Педагогический совет: «Педагогический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника». Выступление на педагогическом совете "Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания" Эмоциональный комфорт в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Иншинская основная общеобразовательная школа» Утверждаю Директор школы __________ Е.А. Шелобанова Доклад по теме: «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания». учитель ИЗО Васильева Ольга Сергеевна Подготовила

2015 уч.Год Тема педсовета: «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания». Задачи педсовета (Слайд 2) 1. Проанализировать состояние психологического климата в школе и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды в школе и препятствующие этому. 2. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках. Начать свой доклад мне хочется с эпиграфа, автором которого является доктор педагогических наук, основатель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы Владимир Абрамович Караковский, (слайд 3) читаю. . . Из всех показателей оценки школы главной следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. В.А. Караковский «Школа – второй дом», ­ как часто мы слышим эти слова. Однако, принимая эти слова за аксиому, мы порой не задумываемся о том, как нужно строить жизнь в школе, чтобы она действительно стала вторым домом для каждого, перешагнувшего её порог. (слайд 4) Школа … Для учителя – это храм знаний. Для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми. Школа ­ место, где всегда должно быть интересно и увлекательно.    Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только учеба, а мир общения, радостей, переживаний, взлетов; мир красоты, игры, сказки, музыки; мир фантазий, творчества.

Сделать школьные годы золотой порой в жизни каждого ребенка – долг каждого учителя. Большинство детей приходят в школу с явным желанием учиться. Все ученики непосредственны, любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от нее новой интересной жизни. Но зачастую ребенок быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно ­интерес к школе, с которым приходят дети, разжечь в неугасимый огонь познания. Всем нам присуще стремление к комфорту, к тому, чтобы ничто не омрачало наш быт и труд. Предлагаю задуматься о том, как чувствуют себя в школе наши дети. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Психологический климат – так можно определить важный фактор, отличающий хорошую школу: здесь должно быть комфортно всем, такую школу не захочется ни сравнивать с какой – либо другой, ни стремиться побыстрее сменить место учебы (если говорить об учениках) или работы. Психологический комфорт в школе – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни. От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя. Как же создать в образовательном учреждении атмосферу комфорта и доброжелательности? Как научить жить в ладу с собой, являясь при этом членом большого коллектива? С чего же начать непростую работу, цель которой – создание психологического комфорта в школе?

Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность, способная к самосовершенствованию. Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе. (Слайд 5) читаю Каждая притча имеет смысл. И эта, которую мы прочитаем ­ тоже. Но, прочитав ее ­ задумайтесь, а ваша жизнь и ваш путь ­ они в чьих руках. В Ваших или нет? «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…» (восточная притча) Давным­давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках. Притча «Все в твоих руках…» раскрывает очень глубокий смысл. От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во Вселенной. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся. Учителя нашей школы стараются создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы). Важно вовремя поддержать школьника, похвалить, побудить стремление стать лучше. Считаю похвалу ведущей формой стимуляции активности учащихся. Но

она должна быть обоснованной и не чрезмерной. Стоит заметить, что одного ребенка частая похвала побуждает к дальнейшей работе, другого ослепляет. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается. Такого ученика лучше хвалить в конце урока, а на уроке создать условия для спокойной, ровной работы. В конце урока необходимо поощрить каждого ученика: одних за быструю, правильную и четкую работу в течение всего урока, других за то, что сегодня работали лучше, чем вчера, третьих за то, что помогли товарищу и т.д. На начальном этапе обучения нельзя скупиться на похвалу, одобрение, поддержку. И тогда дети с желанием пойдут в школу, поделятся своими радостями и огорчениями с учителем и с друзьями, у них появится стремление помочь друг другу, научатся сочувствовать и сопереживать. И только благодаря положительному эмоциональному климату нам удастся сформировать у детей познавательную активность, помочь овладеть умениями и навыками в разных видах деятельности. Приходя к нам учиться, дети должны почувствовать себя счастливыми. Счастливого ребенка легче учить и воспитывать. Ребенку важно успешно учиться, почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. Ведь успех – это источник радости, вдохновляющий на новый успех. Залогом успешного ученика должен стать учитель, который несет в себе жизнеутверждающее начало, уверенность, радость и счастье. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. Психологический комфорт в школе ­ важное условие эффективности обучения и воспитания. (Слайд 6) Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?» Красота Органичность К О М Мама Ф О Р Т Фантазия Отдых Радость Тепло Что такое комфорт? Обратимся к толковым словарям.

(Слайд7) читаю Комфорт ­ заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский). Комфорт ­ условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов). Психологический комфорт ­ условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. В развивающих системах обучения принцип психологической комфортности в школе является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Мы с вами все знаем, что никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Высшее искусство учителя в сотрудничестве с детьми состоит в том, чтобы при максимальной требовательности к ним не подавить их активность, не исказить эмоциональный тон, сохранить в них самоуважение и чувство собственного достоинства, стимулировать их творческую активность. Как писал поэт Борис Слуцкий: (Слайд 8) Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит... Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. (Слайд 9) Факторы, формирующие здоровье

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15­20%, здоровье, медицина и экология – по 10­15%, а окружающая среда – 50­55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько школа как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В школе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. (Слайд 10) Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья школьников Отсутствие усталости у детей и учителя Положительный эмоциональный настрой Удовлетворение от сделанной работы Желание продолжать работу Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта в школе.      Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта в школе. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать. (Слайд 11) читаю В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя­ практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

      Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. (Слайд 12) читаю В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства­ участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, ­ основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,

осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по­настоящему становиться не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально­психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, школа должна быть территорией безусловной психологической безопасности. (Слайд 13) читаю Психологический комфорт необходим для: Успешного развития Успешного усвоения знаний Благоприятного физического состояния Благоприятного эмоционального состояния (Слайд 14) психологическому комфорту. Естественно, существуют различные ситуации, мешающие Читаю Что мешает психологическому комфорту? У учащихся (по данным психологической диагностики) такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе; повышенная утомляемость; замедленность темпа деятельности; повышенная потребность во внимании; повышенная двигательная активность; трудности в переключении с одной деятельности на другую.

У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда; постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся; разные стили управления педагогическими кадрами. (слайд 15) Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это: Группы факторов, составляющих окружение школьника: ­ психолого­педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу); ­ социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.); ­ физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.) (Слайд 16) Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира: Факторы риска ∙ несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;

Стрессовая тактика педагогических воздействий; ∙ нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания; ∙ предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий; ∙ изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки; ∙ педагогический и родительский «психоз» отличных отметок; ∙ формализм программных знаний; ∙ нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение; ∙ недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности. По данным опроса учащихся многих школ комфортно себя чувствуют в школе лишь 58 % уч­ся, 28 % ­ конфликтуют с учителями. Какая ситуация в нашей школе? Было проведено анкетирование. По результатам анкетирования учащихся 5– 9 кл. 100% учеников отметили, что в нашей школе они чувствуют себя комфортно. И это нас радует. В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:  Дружеское единение в системе «учитель­ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

    Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика; Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности; Разумная и полезная деятельность всех на уроке; Умение быть сдержанным в движениях, словах. Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера преподавания вызывает у школьников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности. Исследования показали, что позиция учителя в школе, стиль его поведения и общения серьезно влияют на благоприятный климат, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова ­ неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. (слайд 17) читаю Благоприятный психологический климат в школе служит одним из показателей успешности обучения и воспитания: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Благоприятный климат в школе зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат в школе начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы в школе. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет ­ все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. Для того, чтобы обеспечить комфортностью обучения, нельзя забывать и об индивидуально­ личностном подходе в образовательном процессе. Т.е.

стремиться обеспечить наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми. Исходя из возможностей детского коллектива должно определяться содержание обучения, учебные планы, программы, виды деятельности, методическое обеспечение уроков, разумное чередование учебной деятельности и отдыха, создание системы воспитания и развития творческих способностей детей. Низкая психологическая комфортность учащихся на уроке влияет на индекс качества обученности по предмету. Чем у учащихся выше уровень общеучебных умений, тем легче им учиться и учить, тем меньше отрицательных эмоций у учеников, а отсюда и высокая степень комфортности. Ведь каждый из нас стремится совершенствовать свои знания в той области, которая ему интересна и нужна, исходя из его личных или профессиональных потребностей. Так и школьники, в основной своей массе, стремятся качественнее освоить тот предмет, значимость которого для себя они хорошо понимают или к этому предмету учителем сформирован устойчивый интерес. Одним из важных условий, влияющих на успешность образовательного процесса, является выраженная мотивация получения знаний по предмету. Проведенное исследование этой проблемы среди учащихся старших классов показало, что: ­ 83% учащихся не понимают вообще, для чего изучают некоторые предметы, т.к. «они не нужны ни для будущей профессии, ни для практической жизни». Лидерами здесь стали: Химия – 35%, Физика ­ 20%. ­ 55% учащихся считают, что для дальнейшей жизни им особенно пригодятся только некоторые предметы:  Физика – 4% ­ позволяет реализовать творческие потребности, изобретать;  Английский язык – 5% ­ расширяет возможности общения;  История ­ 7% ­ позволяет знать историю своей страны, расширяет кругозор;  География – 3% ­ позволяет узнавать мир. На 1­е место по степени значимости для своей дальнейшей жизни выпускники поставили ­ Русский язык ­33%; На 2­е место – Биологию – 18%; На 3­е место – Обществознание ­15%;  Русский язык – 18% ­ для выстраивания взаимоотношений;  Обществознание – 18% ­ для знания своих прав, экономики, участия в политической жизни страны;

Все предметы, входящие в учебный план выпускники распределили по степени значимости для дальнейшей своей жизни. Получилась следующая картина: В первую пятерку по степени значимости предметов, имеющих наибольшее значение для дальнейшей жизни школьников вошли: ­ русский язык – 97% ­ алгебра – 78% ­ обществознание – 54%. ­ английский язык – 45% ­ история – 43% Вторые по значимости предметы: ­ география – 57% ­ литература – 54% ­ информатика – 50% ­ геометрия – 40% ­ биология ­36% ­технология – 33% На последнее место по степени значимости предметов вышли: ­ Обж – 57% ­ химия – 54% ­ Физика – 50% ­ Физкультура – 45% Таким образом, устойчивый познавательный интерес, как один из критериев комфортной образовательной среды, у выпускников школ сформирован только к некоторым предметам. Это, те предметы, которые большинство учеников назвали интересными и полезными, а именно: обществознание и биология. Исследование показало, что устойчивой мотивации у опрошенных к изучению большинства учебных предметов не сформировано. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у школьников положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса, формирования успешности школьников, а значит и создания психологической комфортности учащихся на уроке. Таким образом, современному педагогу для повышения успешности обучения учащихся необходимо знать: как чувствует себя ученик на уроке; как он воспринимает учителя; каким ему видится отношение к себе, что он ощущает и о чем думает. В связи с чем, педагогу важно прослеживать динамику отношений в системе учитель­ученик, прогнозировать поведение и развитие личности ученика.

Проблема «При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи». (Слайд 18) Что же можно сделать в условиях школы для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально­личностные особенности детей; создавать ситуации успеха на уроке; выбрать наиболее подходящий стиль общения. Педагоги­психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату: (Слайд 19) Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату:    Учитель должен входить в общеобразовательное учреждение с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме. Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию в школе.

Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский ученый­психолог Д. Карнеги. (Слайд 20) читаю Специальная технология общения 1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности образовательной среды: (Слайд 21) читаю Заповеди учителя – Уважай детей! Защити их любовью и правдой. – Не навреди! Ищи в детях хорошее. – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются. – Не приписывай успех себе, а вину ученику. – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. – На уроке создавай ситуацию успеха. – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах. – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. – Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе ­ это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевлять их мечтой о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего. Использованная литература: 1. "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И. 2. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // 3. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое Начальная школа. - 2003. - №4. пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112. Решение: 1. На заседаниях методических объединений обсудить проблему разноуровневого обучения, определить возможность, способы и приемы его осуществления. (Ответственный: руководители ШМО.) 2. Кл.рук.провести собеседования, анкетирование, тренинги с группой учащихся, слабоуспевающих и пропускающих уроки. 3. Принять за основу поведения учителя и отношения его к ученику следующие заповеди: – Уважай детей! Защити их любовью и правдой. – Не навреди! Ищи в детях хорошее. – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются. – Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. – На уроке создавай ситуацию успеха. – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах. – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. – Оценивай поступок, а не личность. – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. 5. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы, привлекать учащихся для оценивания ответа одноклассников. 6. В начале учебного года знакомить учащихся и их родителей (на родительском собрании) с нормами выставления отметок и системой контроля знаний учащихся по каждому предмету.

1 слайд Психологический комфорт в школе – важное условие

эффективности обучения и воспитания.

2 слайд

    Задачи педсовета:

1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому (предварительное анкетирование уч-ся)

2. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

3. Разработать «Заповеди учителя» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

    Форма проведения педсовета – продуктивная игра.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

    Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

3 слайд

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К Красота

О Органичность

М Мама

Ф Фантазия

О Отдых

Р Радость

Т Тепло

Слайд 4 Что такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Слайд 5 Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Слайд 6

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя н учщихся и на их отношение к нему.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9.

С помощью классных руководителей был проведен мониторинг психологического комфорта в нашей школе. В ОБСЛЕДОВАНИИ принимали участие 254 обучающихся среднего и старшего звена. Что составляет 47, 4% от всего количества обучающихся школы.

Давайте рассмотрим результаты обследования на диаграммах.

Первая шкала ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В ШКОЛЕ.

Благоприятный уровень:

Допустимый уровень:

Неблагоприятный уровень:

Слайд 10. Вторая шкала ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПРИ ОБЩЕНИИИ СУЧИТЕЛЕМ.

Благоприятный уровень:

допустимый уровень:

неблагоприятный уровень:

Слайд 11 . Причины психологического дискомфорта:

    Перегрузка учебной деятельности;

    не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками;

    период подросткового кризиса;

    чрезмерная критика;

    невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей;

    КОНФЛИКТЫ

Одной из основных причин психологического дискомфорта могут стать конфликты.

Слайд 12. Что такое конфликт?

    «Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» Ульям Линкольн

    «От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви – километры шагов».

Сенека

    «У нас каждое дело должно пройти пять стадий: шумиху, неразбериху, поиск виновного, наказание невиновного и награждение непричастного » .

Идея Паркинсона

Слайд 13. Чувства, которые испытывает человек во время конфликта:

    страх;

    злоба;

    обида;

    Ненависть

Слайд 14. Причины конфликтов.

    соперничество

    обман, сплетни

    оскорбления

    обиды

    враждебность к любимым ученикам учителя

    личная неприязнь к человеку

    симпатия без взаимности

    борьба за девочку (мальчика)

слайд 15.

2. УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ:

    отсутствие единства в требованиях учителей

    чрезмерное количество требований к ученику

    непостоянство требований учителя

    невыполнение требований самим учителем

    ученик считает себя недооцененным

    учитель не может примириться с недостатками ученика

    личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

слайд 16.

Методы выхода из конфликтов.

    Для выхода из конфликтной ситуации можно:

    Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;

    Поставить себя на место другого человека;

    Осознать право на существование иной точки зрения;

    Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

Давайте рассмотрим, как же можно улучшить психологический климат в классе и школе.

    Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления, выражение искреннего сочувствия в дни неудачи;

    Совместные поездки, экскурсии.

    Верный сигнал вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость.

    Учитывайте индивидуальные особенности школьника, его состояние в данный момент.

    Умейте выслушать ученика, особенно в минуты напряженного, нервного состояния.

    Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться.

Слайд 17.

Климат называют благоприятным, если в классе царят атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; если обучающиеся готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело; если в классе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается, как к члену коллектива, за ним признается право принятия значимых для класса решений.

Каждый ребенок в классе с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».

В класе с благоприятным климатом отношения таковы, что, совершив ошибку, личность не перестает чувствовать себя принятой, значимой для других. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки, в таком коллективе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку.

Выступление на педагогическом совете.

Тема: Психологический комфорт в школе – важное условие

эффективности обучения и воспитания.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

    Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К Красота

О Органичность

М Мама

Ф Фантазия

О Отдых

Р Радость

Т Тепло

Что такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

Психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

· несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,

. стрессовая тактика педагогических воздействий,

· нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;

· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;

· формализм программных знаний;

· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,

· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

    Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

    Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

    Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

    Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

    Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера преподавания вызывает у школьников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, что они и отразили в своих анкетах (демонстрация слайдов и зачтение причин).

Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, задания по выбору, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, подходящую для развития личности (слайд).

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. Мы попросили учеников ответить на вопросы:

- Кто из учителей проявляет к вам внимание, поддерживает вас? Результаты на слайде

В ответах на этот вопрос доминируют классные руководители и учителя русского языка и математики, что очень хорошо видно в таблице. Также в ответах прослеживаются те предметы, которые уч-ся выпускных классов выбрали в качестве экзаменов на итоговой аттестации.

- С кем из учителей вам нравится общаться и почему? Результаты на слайде

В ответах на этот и некоторые другие вопросы, прослеживалось и лукавство: дети несколько раз переспрашивали, кто увидит их анкеты.

Однако довольно откровенно школьники называли предметы, которые они хотели бы прогулять.

Причины во многом перекликаются с причинами тревожности на уроках (зачтение).

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рассмотрим виды нагрузок во время урока.

1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний).

2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий).

3. Динамическая (как правило, недостаточна, что приводит к гиподинамии). Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью физминуток.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

    Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

    Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

    Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

    Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)

    Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

    Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

    Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

    Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

    Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

    Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

    Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

    Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

    Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

    Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

    Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

    Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

    Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Заповеди учителя

Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

Не приписывай успех себе, а вину ученику.

Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

На уроке создавай ситуацию успеха.

Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Оценивай поступок, а не личность.

Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Игорь ЦЕЦОРИН, директор лицея №9, Белгород: Стрессы под запретом

Проблема эмоциональной комфортности в школе тесно связана с проблемой педагогического взаимодействия (учитель - учитель, учитель - ученик, учитель - группа учеников, учитель - ученическое самоуправление). При участии психологов и социального педагога мы разработали систему здоровьесбережения и психолого-педагогического сопровождения школьников. В лицее постоянно действует психолого-педагогический семинар, в задачи которого входят сопровождение учебно-воспитательного процесса, организация самодиагностики учителей, анализ состояния и действий учителя в критических ситуациях. Психологи лицея проводят психологический анализ уроков (стиль взаимодействия учителя с учениками, анализ достижений целей урока, психологический климат урока, типы взаимодействий учеников на уроке). Психологи также осуществляют индивидуальные консультации школьников и родителей, проводят диагностику индивидуальных особенностей детей.

Под руководством методической службы лицея работает постоянный семинар по проблеме «Оценка урока с позиций здоровьесбережения». Систематически проводятся заседания научно-методического совета, на котором анализируются результаты диагностики микроклимата в ученическом коллективе.

В лицее работает ученическая социологическая группа, которая проводит опросы, анкетирования учеников с целью выявления проблем, конфликтных ситуаций, жалоб.

Говоря об интеллектуальной комфортности лицеистов, мы имеем в виду, во-первых, то, что образовательный процесс не должен создавать ситуации «превышения возможностей»: уровень требований, нагрузка, темп работы должны соответствовать возможностям учеников и не вызывать у них перегрузки, которая неизбежно влечет за собой повышение утомляемости, стрессы и ухудшение здоровья. Во-вторых, при организации образовательного процесса необходимо наиболее полно задействовать индивидуальные познавательные особенности каждого ученика. Эти цели достигаются с помощью различных образовательных технологий и активных форм обучения.

Не стоит забывать и об организации досуга учеников. В лицее работают различные кружки, театральная студия, шахматный клуб, спортивные секции. Ученическая редколлегия выпускает школьную газету «Мы».

Ирина ПУТИНЦЕВА, директор гимназии № 6 «Горностай», Новосибирск: У нас интересно

В школе дети проводят большую часть своего дня. Это второй дом, где им должно быть уютно, светло, тепло. Войдя к нам, вы сразу почувствуете особую атмосферу. В холлах, в коридорах развешаны не только дипломы и грамоты, но и новости, рисунки ребят, фотографии.

Дети живут в обществе, где существует много проблем. Мы ведем совместные проекты с детским домом, есть программа помощи детям с ограниченными возможностями, устраиваем и благотворительные концерты, вечера для пожилых жителей района. Школьники учатся не только в рамках уроков, они становятся настоящими гражданами, осознают свою ответственность за происходящее вокруг. Несколько лет назад мы создали Программу деятельности общественно активной школы и честно ее выполняем.

Очень важна не просто поддержка родителей, а их согласие, участие в наших делах. Мы отчитываемся перед советом школы, размещаем новости на сайте, о нас пишут в газетах.

Николай СЕРЕБРЯКОВ, директор Куркинской школы, Вологодская область: Учеба на колесах - это катастрофа

Что значит понятие «комфорт в школе» для ученика? Ребенку комфортно, когда вокруг красиво и тепло. Когда спокойно: нет тревоги и боязни перед учителями, потому что они заботливы, хотя и требовательны.

У нас в школе уроки по 40 минут, а во время обеденного перерыва, который длится час, все дети идут домой, проводят это время с родителями, снимают таким образом психологическое напряжение. Этой же цели психологической разгрузки служат динамические паузы между уроками и на уроках.

Если говорить о комфорте учителя, то я считаю, бесконфликтность руководства - это один из главных показателей, обеспечивающих спокойные условия работы подчиненным. Учитель чувствует себя комфортно в удобно оснащенном учебном кабинете: с хорошей мебелью, компьютерной техникой, энциклопедиями на полках, цветами на окнах. Все эти условия может обеспечить школьная администрация. Но есть условия, от нас не зависящие. Дискомфорт возникает, если человек получает за свой труд недостаточно высокую зарплату. Учителю нужно платить достойные деньги за его НОРМАЛЬНУЮ работу. А у нас сейчас наблюдается тенденция платить больше тому педагогу, который работает ненормально, ненормированно - пытается успеть и здесь, и там, чтобы опередить в результатах деятельности своих коллег. Это ведет к перегрузке учителей - психологической, физической. При этом комфортно отдохнуть, допустим, в летнее время там, где ему хочется, учитель не может опять-таки по причине низкой заработной платы.

Дискомфорт наши педагоги испытывают из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Новая система оплаты труда и подушевое финансирование, которые будут вводиться в Вологодской области, тревожат нас. За достижения учителя в педагогической деятельности - дополнительная оплата? Но соперничество в маленькой сельской школе нереально - в одном классе 19 учеников, а в другом - трое: какой класс потенциально «предъявит» более высокие результаты в учебной деятельности? Маленькие сельские школы в условиях нормативно-подушевого финансирования неизбежно будут иметь наименьшее финансирование. А ведь в классах с малой наполняемостью работать труднее: дети по уровню своему бывают диаметрально противоположными. Чтобы обучать их качественно, надо быть настоящим мастером своего дела. Сейчас выход нашли такой - закрывать малокомплектные школы и возить детей в более крупные на автобусах. «Учеба на колесах» - это катастрофа при наших дорогах, водителях и родителях.

Учителя не будут иметь возможности работать вечерами с детьми, как сейчас. А что станет с двумя десятками кружков и секций, которые ведутся сейчас в нашей школе?! Закроют школу - не будет в селе культурных и спортивных мероприятий. Все 100 процентов сельских детей никогда не станут стабильно ездить в отдаленные школы на автобусе. Надо поднимать сельское хозяйство, его развивать и его инфраструктуру, а мы, наоборот, идем по пути уничтожения существующего. Дошло уже до разговоров об укрупнении самих сельских поселений... Вот и неспокойны учителя деревенских школ.

Владимир ЕРЕМИН, директор Парижскокоммунской школы Верхнехавского района Воронежской области: Не повышайте голос

Как создать комфортные условия в школе? Это непростой вопрос, и лучше разделить его на две составляющие: комфортные условия для отдыха и для учебного процесса. Если говорить об учебе, то здесь надо вести речь о педагогическом коллективе и материальной базе. Наша школа педагогическими кадрами укомплектована на 100 процентов, и все - профессионалы. То есть никто совмещенных профессий не ведет, каждый работает по своей специальности и с соответствующим дипломом. Знаю, что это соблюдается не в каждой сельской школе, тем более в небольшой. У нас 76 учеников и 16 учителей, 11 классов, средняя наполняемость - 6,9 человека, но есть и совсем маленькие классы. Например, в десятый в этом году пришел один ученик, в одиннадцатом учатся трое, а в восьмом и девятом - по 14 человек.

Если говорить о материальной базе, то тут тоже и свои достижения, и проблемы. Школьное здание хорошее, двухэтажное, построено 35 лет назад, классы просторные, рассчитаны в среднем на 20-28 учеников. Отопление, канализация, вода - все условия соблюдены. И, конечно, ребята чувствуют себя в такой школе комфортно. Оборудования за последнее время приобрели на 100 тысяч рублей - в кабинет физики, еще в школе есть три компьютера, работает Интернет.

Учителя стараются организовать учебный процесс на уровне. По желанию учеников открываем дополнительно факультативы и элективные курсы. Мы в 2007 году поставили своеобразный рекорд по медалистам: было у нас три выпускника, и все трое - медалисты. На ЕГЭ все они получили пятерки и поступили в вузы на бюджет: в строительный и аграрный университеты и в лесотехническую академию. В этом году школу окончили шесть человек, и двое поступили в высшие учебные заведения. В общем, это уже традиция, что наши ребята каждый год поступают в вузы. И это, думаю, тоже показатель комфортности в учебе, несмотря на все сложности.

Вообще комфортность в школе, тем более в маленькой, во многом зависит от самих школьников. Если приходят ребята, желающие учиться, то и микроклимат улучшается. Потому что учителя не повышают голос, не бегают за учениками и не уговаривают их идти на уроки. Конечно, надо стараться делать свою школу, даже небольшую, интереснее и привлекательнее для учеников. И во многом это зависит от того, как организован их досуг.

Цветы и травы