлась графство Бургундия. Бургундское графство очень часто выступало оппозицией франкским королям - сперва Меровингам, а затем и Каролингам.

Точная дата рождения будущего последнего магистра тамплиеров неизвестна. Историки оценивают его рождение между 1244 и 1249 г.г. О его семье известно только, что это было не самое знатное дворянское семейство, то есть скорее это были дворяне-середнячки.

Начальный период деятельности Жака де Моле в качестве тамплиера мало информации. Известно только, что он вступил в орден в 1265 году. Святая Земля в этот период подвергалась натиску мамлюков. И уже на следующий год Жак де Моле отправился на Восток. В 1291 году мамлюки начали энергичное наступление на земли франков в Святой земле. После двухмесячной упорной осады они взяли последний пункт европейского рыцарства - крепость Акр. Тамплиеры, входящие в гарнизон Акра, были самыми упорными защитниками и оставались на стенах до последнего, прикрывая отход в море галер, эвакуирующих женщин и детей. Во время осады, раненный стрелой, пал 21-й магистр тамплиеров Гильом де Боже. Сам Жак де Моле также сражался на стенах, а потом с остатками тамплиеров эвакуировался на Кипр.

После смерти де Боже, главой ордена был избран Тибо Годен, но уже в апреле 1292 года он скончался. Его ранняя смерть потребовала новых выборов. За пост магистра соперничали Гуго де Пейро и Жак де Моле. Моле, получив голоса бургундцев, победил.

Магистр ордена тамплиеров

В 1293 году новый магистр отправился в Европу, чтобы привести дела ордена в порядок и восстановить дипломатические отношения с важнейшими дворами. Ситуация была достаточно сложной. Дело в том, что изначально орден Бедных рыцарей Христа и Храма Соломона, как официально именовался орден тамплиеров, был создан для защиты паломников на Святой земле и главный смысл его деятельности заключался в защите Святой земли. Но с потерей последнего опорного пункта, смысл существования тамплиеров как бы исчезал. Необходимо было выработать новую парадигму развития вдали от Святой Земли.

Жак де Моле сперва посетил Марсель, где призвал к порядку братьев и провёл мероприятия по укреплению дисциплины. А это было необходимо, поскольку если на Святой земле тамплиеры были самым боеспособным и храбрейшим соединением, то на континенте, вдали от боёв, но вблизи от соблазнов, многие братья несколько развинтились. Поговорка «пьёт как тамплиер» была весьма популярной в Европе того времени.

Затем де Моле отправился в Арагон, чтобы обеспечить крепкие позиции ордена в этом крайне важным с точки зрения транспортировки грузов королевстве - король Арагона Жак II был одновременно и королём Сицилии. Жак де Моле успешно разрешил трения между местными тамплиерами и королём Арагона и отправился в Англию ко двору Эдуарда I с тем, чтобы обсудить отмену тяжёлых штрафов, наложенных английским королём на мастера Храма. После этого Жак де Моле отправился в Рим, где помог при выборах Папы занять трон Святого Петра новому Папе Бонифацию VIII (декабрь 1294 г.). Помощь Жака де Моле заключалась в большом количестве подарков, которыми он наделил голосовавших, намекнув, за кого те должны отдать свои шары во время голосования (так что подкупы избирателей - изобретение отнюдь не наших времён).

Осенью 1296 года, после длительного и успешного тура, Жак де Моле вернулся на Кипр. Тут ему пришлось умерить пыл Генриха II Кипрского, который нацелился на имущество и привилегии тамплиеров на острове. С Кипра де Моле ведёт экономическую политику, призванную увеличить доходы ордена, а также вербует новых тамплиеров. Его цель заключалась в организации экспедиции по отвоеванию Святой земли, ведь именно это было смыслом существования ордена.

Идея отвоевать Иерусалим не оставляла Жака де Моле, он верил в возможность организации нового крестового похода. Однако военно-политическая ситуация слабо способствовала новому крестовому походу, во всяком случае силами только европейского рыцарства. И тогда в голове Жака де Моле рождается новый план, который и сегодня кажется весьма необычным.

Под угрозой вторжения мамлюков находился не только Кипр, который тамплиеры сделали опорной базой, но и Армения. Речь идёт о т.н. Армянском царстве Киликии, расположенном в юго-восточной области Малой Азии примерно в том месте, в котором современная Турция граничит с Сирией. В 1298 году мамлюки захватили замок Рош-Гийом, который был расположен в Армянском царстве, но с 1237 года владели им тамплиеры. Построенный на скале замок занимал стратегическое положение и контролировал дорогу в Киликию. В связи с этим событием Жак де Моле и Великий магистр госпитальеров Гийом де Вилларе посетили Киликийское царство Армения.

Жёлтый крестовый поход

Такое поэтическое название дал этому циклу событий Лев Гумилёв. Но выдающийся литературный дар Льва Николаевича чаще, чем дозволено, превалировал над ним, как над учёным. Излишне романтическое отношение к монголам, к сожалению, порой заставляли его вставлять в книги описания, которые имели мало общего к реальностью. В интерпретации Льва Гумилёва (в книге «В поисках вымышленного царства») дело выглядело так.

На курултае 1253 года, состоявшемся в верховьях Онона, монголы якобы приняли решение освобождать Иерусалим от мусульман. Надо отметить, что Онон - это река в Монголии, то есть по прямой линии расположена на расстоянии примерно в 6,5 тыс. километров от Иерусалима. К сожалению Лев Николаевич в подтверждение своей гипотезы не привёл хотя бы одной причины, для чего монголам нужно было организовывать военный поход в такую даль для освобождения совершенно им ненужного города.

Далее, продолжает Гумилёв, монголы отрядили для выполнения этого мероприятия хана Хулагу, у которого жена была христианской. По пути в Иерусалим Хулагу уничтожил Багдадский халифат, принял верховную власть над Грузией и жестоко подавил восстание грузин, которые не обрадовались такому развитию событий. Это подорвало освободительный пыл монголов, которые, не оторви их от дела освобождения Святой земли грузины, смогли бы захватить Палестину в 1259 году.

К тому же, сообщает Гумилёв в своей книге, предательски поступили тамплиеры, которые вместо помощи монголам заявили, что не пустят их в Святую землю. За что, по мнению Льва Николаевича, в итоге и поплатились. Вот что он пишет: «Предав монголов и армян, которым они не давали перейти в контрнаступление до конца 1263 года, крестоносцы остались наедине с мамлюками… С 1307 по 1317 г. длился жуткий процесс тамплиеров… Но вспоминали ли они в промежутках между пытками,… что именно благодаря их ордену… было уничтожено христианское население Сирии,… навсегда потеряна цель крестовых походов - Святая земля»(Л.Н.Гумилёв, «В поисках вымышленного царства», Товарищество Клышников, Комаров и Ко, Москва, 1992, стр.162-163).

Зачем такой добросовестный учёный, как Лев Гумилёв, сочинил эту байку - не очень ясно. Возможно тут объединились несколько факторов: и недостаточная информированность о деятельности тамплиеров того периода (ведь вряд ли Лев Гумилёв, который в своё время дважды сидел в сталинском концлагере, мог свободно выехать в Европу для работы в архивах, да многие документы о тамплиерах стали известны уже после смерти Л.Н.Гумилёва), и какая-то странная романтическая привязанность к образу монголов, заставляющая его в любых исторических коллизиях создавать образ монголов, как благороднейших из людей, а всех, кто не радовался их приходу, Гумилёв упрекал в недальновидности, коварстве и т.п. На самом деле всё было несколько иначе.

Хан Хулагу в самом деле имел жену несторианку (т.е. христианку-еретичку), и в самом деле возглавил поход монголов на Ближний Восток. Однако его целью было вовсе не освобождение Иерусалима, а захват Персии. Лев Гумилёв пытается выдать обычные пограничные стычки между новыми геополитическими игроками в регионе - монголами и мамлюками - за подтверждение того, что у Хулагу якобы были планы на Палестину. Но исторические факты говорят о том, что получив Персию, Хулагу более ни о каких новых завоеваниях не думал. В Персии он основал династию Ильханидов (Хулагуидов), персидских монголов. И только выход на арену в конце XIII века Жака де Моле по новому перетасовал геополитические карты.

В момент посещения Армении Жаком де Моле, государством Ильханидов правил хан Газан, мусульманин по вероисповеданию. Жак де Моле решил организовать военный союз между Генрихом II Кипрским, царём Армении Хетумом II, ханом Газаном и тамплиерами. Целью союза было обоюдное желание выбить мамлюков из Малой Азии.

С декабря 1299 года по 1300 год монголы совершили ряд довольно успешных боевых операций против мамлюков. Сам Жак де Моле решил действовать на море (у тамплиеров традиционно был очень сильный флот). Совместно с госпитальерами и Генрихом II Кипрским тамплиеры снарядили флот из шестнадцати галер и десятка более мелких судов с целью нападения на Египет, то есть на базовую территорию мамлюков. В июле 1300 года флот тамплиеров разграбил Розетту и Александрию, после чего Жак де Моле уведомил хана Газана, что тот должен активизировать свои действия против мамлюков в Сирии. Хан Газан не имел ничего против и предложил союзникам прибыть со своими войсками в Армению и начать наступательные действия оттуда. Король Кипра отправил в Армению 300 рыцарей.

Тамплиеры захватили остров Арвад и удерживали его до 1302 года, создав базу для будущих наступательных операций. Газан, в ходе второго похода, в сентябре 1302 года взял и разграбил Дамаск, но как только его войска покинули Сирию, Дамаск снова переметнулся под власть мамлюков. В общем ситуация находилась в состоянии неустойчивого паритета: у союза тамплиеров, короля Кипра, армянского царя и монголов хватало сил на то, чтобы наносить мамлюкам чувствительные удары, но не доставало этих сил для долговременного удержания достигнутого успеха. Трудно сказать, чем бы всё закончилось, но в 1304 году хан Газан умер и проект Жака де Моле по отвоеванию Святой земли с помощью такого необычного союза, можно сказать, прекратил своё существование.

Падение Великого магистра

14 ноября 1305 года папой стал гасконский дворянин Раймон Бертран де Го. Тиару он надел под именем Климента V - он первым из пап короновался тиарой. Этот папа был послушным инструментом проведения амбициозной политики французского короля Филиппа IV Красивого. Климент V стал первым папой, который покинул Рим и переселился в город Авиньон на юге Франции, дав начало историческому периоду, получившему название Авиньонское пленение.

В 1306 году Климент V (а может Филипп Красивый) задумал объединить орден тамплиеров с орденом госпитальеров, который также нашёл прибежище в Кипрском королевстве. Своё решение Климент V мотивировал тем, что объединённый орден сможет легче организовать освобождение Святой земли от мамлюков. Жак де Моле весьма высокомерно отверг идею слияния, заявив, что новый крестовый поход может удастся только объединёнными силами всего европейского рыцарства численностью не менее 20 тыс. человек. В ответ Климент V вызвал Жака де Моле во Францию.

Прибыв во Францию, Жак де Моле узнал, что французский король собирает обвинения против тамплиеров, готовя нечто вроде суда над ними. Якобы Филипп Красивый хочет обвинить тамплиеров в развратном поведении, мздоимстве, жадности, недозволенных контактах с мусульманами и - что гораздо хуже - в опасных еретических практиках. Жаку де Моле не нравился Филипп Красивый, он обвинял его в убийстве Папы Бонифация VIII, избранию которого столь способствовал в своё время.

Бонифаций VIII в 1302 году выпустил буллу «Unam Sanctam», в которой изложил принципы верховенства власти пап над светской властью любого короля. Магистру ордена тамплиеров, который подчинялся непосредственно Папе, такая концепция нравилась. Но амбициозному французскому королю она была как кость в горле. Вопрос ставился, собственно, о том, какая сила будет править Христианским миром: римские папы через самый мощный воинский союз - орден тамплиеров, или Христианский мир подчинится земной власти самого сильного короля. В общем, Бонифаций VIII был убит в течение года после появления этой скандальной буллы. В намерения Филиппа Красивого, возможно, не входило убийство папы, но глава отряда, посланного королём для ареста папы - Гийом де Ногаре, перестарался. Бонифаций VIII сильно пострадал, оказав сопротивление при аресте, и умер через три дня. Всё это Жак де Моле конечно знал, но до поры оставлял без последствий.

Получив известия о намерениях Филиппа Красивого в отношении ордена, Жак де Моле, видимо не очень опасаясь французского короля, в августа 1307 года потребовал от Климента V гласного расследования слухов. Тут уже отсчёт пошёл на дни, если не на часы. Филипп Красивый прекрасно понимал, что открыто против мощи всего ордена тамплиеров он вряд ли выстоит. Существовал ли корыстный подтекст в его последующих действиях? Да, тамплиеры были очень богатым орденом и конечно же французский король не мог не помнить про их богатства. Однако главным мотивом был именно политический - вопрос стоял о том, кто будет править Западной Европой (хотя этот термин в те века ещё не применялся).

24 августа 1307 года Филипп Красивый собрал в аббатстве Мобюсон (Abbey Maubuisson) совещание с особо доверенными лицами. На совещании рассматривался вопрос о том, как максимально быстро и безболезненно расправиться с тамплиерами. В результате был выработан план, осуществить который было доверено Гийому де Ногаре, королевскому юристу и советнику короля. Это была довольно примечательная личность. Как было сказано выше, король доверил ему арест Папы римского. Гийом был автором королевского указа 1306 года об аресте и высылке всех евреев из Франции и конфискации их имущества. В общем, человек был хваткий и бесстрашный.

Де Ногаре подошёл к делу очень тщательно. 14 сентября 1307 года, в день Воздвижения Святого Креста, всем сенешалям и судебным приставам-исполнителям Франции был разослан составленный де Ногаре запечатанный приказ. Однако с содержимым пакетов предписывалось ознакомиться только на рассвете 13 октября 1307 года. Такая схема была разработана для того, чтобы по всей Франции синхронно началась операция по истреблению ордена тамплиеров (таким способом отсроченного прочтения приказа осуществлялась синхронизация в масштабах всего государства).

Жак де Моле прибыл 12 октября 1307 года в Париж на похороны жены Карла Валуа, брата короля. Великий магистр был принят со всеми почестями, приличествующими лицу его ранга.

Рано утром 13 октября 1307 года - этот день пришёлся на пятницу - ответственные королевские чиновники вскрыли запечатанные конверты и обнаружили в них приказ об аресте всех тамплиеров на подведомственной им территории. Мышеловка захлопнулась.

Обвинения против Жака де Моле

Может показаться странным, что так легко и безболезненно удалось осуществить операцию по аресту почти всех членов самого могущественного и самого сильного в боевом отношении европейского рыцарского союза. Это можно сравнить с тем, как если бы капитан фон Штауффенберг 20 июля 1944 года на территории всей Германии арестовал всех высших и средних руководителей СС и всё у него прошло бы гладко. Конечно орден тамплиеров не был таким уж многочисленным, но и королевские силы, брошенные против них, тоже не были многотысячными. Это была средневековая реальность, когда армия в триста рыцарей уже казалась большой, а тысяча рыцарей представлялись просто огромной. Скорее тут было другое.

Тамплиеры просто не могли поверить в масштабность плана короля и были уверены, что скоро будут отпущены, а потому и не оказывали сопротивления - они ведь не знали, что акция проходит синхронно по всей Франции. Более того, можно предположить, что какое-то время исход всей операции был совершенно неоднозначным. В пользу такого предположения говорит, в частности то, что Папа Климент V постарался насколько возможно от действий короля дистанцироваться. Узнав об арестах 13 октября, он бросился в Пуатье и назначил проведение консистории (в римско-католической церкви - особое совещание Священной Коллегии кардиналов при Папе римском) с целью создания трибунала, на котором папа и кардиналы должны были заслушать жалобы и обвинения обоих сторон. Консистория продлилась несколько дней, после чего Климент V, как он не был зависим, выступил против действий короля, написав 27 октября 1307 года Филиппу письмо с протестом против арестов тамплиеров. Филипп Красивый облил послание папы холодным презрением. Все тамплиеры, которые избежали ареста 13 октября, но явились в трибунал для дачи показаний, были арестованы.

Точное число арестованных тамплиеров неизвестно и до сего дня. Какие-то документы говорят о сотнях арестованных, какие-то даже о численности более чем тысячи арестованных тамплиеров.

Разумеется, самым главным пленником Филиппа стал Жак де Моле, который так неосмотрительно прибыл в Париж буквально накануне арестов. Ему, как впрочем и всем тамплиерам, были предъявлены стереотипные обвинения: отрицание Христа, непристойные поцелуи между братьями, содомия, поклонение идолу Бафомету. Жак де Моле частично признал обвинения, но отказался от того, что якобы плевал на крест при вступлении в орден в 1265 году. Признательные показания де Моле меняют вектор отношения к ордену. Короли Англии и Арагона склоняются к тому, чтобы последовать примеру Филиппа Красивого.

Климент V также пытается участвовать в допросах тамплиеров, но французский король чинил ему препятствия. Наконец, под угрозой отлучения, Филипп Красивый наконец разрешил папским посланникам допросить лично Жака де Моле. Это произошло 27 декабря 1307 года. Жак де Моле заявляет кардиналам, что полностью невиновен, а его показания получены под пытками. Более того, он даёт им документ, в котором отдаёт распоряжение всем тамплиерам, которые в чём-либо признались, отказаться от своих показаний. Климент V решает приостановить королевскую процедуру, но король непреклонен и допросы с пристрастием продолжаются.

Шинонский пергамент

Одним из важнейших документов, связанных с личностью Жака де Моле, является т.н. пергамент из Шинона - Шинонский пергамент. Этот документ хранился в секретных архивах Ватикана. В 2002 году итальянский историк Барбара Фрейл, занимавшаяся историй тамплиеров, открыла о существовании этого документа, а в 2007 году его текст стал доступен общественности. Барбара Фрейл изучила многие сотни документов, касающиеся ордена тамплиеров. Она, в частности, считала, что известный по многим протоколам допросов тамплиеров Бафомет - это ничто иное, как Туринская плащаница, которой и покланялись члены ордена.

Что касается самого Шинонского пергамента, то в нём речь идёт о том, что в период с 17 по 20 августа 1308 года по инициативе папы Климента V была сформирована комиссия из трёх уполномоченных кардиналов для дополнительного допроса Жака де Моле и арестованных членов Генерального штаба ордена тамплиеров. Комиссия допросила следующих лиц: брата Жака де Моле, магистра ордена тамплиеров, брата Рэмбо Каромба, брата Гуго де Пейро (главный конкурент Жака де Моле на пост главы ордена), брата Жофруа де Гонвиля, Жоффруа де Шарне (который позднее был сожжён вместе с Жаком де Моле). Целью допросов было выяснение вопроса о том, можно ли в отношение указанных членов ордена отменить отлучение и, отпустив им грехи, вернуть в лоно Церкви.

Следователи концентрировались в основном на обвинениях, которые члены братства признали в отношение себя: содомию, осуждение Бога, противоестественные поцелуи между членами ордена, плевки на крест и поклонение кумиру (Бафомету). Жак де Моле был допрошен последним, 20 августа 1308 года.

Допрос каждого из высших руководителей ордена проходил по единообразной схеме: тамплиер входил в зал, где заседала комиссия, давал клятву отвечать правдиво, затем зачитывался список обвинений против него, приводились протоколы их более ранних допросов, зачитывались имеющиеся на них доносы, приводился список их просьб об отпущении грехов и резолюции на эти просьбы.

Про Жака де Моле в Шионском пергаменте говорится, что ему был задан вопрос - признал ли он себя виновным за обещанную награду, благодарность, из ненависти к какому-либо лицу или из-за страха быть повергнутым пыткам. Жак де Моле ответил отрицательно. Когда ему задали вопрос, повергался ли он пыткам после ареста, он ответил отрицательно.

По результату допроса Жака де Моле кардиналы постановили: «После этого мы решили предоставить милость отпущения грехов за его действия брату Жаку де Моле, магистру ордена; в форме и порядке, описанном выше, он осудил в нашем присутствии вышеуказанные ереси и любые другие ереси и поклялся лично на святом Евангелии господнем, и смирено просил об отпущении грехов. Поэтому вновь восстановлен в единстве с Церковью и вновь принят в общение верующих и таинств Церкви».

В отношение остальных допрошенных членов Генерального штаба тамплиеров также было отменено отлучение от Церкви и им было дано отпущение грехов. Однако это вовсе не означало, что королевский суд отменяет своё осуждение. Всем, включая Жака де Моле, было уготовано пожизненное заключение.

Допросы, суд и казнь

После получения отпущения грехов, Жак де Моле был оставлен в Шиноне. 26 ноября 1309 года он предстал перед новой папской комиссией по расследованию деятельности тамплиеров. Комиссия заседала в присутствии Гийома де Ногаре, который разрабатывал операцию 13 октября 1307 года по молниеносному уничтожению ордена тамплиеров. За блестящее осуществление этой операции де Ногаре получил титул Хранителя печати Франции, то есть чего-то вроде министра юстиции.

Жак де Моле снова попытался защитить себя, отведя обвинения. Ему напомнили о комиссии прошлого года и о том, что тогда он признал справедливость обвинений, отрёкшись от ересей. В ходе допросов Жак де Моле стал вести себя довольно странным образом, постоянно меняя тактику защиты. В какой-то момент он заявил, что «бедный неграмотный рыцарь» (он имел в виду себя) не знает латыни, а потому не может на равных бороться с королевскими юристами-крючкотворами, а для того, чтобы нанять квалифицированных защитников, у него нет достаточно средств. Также де Моле напомнил, что ни одна другая структура не пролила столько своей крови в защиту Христа, сколько пролили её тамплиеры. Под конец он отказался более говорить с комиссией и потребовал личной встречи с папой Климентом V. Разумеется, он не получил эту аудиенцию.

В декабре 1313 года Климент V назначил новую комиссию из трёх кардиналов для того, чтобы судить Жака де Моле, Гуго де Пейро, Жоффруа де Гонвиля и Жоффруа де Шарне, великого приора Нормандии. В марте 1314 года Жак де Моле и Жоффруа де Шарне взяли назад свои слова, сказанные в 1307 году и вновь заявили о своей полной невиновности. Судьи тут же обвинили их в рецидиве. Рецидив в католической средневековой церкви означал тяжкое преступление, подразумевающее, что обвиняемый, который покаялся в грехах, вновь вернулся к своей ереси, то есть, если первоначально он мог впасть в ересь неосознанно и, искренне раскаявшись, получить прощение, то в случае рецидива он избирает ересь осознанно.

В итоге Жак де Моле и Жоффруа де Шарне были приговорены к сожжению на костре. 18 марта 1314 года король Филипп постановил организовать сожжение на еврейском острове (Еврейский остров (фр., Île aux Juifs) - распложен в Париже к западу от острова Сите, недалеко от дворца Юстиции; получил своё название из-за проводящихся здесь в Средние века казней евреев).

О последних минутах жизни Жака де Моле известно по воспоминаниям Жоффруа Парижского, священника и клерка из королевской канцелярии, который находился возле костра во время казни. Он так описывает момент казни: Жак де Моле поднялся на костёр в одной рубашке, несмотря на холодную погоду. Стражники собрались связать ему руки, но он, улыбнувшись, сказал: «Господа, по крайней мере оставьте мне свободными руки, чтобы я мог молиться Богу. Я умираю свободно и Бог знает о моей невиновности и знает, кто виноват и грех и несчастье скоро падут на тех, кто ложно осудил нас. Бог отомстит за нашу смерть. Все те, кто против нас, будут страдать. В этой вере я хочу умереть. Вот моя вера и я прошу вас во имя Девы Марии, которая родила нашего Господа, не закрывайте мне лицо, когда зажжёте костёр». Его просьба была удовлетворена и он более не проронил ни слова, приняв смерть молча, удивив всех окружающих. Жоффруа де Шарне взошёл на костёр вслед за своим магистром и перед смертью произнеся похвальную речь в честь Жака де Моля, также принял мученическую кончину.

Другой свидетель сцены, некий Флорентин, утверждал, что ночью после сожжения некие адепты собрали кости Жака де Моле и Жоффруа де Шарне и укрыли в священном месте для отправления религиозных обрядов.

Проклятие

Тагая трагическая смерть и сама личность казнённых не могли не возбудить людского воображения. Уже с XIV века личность Жака де Моле и тамплиеров начинает приобретать романтические черты. Так, Боккаччо упоминает о де Моле в своих «De casibus virorum illustrium» (цикле рассказов, сведённых в девять книг, повествующих о знаменитых - реальных и мифических - героях прошлого. Цикл написан в период с 1355 по 1373 г.г.). Больше всего на воображение последующих поколений произвело то, что главные судьи тамплиеров - король Филипп IV и папа Климент V - внезапно умерли в течение нескольких месяцев после казни Жака де Моле. Более того, дети Филиппа Красивого тоже очень быстро сошли с исторической сцены и во Франции воцарилась династия Валуа.

Всё это дало потомкам почву для создания легенды о проклятии Жака де Моле. Ведь он и в самом деле перед казнью обещал скорую смерть всем своим мучителям. Наиболее полно эту идею развернул французский писатель Морис Дрюон в своём знаменитом цикле романов «Проклятые короли».

Впрочем, есть и более прозаическая версия. Тамплиеры были очень разветвлённой и самой влиятельной организацией средневековой Европы. Несмотря на то, что операция 13 октября 1307 года прошла успешно, явно большое количество людей, которые не были членами ордена непосредственно, но симпатизировали ему, осталось на свободе. Они, якобы, и помогли проклятию Жака де Моле осуществиться. Ведь скрытому стороннику тамплиеров из свиты Климента V и Филиппа Красивого не стоило большого труда организовать их убийство и скрыться.

Так это или нет, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Но известно, что 21 января 1793 года, когда голова французского короля Людовика XVI свалилась под ударом ножа гильотины, какой-то неизвестный человек отделился от толпы зевак, погрузил руки в ещё тёплую кровь короля и, показывая свои растопыренные окровавленные ладони толпе, воскликнул: «Ты отомщён, Жак де Моле!». Никто не знает, кем был этот человек и куда он затем исчез.

Когда отсеченная голова последнего Капетинга, короля Людовика XVI, упала в подставленную для нее корзину, некий таинственный человек возвестил толпе, что Жак де Моле, великий магистр разгромленного четыреста с лишним лет назад Ордена Тамплиеров, наконец отмщен.

Non nobis, Domine, non nobis sed nomini tuo da gloriam
Не нам, Господи, не нам, но ради вящей славы имени Твоего (лат. )
Девиз тамплиеров

Великий магистр рыцарей Храма Жак де Моле и командор Нормандии Годфруа де Шарне были заживо сожжены на Камышовом острове Сены 18 марта 1314 года. Король Филипп IV Красивый наблюдал за казнью из летнего сада своего дворца, торжествуя победу, - ему удалось своей монаршей волей уничтожить величайший духовно-рыцарский орден, чьи командорства покрывали всю католическую Европу. Никто не обратил внимания на проклятье, которое бросил в лицо королю объятый пламенем храмо вник, - обычное дело для корчащегося в огне еретика проклинать своего мучителя. Жак де Моле предсказал Филиппу IV Красивому и Папе Клименту V скорую смерть, а заодно и незавидную долю королевским потомкам.

«Не пройдёт и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!», - кричал он, свидетельствует французский хронист, современник тех событий Годфруа Парижский.


Жак де Моле на картине Француа Решара, 1806 год

Но очень скоро о последних словах великого магистра вспомнили. Понтифик умер мучительной смертью от воспаления кишок уже 20 апреля того же года, а 29 ноября от паралича после падения с лошади отдал Богу душу и король. Остальных участников заговора против тамплиеров тоже постигла незавидная участь: одним был уготован кинжал в подворотне, а других ждала виселица. Трое сыновей Филиппа IV, один за другим сменявшие друг друга на отцовском троне, правили бездарно и недолго - в 1328 году Карл IV Красивый умер, не оставив наследников, оказавшись последним представителем династии старших Капетингов. Трон наследовали младшие ветви рода Гуго Капета - сначала Валуа, а потом Бурбоны. Последний Бурбон, имевший право на французский престол, Людовик XVI 21 января 1893 года был казнен на гильотине как «гражданин Луи Капет».

Казнь Людовика XVI некоторые связывают
с проклятием последнего великого магистра тамплиеров

По официальной версии, Орден Тамплиеров был разгромлен из-за ереси - храмовников обвинили в поклонении некоему Бафомету, идолу, о котором до сих пор толком ничего не известно. Многие историки, ссылаясь на нарушения в судебном процессе и нестыковки в показаниях свидетелей и доносчиков, утверждают, что ересь была лишь надуманным поводом к действиям, а причину видят в колоссальном влиянии тамплиеров, которое не устраивало Филиппа IV и угрожало авторитету Климента V.

Рыцари Храма не скрывали своего недовольства политикой Папы Римского, при котором расцвела продажа и покупка церковных должностей и священных реликвий. Примечательно, что Данте в своей «Божественной Комедии» поместил Климента V в восьмой круг ада как святокупца. Да и ересь храмовников полностью доказать так и не удалось, а сожжение Жака де Моле и Годфруа де Шарне было аутодафе лишь по форме, но не по содержанию - духовные лица не передавали их в руки светской власти для вынесения смертного приговора - это была инициатива Филиппа VI.

Папа-святокупец Климент V

К моменту разгрома Орден Тамплиеров, основанный в 1119 году в Иерусалиме девятью рыцарями во главе с Гуго де Пейеном, насчитывал, по разным данным, от 15 тысяч до 30 тысяч рыцарей, сержантов, ополченцев и чернорабочих. Братство, основанное, как «нищие рыцари», быстро превратилось в богатейшую военную организацию, в руках которой были сосредоточены огромные средства, и которой принадлежали богатейшие земли. Прежних заветов придерживались в основном рыцари-монахи, которые составляли костяк ордена и определяли его политику. Рыцари-миряне же вовсю пользовались богатствами и влиянием ордена (именно такой тип храмовников показан в романе Вальтера Скотта «Айвенго» в образе главного отрицательного персонажа Бриана де Буагильбера). О былой нищете братства напоминала лишь печать, на которой были изображены два всадника на одной лошади. Будучи одновременно и светской, и духовной организацией, подчинявшейся только Папе Римскому, к началу XIV века орден стал «крупнейшим кредитором Европы». В число его должников входил и Филипп IV…

Печать тамплиеров служила напоминанием о том,
что у первых братьев на двоих была всего одна лошадь

Как же могло случиться, что столь мощная организация была сокрушена в одночасье? Во-первых, против тамплиеров выступили сам Папа Римский и сильнейший монарх Европы, к которым по разным причинам примкнули менее влиятельные политики. Во-вторых, устав ордена запрещал тамплиерам поднимать меч против единоверцев, если нет прямой угрозы жизнь - тюрьма не означала смерть. В-третьих, храмовники посчитали обвинения смехотворными и надеялись на заступничество Климента V, но того во главу Церкви фактически поставил Филипп IV Красивый, и Папа Римский закрыл глаза на действия французского короля. В-четвертых, далеко не все члены ордена были схвачены - этого физически невозможно было сделать, в том числе и потому, что у тамплиеров было достаточно весьма влиятельных покровителей. Многие французские тамплиеры попросту скрылись.

«В Испании существовали ордена рыцарей-монахов, созданные по образцу Храма: Калатрава, Алькантара, Сантьяго-Меченосец. Когда орден Храма был упразднен, тамплиерам разрешили вступить в эти ордена… В Португалии орден Храма был попросту преобразован в орден Христа, сохранивший на ряду с белым плащом и тамплиерский крест, под которым будут открывать мир великие мореплаватели… В Германии их не смогли даже арестовать, не то что допросить. На различных региональных соборах они были полностью оправданы», - пишет французский историк Луи Шарпантье.


На картине Альфредо Гамейро Роке «Отплытие Васко да Гама в Индию»
на парусах кораблей путешественника хорошо видны
кранные кресты тамплиеров

Как бы то ни было, Орден Тамплиеров прекратил свое существование в начале XIV века, но до сих пор остается самым известным и загадочным рыцарским братством. Его история тесно связана с легендой о Граале. Некоторые исследователи уверены, что первые девять братьев смогли обрести в подвалах Храма Господня некие тайные знания (в частности, называют Таблицы Закона), которые позволили тамплиерам не только возвыситься, но и дать мощнейший толчок развитию всей Западной цивилизации. В частности, именно храмовники заложили основы банковского дела. Они придумали расписки, которые позволяли сдать деньги на хранение в одном месте и получить их в другом. Это дало возможность европейцам передвигаться между городами, не боясь за сохранность своих богатств.

Кроме того, возвышение тамплиеров совпало со строительным бумом на Западе - величайшие произведения европейского зодчества были созданы в период существования ордена. Сами храмовники построили десятки аббатств и храмов, отличавшихся необычной готической архитектурой. Кроме того, считается, что они профинансировали строительство множества соборов, в том числе Шартрского. Якобы строительство подобных сооружений стало следствием обретения храмовниками божественных законов чисел, весов и мер. Самое интересное, что после исчезновения ордена массовое строительство подобных по величию сооружений прекратилось. Это дает повод связать тамплиеров с масонами - вольными каменщиками.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым:
он никогда не реставрировался и не перестраивался

Многие считают, что уцелевшие тамплиеры сохранили полученные в Святой земле божественные знания и передали их адептам всевозможных тайных обществ. Никаких прямых доказательств этому нет, зато подобные слухи стали благодатной почвой для различного рода гипотез и спекуляций. К примеру, некоторые причисляют к тамплиерам Жанну д’Арк, хотя вступление женщин в братство прямо запрещено уставом храмовников, который был разработан св. Бернаром Клервоским. Другие настаивают на том, что тамплиеры были еретиками и связались с дьяволом, и их деятельность носила разрушительный, а не созидательный характер. Соответственно, уцелевшие потомки и преемники тамплиеров продолжают строить козни человечеству.

В современной массовой культуре сложился скорее отрицательный образ храмовников, как жадных до наживы, высокомерных гордецов, справедливо поплатившихся за свои грехи. Как бы то ни было, до сих находятся люди, которые пытаются отыскать сокровища тамплиеров, будь то божественные знания или золото и драгоценные камни, спрятанные рыцарями Храма в своих тайниках.

Баня и сауна