Характер человека по почерку: методики определения. Писать разными почерками- возможно ли такое? Необычный почерк

Мало кто знает о том, что говорит о человеке почерк. А ведь на самом деле признаки в почерке можно приравнять к синдромам в медицине. Размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о характере человека даже больше, чем знает он сам.

Графология

Не такая уж и молодая, как кажется на первый взгляд, наука графология расскажет о том, что говорит почерк о Она занимается подробным изучением наклона букв, расстояния между ними, а также расположения их на бумаге. Анализ выявляет не только личностные качества, но и будущие перспективы или склонности.

На самом деле связь между почерком и характером человека была замечена еще в средневековье. Основой графологии принято считать книгу, которую написал римский историк Светоний в далеком 16 веке. А через пару столетий данные о почерковедении были систематизированы Мишоном. Заключительным доказательством этой связи стали эксперименты, проведенные В. Прейером при помощи гипноза - он внушал одному и тому же человеку, что он обладает различными чертами характера, и почерк подопытного кардинально менялся.

Общая организованность почерка

При анализе в первую очередь проверяется ровность почерка. От этого зависит, с какой стороны (положительная/отрицательная) будет рассматриваться та или иная особенность личности:

  1. Ровный и идеально организованный почерк показывает активного и сосредоточенного человека, который всегда уверен в собственных силах и не имеет склонностей к частым неудачам.
  2. Крупный, но не совсем организованный почерк говорит об импульсивности.
  3. Мелкий и организованный говорит о том, что его владелец разумно использует собственные силы.
  4. Нерешительных и робких людей проявляет мелкий и очень плохо организованный почерк - это неуверенная в себе личность, отступающая при первых же сложностях.

Размер

Об отношении человека с окружающими его людьми расскажет крупный или мелкий почерк. Что говорит о человеке маленький размер букв - узнать хотят многие люди, потому как статистика показывает, что количество личностей с мелким почерком немного превышает количество людей, привыкших к крупным буквам.

Для начала следует обозначить границы - средними считаются буквы, достигающие 3 миллиметров в высоту. Соответственно, мелкие - до 3 мм, а крупные - от 3 мм.

  1. Владельцы крупного почерка всегда общительны и активны, они могут поддержать любой разговор и развеселить самую скучную компанию.
  2. Чересчур мелкие буквы говорят о скромности и нежелании привлекать к себе внимание. Хотя следует отметить, что люди, пишущие мелким почерком, любят размышления, но смелых действий от них дождаться трудно.
  3. А буквы среднего размера достаются людям, умеющим всегда находить компромиссы. Они реально оценивают свои силы и могут приспособиться к любой ситуации.

Линии и строки

Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители (окружающие события). Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном:

  1. Ровные строки соблюдает надежный человек, который всегда выполнит просьбу друга и не подведет в сложных ситуациях.
  2. Вычурно ровные строки указывают на слишком большое количество вопросов контроля знаний.
  3. Неровные линии наблюдаются у тех, кто лишен сильной внутренней стабильности.
  4. Направленная линия вверх говорит об оптимизме, а вниз указывает линия владельца пессимиста.

Интервалы

Определенные расстояния между строками и словами дают характеристику о поведении и мышлении личности.

Постоянно находящиеся в замешательстве люди больше любят между строчками делать интервал мелкий. Почерк, что говорит о человеке внимательном и принимающем осознанные решения - это большие интервалы между строками.

Объем психического и физического пространства показывают интервалы между словами:

  1. Одинаковые пробелы между словами имеет человек, способный адекватно воспринимать внешнюю картину и с уважением относиться к социальному неравенству.
  2. Расстояния разного размера говорят о непостоянной личности, которая общается только с понравившимися людьми, а остальных просто-напросто игнорирует.
  3. Узкие промежутки характеризуют подпускающего близко к себе окружающих. Такая личность не требует слишком много личного пространства, а предпочитает больше находиться рядом с другими людьми.
  4. Крупные расстояния между словами выявляют страх владельца перед контактированием с другими. Завязать знакомство с таким человеком будет очень трудно, но при приближении к нему он покажется довольно интересным собеседником.

Нажим

Особое внимание уделяется на то, что говорит о человеке почерк, если нажим ручки или карандаша может быть совершенно разным у одной и той же личности. Следует знать, что нажим является характеристикой настоящего эмоционального состояния:

  1. Сильное нажатие пишущего предмета на бумагу гарантирует эмоциональное постоянство и стабильность во всех ощущениях.
  2. Слабый нажим показывает владельца как личность, легко поддающуюся влиянию окружающих. Обычно такие люди выбирают для себя интеллектуальную сферу деятельности, они восприимчивы к другим личностям, глубокие чувства напрочь отсутствуют.

Наклон букв

Характеристика почерка повествует об уровне эмоциональных реакций, а также степени понимания окружающих.

Людей с идеальным каллиграфическим почерком найти довольно трудно, поэтому наиболее частый запрос - "О чем говорит плохой почерк человека?" На самом же деле перед тем, как считать собственный почерк плохим, следует разобраться с данной характеристикой и самим расположением букв:

  1. Строгая вертикальность букв скрывает невозмутимого и спокойного человека, который нередко бывает равнодушен к окружающим в то время, когда другие испытывают совсем другие чувства.
  2. Если же буквы немного наклонены в правую сторону, то это прямое доказательство мягкой реакции на окружение. Такого человека нельзя назвать сдержанным, так как перед проявлением эмоций он вначале все хорошенько обдумывает.
  3. Усиленный наклон вправо показывает эмоциональную напряженность и импульсивность.
  4. Холодные люди наклоняют буквы при написании в левую сторону. Они максимально ограждают себя от раздражителей и часто поступают эгоистично по отношению к другим.

Как подбираются сотрудники

В некоторых странах Европы персонал подбирается по четким правилам, одним из которых является графологическая экспертиза - она и будет последним шагом в испытании. Окончательное решение о принятии сотрудника на должность принимается только после того, как начальник точно узнает, о чем говорит почерк человека (примеры есть ниже).

На финансовые должности в США берут исключительно достойных людей. Им приходится проходить довольно трудные тесты, где почерк играет важную роль. Графолог может вынести вердикт о том, что человек склонен к обману, и тогда ему будет отказано.

Пройти экспертизу не всегда бывает просто. Например, люди, отличительной чертой которых является корявый почерк, что говорит о человеке, склонном к ссорам и непостоянству, вряд ли бы получили престижную должность во многих странах.

Директор

Инициативный и творческий человек обычно рассматривается на должность директора. Но для того чтобы занять это место, следует обладать правильным почерком: буквы должны быть широкими и с разным размером, также необходимо присутствие правильного соотношения между закруглениями и углами. Кроме этого, требуемой особенностью почерка для должности директора является прямая или немного поднятая вверх строка.

Топ-менеджер

Личность менеджера - коммуникабельный человек, сдержанный и терпеливый. Поэтому для получения такой должности администрация должна знать, что может рассказать о человеке его почерк и подходит ли он для работы менеджером в приличной компании.

Буквы при написании обязательно должны быть украшены практически незаметным количеством декоративных элементов, их идеальный размер - средний, а также каждая буква должна быть округлена.

Руководитель по связям с общественностью

Хладнокровный и смелый подходит для подобной должности, но умение общаться с людьми в письменном виде также должно присутствовать. Почерк руководителя по связям с общественностью должен быть максимально понятным и иметь свои особенности: быстрый темп написания, широкий почерк, буквы связаны между собой. Чаще всего подпись такой личности заканчивается штрихом маленького размера.

Финансист

Сотрудник финансовой сферы обязан уметь быстро концентрироваться и иметь устойчивую психику. Это то, что говорит о человеке почерк, который хорошо читается. Буквы должны быть крупного размера, а расстояние между словами - допустимо большим.

Инженер

Человеку, мечтающему работать инженером, необходимо иметь живой ум и быструю реакцию. Почерк у такой личности отличается округлыми буквами, где присутствуют некоторые угловатости. Расстояние между словами и строками достаточно большое, а сами буквы не слишком узкие.

Хозяйственный работник

Сообразительный человек со здравым умом может легко попасть на должность хозяйственного работника. Но более элитные компании все же должны выяснить, что говорит о человеке почерк. Кандидат на получение должности должен писать в быстром темпе, при этом аккуратно выводя каждую букву.

Короткий тест

Можно по желанию пройти короткий тест, чтобы узнать, о чем говорит почерк человека (расшифровка будет ниже):

  1. Записать в быстром, а затем в медленном темпе предложение из 4-5 слов.
  2. Нарисовать любое животное.
  3. Изобразить геометрическую фигуру.
  4. Направить стрелку в любую сторону.

Быстро реагирует на смену обстановки человек, почерк которого не отличается от его обычного в первом упражнении. животного - эмоций автора. Присутствие углов в геометрической фигуре говорит о неудачах, а округлости - о развитой силе воли. Прямая стрелка показывает наличие правильных целей, а извилистая - указывает на то, что человек больше любит говорить, чем что-либо делать.

...Обусловлен ли почерк генетически или зависит от условий воспитания, формирования личности?


Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Если вопрос в том, обязательно ли просматривается родство в почерках членов семьи, то нет, не обязательно. Хотя иногда это выглядит очевидным, все же нельзя полагаться на определение родства по почерку. Так же как нельзя полагаться на определение его, например, по наследственным болезням или особенностям здоровья: все родственники могут и иметь этот физический изъян или болезнь, но некоторые из них могут и не иметь. И наоборот, наличие этой особенности еще не означает кровного родства.

Почерк – прежде всего сочетание разных пропорций врожденных и приобретенных качеств и влияний. В каждом индивидуальном случае эти пропорции могут быть неповторимыми.


Накладывает ли профессия опечаток на почерк, так, например, мама была бухгалтером, они, как известно, отличаются аккуратностью и педантичностью, а мамины сестры – фармацевтами.


Ну разве что если это чертежники или профессии, требующие особого стиля письма. Главное не в этом, а в том, что не столько профессия влияет на человека, сколько именно особенности и склонности личности влияют на выбор его занятия в жизни. Интересно, что специальности сестер имеют много общего, требуя схожего склада личности и характера, общих врожденных особенностей. Работникам в аптечном деле и в бухгалтерском учете надо иметь во многом схожие склонности!

а) Почерк фармацевта

А почему говорят, что у врачей неразборчивый почерк?


Часто это бывает связанно с быстрым мышлением и острым умом, иногда – с интуицией (рука не успевает за головой), а также с нетерпеливостью и, как ни странно, с недостаточной эмоциональностью. Часто такие почерки встречаются у медиков, занимающихся наукой, исследованиями и теориями, намного реже у терапевтов или педиатров. Там уже EQ становится чуть ли не важнее, чем IQ!


б) Почерк бухгалтера


А у близнецов одинаковые почерки?


Поскольку почерк отражает и врожденное в личности, а, как известно, генетически близнецы более близкие родственники, чем даже они и их родители (или дети), то шансы на то, что в их почерках будет больше сходства, возрастают.

Должна ли у людей с похожими почерками быть похожая судьба?

Давайте попробуем понять, что означает сходство почерков разных людей? На самом деле, имея сходство по почерку, люди могут быть более «родственны» как личности, нежели родственники по крови!

Кровное родство людей отнюдь не обещает их схожей судьбы, однако родство по почерку (по складу, духу, идеалам, интеллекту, поведению, личным и моральным качествам – как в позитивном, так и негативном смысле) если не гарантирует, то имеет большой шанс проявиться именно теми, а не иными, достаточно похожими между собой жизненными сценариями. Разумеется, речь не о том, что оба выиграют миллион долларов, или у обоих будет одинаковое количество детей, или сгорит дом.

Здесь нет никакой мистики, но это более чем закономерно: робкие будут робеть, лидеры будут добиваться лидерства и признания, самовлюбленные будут лишь производить впечатление, недоверчивые – видеть кругом подвохи, а искренние и открытые – располагать к себе своей естественностью и обаянием!

Конечно же, я привела элементарные примеры, описывая только отдельные свойства, а не всю личность. Но если представить, что в двух личностях, судя по их почеркам, совпадают еще и дополнительные стороны характера или жизненной позиции, то шансы на то, что очень многое в жизни обоих окажется схожим, – только возрастут, несмотря на то что каждый индивидуален.

Таков закон жизни, закон природы: у всего есть свои причины, закономерность существует.

Перед вами образцы почерков родных братьев:


И образцы почерков родных брата и сестры:


Что в личности и почерке меняется в течение жизни

Многие из вас, дорогие читатели, замечали или задумывались об изменениях человеческой личности с возрастом. Кроме физиологических данных, когда человек растет, взрослеет, стареет, может меняться и сама личность. Личность вообще – очень гибкая субстанция, часто человек, хотя и не изменяясь полностью – то, что дано природой, неизменно, – но все же может в чем-то меняться, приспосабливаться и т. д. Поэтому важно понимать, что изменения в личности и в почерке вовсе не зависят только лишь от возраста или тяжелых болезней.

Безусловно, есть личности, которые за свою жизнь почти не менялись, – и их почерк сохранялся практически неизменным до глубокой старости, кроме, разве что, наличия старческого дрожания в нем. Да, личность может не меняться с возрастом, с обстоятельствами – динамический стереотип остается неизменен.

Но в большинстве случаев личность как раз все время в динамике – в детском, подростковом ли возрасте, или как следствие травм или нового жизненного опыта, переоценки ценностей. Несмотря на неизменное «ядро», личность претерпевает изменения, либо небольшие, либо достаточно серьезные.

Таким образом, возможно все. Однако есть и наиболее характерные периоды изменений. Особенно яркий – период формирования личности, подросткового возраста, взросления. В такие моменты жизни, например, для человека характерны «перевороты» в ценностях, в мировоззрении, острый конфликт между ощущением «ребенка» и «взрослого», гормональные встряски, осознание и подчеркивание своей половой и личностной идентификации, появление одновременно эротических фантазий и страшного стыда за них...

Сложное время, и оно характеризуется общим внутренним хаосом, анархией во внутреннем мире человека. Безусловно, все это противоречие личности будет отражаться и в почерке человека – хаос, «разброд» во всем или почти всем, в чем можно, – перепады в размере, ширине, формах букв, неустойчивость хода строк, непостоянство расстояний между словами, строками, буквами, резко меняющийся наклон почерка, непредсказуемость в движении, скорости, нажиме.


Почерк может меняться. Можно ли определить в этом случае приобретенное и врожденное, анализируя почерк в разные периоды жизни?


Да, безусловно. Более того, для этого не всегда нужны образцы почерка более ранних, детских или юношеских лет. Обычно все это видно из одного «сегодняшнего» почерка.

Это возможно во многом благодаря переложению на язык графологии теории классиков психологии, например, отлично работающее учение Фрейда. (Как именно – см. работы по графологии.) А то, что почерк меняется в разные периоды жизни, а то и на протяжении одного и того же дня, лишь является доказательством самой прямой связи между мозгом и мелкой моторикой, между душой и телом.

Приведем примеры, демонстрирующие возрастные особенности в почерке и личности – поговорим о свидетельстве сохранения или некоторого изменения динамического стереотипа с возрастом и жизненным опытом.

Однажды ко мне обратилась девушка с несколько странным вопросом касательно своего почерка, впоследствии с него началась очень интересная дискуссия:


Хотелось узнать, какое у вас сложилось впечатление о моей индивидуальности, моем характере, судя по почерку, и о чем говорят это обведение букв и точки?


Разница, действительно, разительная. Особенно отличается с графологической точки зрения именно последний образец.

Несмотря на то что первый, «округлый» образец почерка еще имеет слишком явные признаки графической и моторной незрелости, чтобы анализировать его с общих графологических позиций, тем не менее он имеет много общего с самым последним образцом. Если в двух словах, это общее в так называемом этическом складе, а также тонкокожести, чувствительности, наблюдательности, социальной расположенности личности.











Пройдя бурные переживания в переходном возрасте (наиболее проблематичный в психологическом плане четвертый образец), личность, не менее драматичным образом проходит их опять, но теперь в сторону гармонизации и более спокойного душевного состояния. Откуда-то появляется больше терпимости, гибкости, психологичности. При этом уходит внутренний протест, категоричность, черно-белое восприятие мира.

Остановлюсь чуть подробнее на четвертом образце почерка. То, что мы видим, – не «просто переходный возраст», который часто может проходить и вполне гладко. Здесь крик о помощи. Чем могли быть вызваны такие острые переживания, такое кипение чувств, такое сильное ощущение несправедливости? Это могло быть неосознанным внутренним, субъективным неблагополучием.

Все это сочетается с гормональным, физиологическим взрывом. На первый план выдвигается так называемое сенсорное начало, внимание акцентируется на чувственности, то есть появляется физическая потребность в ощущениях, необходимость чувствовать, испытывать, пробовать, соприкасаться, как бы заземляться.

Что же касается точек и закрашиваний, которые в четвертом образце особенно бросаются в глаза, – это отчасти дань сенсорике, поглощающим более приземленным аспектам жизни, компенсация ощущений. Однако в еще большей степени это по-настоящему тревожный сигнал.

В таком почерке подобные признаки – это свидетельство не только сильного внутреннего напряжения, но скрытого (а может, и осознаваемого уже) страха. Хронической тревожности, беспокойства, натянутых нервов. Зачернения, заштриховывания, потребность заполнения пустоты, да еще в центре букв – проявление защитных механизмов, психологически создающих ощущение, что все под контролем. Такое поведение в почерке отражает ту же внутреннюю потребность, то же поведение в жизни: навязчивые страхи, мысли, беспокойство.

Человек проявляет обсессивность, зависимость от чего-то нерационального, от кого-то близкого либо от неотвязной необходимости продолжать иррациональные действия. За неимением помощи или лучшей возможности избавиться от скрытых страхов, ощущения нехватки безопасности и надежности в жизни, беспокойства, психика изобретает хотя и суррогатные, но приемы, дающие видимость надежности, определенности, контроля.

Другое дело, что часто ребенок или подросток не осознает своего бедственного душевного состояния; насколько ему тяжело, человек чаще понимает, повзрослев и пому древ, когда способен взглянуть со стороны на свое прошлое и сравнить.

Не берусь сейчас исследовать полностью, но в почерке есть признаки, которые могут свидетельствовать:

а) о нехватке позитивной отцовской роли;

б) если предположить, что возраст написания этого образца относится к концу подросткового возраста, то это может быть связано с психологически значительным событием или изменением в жизни, травмой – периода дошкольного или младшего школьного возраста, стоит поискать ответ там.

Насчет схожести первого и последнего образца, повторю: стержень, ядро личности в них общие! Причин отличия той от этой несколько:

1. Ностальгия (чем дальше прошлое, тем сильнее оно идеализируется) по той уверенности и тому ощущению, когда все было понятно, когда точно известно, что нужно, когда мир был простым, черно-белым! И было психологически проще жить. Но, оставшись сейчас точно такой же, добиться небывалых высот было бы невозможно. Категоричность не способствует ни карьере, ни пониманию между людьми, ни личным отношениям.

2. Последний почерк отличают появившиеся признаки интуиции. Интуиция снимает с глаз шоры, позволяет многое замечать, воспринимать, впитывать впечатления и подсознательно обрабатывать все это. Именно интуиция часто лишает душевного спокойствия, привносит сомнения, даже лишает уверенности, рисуя разные варианты ситуаций, делает сложнее выбор.

Рассмотрим еще один образец почерка.


Почерк среднего размера, с наиболее выраженной средней зоной, почти без наклона. Средний нажим. Почерк раздельный, упорядочен, аккуратен.

Возрастные помехи и дрожание в движениях, линиях и формах.

Несмотря на плохое зрение, возраст и состояние здоровья, это человек самостоятельный, удовлетворительно справляется со многими вещами. Всегда отличался организованностью, аккуратностью, самокритичностью и дисциплинированностью. Хорошо контролирует свои слова и эмоции, хотя порой он переполнен ими. По своему складу – прежде всего реалист, видит вещи такими, какие они есть, насколько возможно, старается сохранять объективность.

На вопрос, сколько он сможет еще прожить и сохранить какое-то зрение точно, не сможет ответить никто – даже самые мудрые врачи. Что до анализа почерка – я не вижу никаких причин, чтобы этот человек не мог еще пожить и так же видеть.

Идентичные почерки

Приведу здесь заданный мне вопрос, так как он поможет нам понять интересную и важную вещь, касающуюся судьбы человека.


...Встречается ли у двух людей абсолютно одинаковый почерк? Бывает ли такое и если да – значит, они живут как клоны?


В двух словах, у людей никогда не будет абсолютно идентичных почерков. Хотя неграфологу может и казаться иначе, это легко опровергнуть, прибегнув к помощи лупы, графологического микроскопа и определенных знаний. Почерк индивидуален, как и личность, человек, которого он представляет.

Нет двух идентичных почерков, как двух идентичных личностей (даже если это два близнеца), так как личность состоит из сочетания врожденного с приобретенным, с обязательными произвольными факторами. Даже если предположить абсолютно одинаковые исходные (врожденные, наследственные, физиолого-психические) данные, то окружающие условия, воспитание, цепочка событий и т. д. могут создать сами по себе уже огромную разницу между людьми.

Кроме этого, нужно учитывать и жизненный опыт, постоянно развивающий или меняющий личность.

Сам человек в разные периоды жизни может быть очень разным.

Именно по всем этим причинам в психодиагностике неверно и недостаточно ограничиваться формальным распределением почерков по типологическим группам. Весь смысл (и вся прелесть графологии) в возможности представить не общую, а подробную индивидуальную картину личности, с присущими только ей специфическими особенностями.

Роль родительского воспитания и разные судьбы детей из одной семьи

Скажу лишь, что вообще родителям не стоит переоценивать свое значение в личности своего ребенка: не стоит не только винить себя за проблемы или неудачи детей, но и наоборот, считать, что их удачи, успешность или способности – результат сугубо нашего воспитания. Родительская заслуга и в плохом и в хорошем часто очень умеренна. Неоспоримое доказательство этому – совершенно разные характеры и судьбы детей из одной и той же семьи, одних и тех же родителей и с одинаковым воспитанием...

Дело в том, что очень и очень многое зависит именно от врожденного, от наших природных, генетических особенностей и предрасположенностей... Не обязательно врожденные качества личности – наследственные, отсутствие того же качества у кого-либо из родителей еще вовсе не означает, что это приобретенные особенности ребенка.

Приведу простой пример, кстати, напрямую связанный с графологией. Всем известно, что не все люди – правши. Есть среди нас левши, а есть и те, кто владеет обеими руками почти в равной степени. Чему обязаны при своем появлении два последних варианта – мы не знаем. Но тот факт, что такая склонность никогда не встречалась у наших предков, не означает, что она не врожденная, не обусловленная генетической информацией практически «намертво».

Так и со многими психическими функциями и личностными особенностями человека – очень многое нам кажется приобретенным, будь то склонности к плохим привычкам или склонности к различным, наоборот, замечательным личным качествам характера, в то время как на слишком многое мы запрограммированы природой! Пожалуй, именно о таких вещах можно сказать «написано на роду». Разумеется, многое можно скорректировать или наоборот – деградировать в чем-то, но врожденный потенциал – им и останется.

Напоследок, рискуя вызвать несогласие тех, кто считает, что в большей степени наша жизнь и характер зависят от нашей воли и желания, приведу примеры качеств, которые, как оказалось, имеют врожденную компоненту, во всяком случае, предрасположенность к ним.

Это склонность к честности и лжи, искренности и открытости, скрытности и закрытости. Это и смелость, решительность, харизма, инициатива. Оказывается, очень неэффективно пытаться вырастить что-то искусственно на неплодородной для этого почве. Не вырастут на одной и той же земле одинаково хорошо кактус, камыш и огурец.

Именно иллюзия, когда кажется, что, приложи усилия – и слепишь из любого человека, что нужно, и объясняет такую популярность сегодня всевозможных тренингов, обещающих слушателям приобрести не присущие, но такие желанные для них качества...

Наконец, даже героизм, предрасположенность к нему, как минимум, частично имеет генетическую основу. Очень часто грань между смелостью, решительностью и безрассудством мала. Героизм, отчаянность и отвага – это наши социальные, внешние и поэтому субъективные оценки. В каждом же отдельном случае «за кулисами» конкретной ситуации своя подоплека.

Например, может ли считаться отважным человек, который импульсивен или действует в состоянии аффекта, имея склонность реагировать именно так на различные более или менее критические ситуации? Человек, живущий на адреналине, для которого риск как воздух и весь секрет его «крутой» тяги к экстремальным занятиям, спорту или профессиям (например, пожарный, спасатель, вышибала и т. д.) объясняется не сознательным решением «быть смелым», а, как правило, особенностями его психики и «порога опасности», когда человек не боится потому, что просто не чувствует реальность опасности, просто не может остановиться, и в данных конкретных ситуациях он не проявляет неимоверную волю, а стремится получить кайф? Настоящий героизм тогда, когда страшно.

Важно понимать, что в жизни есть и множество других человеческих качеств, которые мы слишком часто приписываем хорошему или плохому воспитанию, это совершенно несправедливо, поскольку еще чаще получается так, что, чему было суждено проявиться в человеке, непременно проявится.

Несколько вариантов почерка у одного человека

Бывает так, что у одного и того же человека имеется два, а то и несколько вариантов своего почерка. Что же означает этот загадочный факт относительно личности этого человека? Может быть, он двуличен? А может быть, вообще не имеет своего лица? Или это означает разносторонность, а может быть, талант перевоплощения, психологическую гибкость? Возможно, он проживает сразу несколько жизней или имеет несколько судеб?

Это предположения и даже утверждения, которые приходится слышать насчет нескольких видов почерка у одного автора. Ответ на этот вопрос намного проще, чем кажется.

Сразу скажу, истина не имеет ничего общего с какими-то особенными, редкими, ценными или положительными человеческими качествами. Прежде всего, такое явление имеет отношение к проблемам. Каким – зависит от этих самых «разных вариантов» почерка. Я не случайно взяла «варианты почерка» в кавычки. Дело в том, что это не варианты личности – это варианты искусственного имиджа, маски человека, потому что ни в одном из вариантов (обратите внимание – сам факт того, что человек постоянно меняет почерк) он не является собой.

Дело в том, что у каждого человека, поскольку каждый – индивидуальная личность, есть свое ядро личности, то есть своего рода «концентрат», который всегда присутствовал и присутствует в человеке, с самого раннего его детства. То, что претерпевает изменения, – это не ядро, аболее «поверхностные слои» личности и характера. Наносные, временные факторы в почерке можно отделить, и останется оно – все то же неизменное ядро. Ничего плохого в этом нет – мы уже касались темы динамики человеческой личности, ее вариативности на разных этапах жизни.

Однако здесь мы имеем дело не с очередным изменением почерка (и личности) на данном этапе, а с некими изменениями, возникающими бессистемно и, главное, одновременно, даже на протяжении одного и того же дня!

Вообще, если такое происходит у совсем еще молодого (юного) человека, подростка – такой внутренний «раздрай» обратим и бывает присущ переходному возрасту и периоду взросления.

Если же это происходит в почерке уже взрослого человека, это крайняя нестабильность, психологическая неустойчивость, уязвимость, травмированность. Точнее сказать, что происходит, мы сможем опять же, глядя на конкретный случай, но в целом такому человеку нелегко. Как минимум, он очень подвержен влиянию, неспонтанен, постоянно старается оценивать и критиковать себя; самодостаточный, зрелый или свободный внутренне человек никогда не заморачивается формой почерка. Как максимум, у человека конфликт самовосприятия и самооценки, он не может найти покоя и ему нужна психологическая реабилитация.

А теперь, когда мы приняли все меры предосторожности, упомяну еще один вариант, когда у кого-то «все время разный» почерк.

Есть вариант, когда это может быть не «на самом деле» разный почерк! Точнее говоря, он разный на первый или неопытный взгляд.

Бывает, что речь идет и не о таких уж особенных изменениях.

У очень многих людей они происходят, почерк «меняется», и происходит это иногда, действительно, при перемене деятельности, более того, часто даже просто при перемене обстоятельств или настроения.

Тем-то и интересен графоанализ, что почерк способен передавать даже малейшие «движения души», изменения и нюансы в человеческой психике, нервной системе, чувствах, ощущениях, тонусе и т. д. Однако такие временные изменения ни в коем случае не означают изменения в личности, и профессиональному графологу важно, конечно же, понимать разницу.

Есть очень большой шанс, что, как это происходит в большинстве случаев, все описанные изменения почерка на самом деле прямые и косвенные производные одного только изменения наклона.

Прямая, механическая зависимость может выражаться в том, что только из-за смены угла наклона в почерке буквы могут выглядеть уже или шире, ровнее или корявее, даже больше или меньше размером!

Косвенная же, психическая и подсознательная зависимость таких изменений в том, что наклонность четко связана прежде всего с внутренним психо-эмоциональным и когнитивным фоном: при перемене наклонности меняется уровень сдерживающих факторов, критичности, внутреннего контроля, уровня волевого усилия при этом, общей динамичности, меняются акценты на большее напряжение или на большее расслабление, большую осмотрительность, внимание, концентрацию или большую спонтанность, ощущение большей внутренней свободы.

Почерк одного человека на разных языках

Что происходит, когда человек пишет на разных языках, возможно, почерк выглядит по-разному, но что же с личностью, можно ли ее опознать в таких почерках?

Однажды моей соотечественницей был задан следующий вопрос:


Я недавно была на собеседовании, попросили написать краткую биографию от руки (на иврите), делала это впервые, не знаю, какие результаты, поэтому очень волнуюсь. На вопрос к работодателю насчет того, что родной язык русский, может, написать на двух языках, получила ответ, что не важно, достаточно на иврите. Есть ли повод для волнений?


Дело в том, что это самая грубая ошибка, дилетантство – просить писать человека на неродном языке. Хорошо, если он много лет проживает в стране и молод – но и в этом случае необходимо писать на обоих языках. Похоже, тот работодатель, сам того не понимая, оказывает соискателям медвежью услугу. Ответственность графолога заключается в том, чтобы передать работодателю или тому, кто берет почерки для последующей проверки, образец почерка именно на родном языке, пусть и совершенно непонятном для работодателя или графолога!

Если человек пишет на двух или нескольких языках абсолютно естественно, натурально – анализ любого из них будет валиден и они будут совпадать между собой.

В случае, описанном девушкой, если на иврите у нее получается писать почти автоматически – причин для беспокойства меньше, чем при совсем неопытном письме, хотя риск расхождения в интерпретации (в худшую сторону) остается.

Предположим, что в почерках на двух разных языках все же не совсем равная автоматичность. В таком случае, хотя и писал один и тот же человек, будет заметна разница.

Там, где будут смотреть на оба почерка, есть шанс, что поймут, какой почерк естественнее и какой следует анализировать.

В случае если на анализ дан образец только на иврите, характеристики личности, скорее всего, будут в определенных вещах соответствовать действительности, но будет и что-то снижающее личностный уровень.

Неестественный почерк всегда выглядит либо несколько позой, либо демонстрирует меньшую способность контролировать себя и способность к самодисциплине. Что нежелательно как для соискателя, так, разумеется, и для работодателя.

Как я уже сказала, это будет не совсем полная противоположность: врожденные особенности, темперамент, витальность, ядро личности передадутся в обоих почерках абсолютно одинаково. Но вот в приобретенных качествах будет проглядываться определенная личностная незрелость.

Почерк левой и правой руки

Наш почерк несет информацию прежде всего не столько о простой моторике, сколько о глубинном: о нашей индивидуальности, о содержимом нашего подсознания, нашем темпераменте и присущих нам качествах личности и проблемах, именно поэтому не имеет решающего значения, чем человек писал: правой или левой рукой, ногой или даже ртом.

Предлагаю вашему вниманию случай из своей практики, когда анализировался почерк обеих рук человека, поскольку его автор практически одинаково владеет обеими. Разумеется, это не внесло путаницы в результаты анализа, а наоборот, было очень интересно обнаружить и удивиться, насколько вне зависимости от пишущей руки, почерк открывает ту же сущность своего хозяина!


Первый вопрос: Есть ли у меня какие-нибудь творческие наклонности, если это, конечно, видно из почерка? Расскажите.

Второй вопрос: Дело в том, что мне кажется уже не очень нормальным, что я постоянно в плену своей индивидуальности. Я с ней слишком ношусь и оберегаю. Главное, не делать, как делает большинство.

Главное не думать, как думает большинство. Дойдет до того, что все выйдут через дверь, а я вылезу через окно. Во мне какой-то постоянный внутренний разлад. А я хочу приблизиться к гармонии, хоть на чуть-чуть. Что делать?

У меня правая и левая рука развиты одинаково, я амбидекстр. Потому высылаю вам два образца, которые написаны правой и левой рукой, так как пишу с одинаковой частотой и той и другой.


1. По поводу способностей. После того как я изучила почерк, понимаю, что вопрос насчет них был задан не просто так! Перед нами образец почерка очень яркой и необычной личности. Не часто такую встретишь. Потому что (как показал почерк) по натуре это не только большой индивидуалист, но активный (внутренне протестующий) индивидуалист. У которого на все свой взгляд, но не просто из принципа, у автора почерка действительно нестандартное и оригинальное мышление. Оно многим может вставать поперек горла, оно – источник порой появляющихся то скепсиса, то некоторого цинизма или сарказма, чувства юмора, и это одна сторона медали. Другая – это врожденные способности: острый ум, быстрое и нестандартное восприятие вещей в жизни, потребность «не быть, как все!». Перед нами настоящий критик и аналитик.

Главные способности связаны с мыслительными процессами. Но сюда входит и еще один важный фактор – ненасытное творческое воображение, полет фантазии и вселенское любопытство. Таким образом, такому человеку подойдет все, что позволит самостоятельно мыслить и вести внутренний диалог (никогда не скучно быть наедине с собой и пообщаться с собой), но при этом то, что не было бы связано со слишком интенсивным и постоянным общением с другими людьми и необходимостью подстраиваться. Просто отличный потенциал, находка для... литературы! Ум, оригинальность мышления, порой вызывающие или спорные точки зрения, логика и последовательность одновременно с мощной интуицией... что еще нужно? Идти в бухгалтеры, секретари, менеджеры... Вы справитесь, но это будет стрельба из пушки по воробьям.

2. Отвечая на первый вопрос (поверьте, без какой-либо связи с этим вопросом!), по сути мы получили во многом просто-таки идентичную картину тому, о чем говорится во второй части письма! Значит, все не только так и есть, но автор почерка обладает еще и высокой внутренней критичностью, чтобы осознать и верно сформулировать свои особенности.

Итак, причина этого неприятия «массы» – это (уже упоминавшийся выше) внутренний протест. По почерку видно, что он сформировался не вчера, что он из далекого прошлого. Такой протест обычно является психологическим защитным механизмом личности, а также компенсацией подавляемого Я, индивидуальности, права на свое мнение и принятие решений, свою значимость, свое присутствие, потребность в уважении, в приятии себя такой, какая есть. Самое страшное – быть серым, безличным, пустым местом, и человек, которому не дали почувствовать обратного, не дали быть собой, неосознанно идет другим путем, чтобы доказать себе (и окружающим), что он есть он и имеет полное право быть таким и рассчитывать при этом на безусловное приятие, которого не было когда-то... Что делать? Одним словом, самореализоваться. Одной фразой, самостоятельно добрать самооценки и безусловного самоуважения. Тогда-то станет намного спокойнее и менее принципиально «выходить в окно».

Характер по почерку можно изучить с помощью науки графологии. Профессиональный графолог может многое узнать о личности человека по тому, как он пишет.

Однако и обычные люди, ознакомившись с ключевыми моментами графологии, смогут в общих чертах определить характер по почерку.

Графология - наука определения личностных качеств человека по его почерку.

Определяем характер людей по почерку

Графологи, как правило, для серьёзного анализа изучают несколько листов исписанных человеком.

Считается, что на первом листе человек пишет менее естественно, чем на последующих. Поэтому последние страницы длинных текстов представляют наибольший интерес, для того чтобы изучить характер по почерку.

Как определить характер по почерку? Прежде чем изучать характер по почерку, внимательно посмотрите на сам листок, на котором написан текст.

Листок может много рассказать о его хозяине:

  • Например, маленький лист бумаги с оборванными краями, следами жира или грязи говорит о том, что его хозяин с большой вероятностью неряха, растяпа и, возможно, жадина.
  • Большой, аккуратный, чистый лист бумаги часто говорит о щедрости и аккуратности, но также может быть свидетельством расточительности.

Размер

Определяя характер по почерку, учитывайте размер букв. Размер меняется с возрастом, а также в зависимости от текущего физического состояния.

  • Например, с возрастом и при утомлении написание слов становиться крупнее. Считается, что максимально достоверную информацию даёт почерк в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет.
  • Буквы среднего размера встречаются наиболее часто. Если вы наткнулись на такие буквы, изучая характер по почерку, знайте, что никакой специфичной информации о его обладателе они не дают.
  • Крупно написанные символы говорят о том, что у их обладателя есть лидерские способности. Такие люди эмоциональны и лёгкие в общении. Без проблем знакомятся и устанавливают новые связи.
  • Маленькие буквы говорят о целеустремлённости и сдержанности человека. Иногда они являются признаком скрытой и замкнутой личности.

Поля

Чтобы узнать характер по почерку, внимательно рассмотрите поля:

  • Люди, оставляющие узкие поля, часто обладают такими качествами, как бережливость. Иногда узкие поля могут говорить о мелочности автора. Чем уже поля, тем более ярко выражено качество бережливости, порой, оно может доходить до скупости.
  • Широкие поля, напротив, говорят о щедрости автора. Чем шире поля, тем больше вероятность того, что человек окажется не только щедрым, но и расточительным. Чрезмерно широкие поля также могут говорить о тщеславии, стремлении к роскоши и хвастовству.

Нажим пера

Изучая нажим можно узнать не только характер по почерку, но и эмоциональное состояние человека в момент письма. Чем сильнее были эмоции, тем сильнее нажим.

  • Сильный нажим характерен для энергичных людей и трудоголиков. Такие люди легко налаживают контакт с окружающими, обладают низкой степенью замкнутости.
  • Лёгкий нажим, напротив, характерен для людей, предпочитающих одиночество и спокойствие общению. Такие натуры часто бывают романтиками.

Направление строк

Изучая характер по почерку, внимательно рассмотрите как написаны строки:

  • Люди, склонные к частым переменам настроения и авантюрам, нередко являются обладателями «волнообразных» строк при письме. В некоторых случаях такие строки говорят о склонности автора к обману и изворотливости.
  • Прямые строки, написанные как по линейке, выдают людей рассудительных и сдержанных. Часто такие люди имеют адекватную самооценку и трезво оценивают свои возможности.
  • Строка, поднимающаяся вверх, говорит о том, что её автор .
  • Строка спускается вниз - автор, вероятно, пессимист или имеет заниженную самооценку.

Связанность элементов письма

Определяя характер по почерку, изучите связанность элементов письма:

  • Почерк человека, пишущего все символы связанно, говорит о том, что это прямолинейная личность с преобладающим логическим мышлением. Нередко такие люди предприимчивы и склонны к критике.
  • Люди с хорошо развитым образным мышлением часто пишут все буквы раздельно.
  • Если на письме обнаруживаются связки из двух или трёх букв, то это говорит об уравновешенности автора.

Форма письма

Определение характера по почерку включает в себя изучение формы букв:

  • Угловатые и острые символы. Если вы натолкнулись на такой стиль письма, изучая характер по почерку, знайте, что он часто бывает признаком эгоизма.
  • Округлые и плавные - характерный признак уступчивости и податливости. Такие люди бывают слишком лояльны, обычно им сложно достигать своих целей.

Наклон письма

Чтобы узнать характер по почерку обратите внимание на его наклон:

  • Слабый наклон влево говорит о том, что автор склонен критиковать других. Такая личность часто ставит свои интересы выше интересов других.
  • Если буквы сильно наклоняются влево, то это говорит об упрямстве автора и склонности считать свою точку зрения единственно верной.
  • Определяя характер по почерку, наиболее часто придётся сталкиваться с лёгким наклоном вправо. Такой наклон, как правило, ничего не говорит о пишущем. Так учат писать в школе.
  • Если буквы наклоняются вправо очень сильно, то автор - . Он целеустремлён. Часто такой наклон встречается у ревнивцев и людей способных очень сильно влюбляться.
  • Символы без наклона говорят об упрямом харкаете. Такие люди обычно хорошо продумывают свои действия, оценивают положение вещей и действуют наверняка.

Подпись

Изучая характер по почерку, особое внимание уделите подписи. Подпись даёт достаточно много сведений о характере её обладателя:

  • Если при определении характера по письму, вы наткнулись на обычную подпись, то есть у неё нет каких-либо дополнительных элементов, то это говорит о смелости и уверенности её обладателя.
  • Подпись содержит подчёркивание - автор предприимчивый человек.
  • Подпись имеет петельки - автор наблюдательный человек.
  • Подпись перечёркнута - автор импульсивный и активный человек.
  • Обведённая подпись - автор труслив или .
  • Отдельное внимание уделите заглавной букве, изучая характер по почерку:
  • Чем более замысловато украшена заглавная буква, тем сильнее у автора потребность в признании и внимании окружения.
  • Если изучая характер по почерку, вы увидите заглавный символ небольшого размера, то, возможно, строки принадлежат зажатому человеку.

Темперамент по почерку

Графологи считают, что можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент. Каждый темперамент имеет свои особенности письма:

  • Холерик. Для этого типа характерен наклон вправо. Знаки завёрнутые и запутанные. Нажим сильный. Расстояние между словами не одинаково.
  • Флегматик. Межбуквенные расстояния различные. Сами буквы жирные, но толщина их непостоянна.
  • Сангвиник. Часто сангвиники имеют красивый почерк. Буквы бегущие, размашистые. Строки неровные.
  • Меланхолик. Характерны неровные поля. Буквы танцующие, имеют длинные штрихи и чёрточки.

Личные качества по почерку

Определяя характер по почерку, можно также выявить некоторые качества человека:

  • Вспыльчивость. Для вспыльчивых людей характерны символы, поднимающиеся над строкой. Крючки последних букв слова опускаются ниже строк.
  • Чувствительность. Часто встречаются незаконченные символы, нажим неравномерный, присутствует наклон, буквы бледные.
  • Ум. Буквы не имеют декоративных элементов, наклон незначительный или отсутствует. Расстояние между словами одинаковое. Буквы среднего размера, округлые.
  • Глупость. Наличие необычных крючков. Различное расстояние между словами, нажим неравномерный. Заглавные буквы выводятся с большим старанием и оригинальностью. Письмо кажется пафосным.
  • Воля. Буквы связаны между собой. Нажим равномерный. Количество штрихов небольшое. Буквы отчётливые, письмо содержит очень мало украшений, округлое.
  • Хладнокровие. При неровных строках, как правило, последнее слово пишется точно на своём месте. Буквы аккуратные, расстояние между словами различное.
  • Уравновешенность. Вызывает ощущение, что все символы «сплетены». Почерк красивый, но изначально может показаться неразборчивым. Строки ровные.
  • Жестокость. Иногда буквы имеют подчёркивания. Обычно они старательно прописаны, крючковатые, сплюснутые, но выглядят грубыми и жирными.

Определяя характер по почерку, помните что человеку свойственно иметь сразу несколько качеств.

Внешность по почерку

Можно определить не только характер по почерку, но и внешность:

  • Низкий рост. Написание слов имеет штрихи, буквы вытянуты. Буквы кажутся размашистыми и стремящимися «вырасти». Буквы, заканчивающие слова, часто бывают прописаны не полностью.
  • Высокий рост. Буквы, как и в предыдущем случае, имеют штрихи, но не растянуты. Идут ровными рядами, похожи на забор. Не выглядит витиеватым, но при этом нетвёрдый. Нажим может быть неравномерным.
  • Средний рост. Характерна сжатость букв в начале строки. К концу строки буквы становятся реже. Последние символы могут быть написаны ниже строки.
  • Стройность. Знаки препинания вырисовываются мелко. Буквы бывают удлинёнными.
  • Полнота. Нажим на одной и той же букве неравномерен. Чаще более сильный нажим имеет вторая часть буквы. Могут попадаться неоконченные символы.
  • Блондины. Для светловолосых людей характерен разборчивый стиль письма. К концу строки буквы могут сужаться. Как правило, символы некрупные.
  • Брюнеты. Буквы приподняты над строкой. Заглавные могут иметь украшения. Все элементы старательно выведены и имеют красивую форму. Строки часто идут вверх.

Род занятий по почерку

Характер по почерку и внешность не единственное, что можно узнать о человеке из того, как он пишет:

  • Неровный, неаккуратный. Характерен для аптекарей, бизнесменов.
  • Отрывистый, скачущий. Характерен для людей, изучающих и работающих с языками.
  • Со множеством штрихов. Часто бывает у людей, занимающийся умственным трудом, профессоров.
  • Опускающийся. Характерная особенность поэтов, мечтателей, философов.
  • Вертикальный, простой. Особенность математиков и инженеров.
  • Волнистый. Свойственен творческим людям, художникам, скульпторам.

Данное утверждение - это об уверенности обывателя: «если я только захочу, я смогу все». Соответственно, он уверен, что сможет «изобразить» любую черту через нужные признаки или явления почерка. Почему бы нет, это слышится вполне логично.

И это было бы верно в том случае, если бы процесс письма и почерк - были бы лишь результатом работы мышц пальцев или проявлением чисто визуально-эстетическим. Но мелкой моторикой при письме в большей степени управляет подсознание.

Таким образом, считая, что при желании ему «подвластно все», человек ошибается. Во-первых, ему подвластна лишь та малая часть признаков, которыми можно управлять сознательно. Но и из них - единовременно удастся контролировать лишь единицы, пару-тройку признаков. Более того, самим фактом контроля человек уже ограничивает себя и проявит этот контроль в почерке.

Достаточно представить себе, как скованный и зажатый человек, веря в возможность «легко изобразить в почерке все, что угодно» - попытается писать быстро, спонтанно, транслируя релис, внутреннюю свободу, возможно, нитеобразность… Позитивной картины здесь мы вряд ли увидим, а вот странную, либо «небрежно-корявую» с некими зигзагами - возможно.

Часто у людей при искусственном усилии изобразить нитеобразность или спонтанность, наоборот, тяжелеет нажим. Это происходит потому, что вмешивается сознательное влияние.

И самое главное.

  1. Даже если графолог сразу не сообразит, в чем дело, в любом случае, такие почерки в стиле «а я еще вот как умею!» вызовут недоумение. Если цель в этом - она достигнута, Вы удивили специалиста и он поломает голову, что довело человека до жизни такой.
  2. Специалист, если он добросовестный и это полноценный анализ, не будет доверять случайному образцу, а тем более короткому отрывку в пару фраз. Анализируемому придется написать больше, в необходимых условиях, а также принести дополнительный материал, если есть, свой почерк в прошлом, выполнить графические тесты.
    Так мы полностью исключим случайный фактор.

Вообще, желание изменить почерк сродни тому, как вместо того, чтобы оставаться со своим привычным выражением лица, человек корчит рожи и спрашивает: «раз я могу и так, и этак, может все же я - вот такой? Или такой?».. Искаженная мимика затруднит написание портрета, и хотя кое-что останется при любом искажении,- понятно, что мимика изменена и что привычное лицо мы увидим, когда искаженность прекратится.

Специалисты Школы научного графоанализа Инессы Гольдберг

Сайт Школы научного графоанализа и Графологического Агентства Инессы Гольдберг www.grafologia.co.il

Представительство Школы научного графоанализа в Москве Графология- MSK www.grafologia-msk.ru

Существуют почерки, визуально очень схожие. И человеку, не подготовленному профессионально, на первый взгляд они могут показаться практически одинаковыми. Но это далеко не так. В природе нет двух одинаковых людей, как и двух одинаковых почерков. Это как смотреть на близнецов: для человека, который их не знает, внешне они кажутся одинаковыми и чтобы отличать одного от другого понадобится немало времени. Зато родители и близкие им люди сделают это без труда, не вглядываясь в мелкие, порой едва заметные различия, такие как: родинки, шрамы, элементы одежды. Точно так же и для графолога очевидны даже самые мелкие детали, тонкости характера и поведения человека. Личность человека индивидуальна, многогранна и неповторима. Но тогда возникает абсолютно естественный вопрос – «У меня несколько разных почерков. Что это значит?» Получается, что некоторые люди многолики и способны меняться как хамелеоны? Давайте разберемся.

Причины этому могут быть разными и кроются в глубинах личностных особенностей, мировосприятия, самоощущения. Личность человека, обладая индивидуальностью, сама по себе, изменчивая и гибкая. Она адаптируется в меняющихся обстоятельствах. Соответственно и почерк следует за этими изменениями. Ведь наша манера писать непосредственно связана с деятельностью головного мозга, передающего сигналы остальным органам, в т.ч. и руке во время письма.

Так или иначе, имея разные почерки, человек ощущает себя некомфортно, он примеряет всевозможные образы, постоянно пытаясь казаться не тем, кто он есть. Но истинное лицо спрятано. Напоминает театр одного актера, с множеством костюмов, париками, гримом и разными ролями, где его истинного лица не знает никто, даже сам путается в том, какой на самом деле. Это часто свойственно в подростковом периоде, поскольку человек ищет себя, склонен к перемене настроения, поведения, желаний.

Но в зрелом возрасте приводит к абсолютно противоположному эффекту, поскольку самодостаточный и свободный внутренне человек никогда не станет обращать внимание на форму почерка. Люди, пишущие разными стилями и ведут себя неоднозначно, в разных обстоятельствах по-разному. К примеру, в одном коллективе, они подстраиваются и кажутся более открытыми, общительными, спокойно и без стеснений разговаривают на любые темы. Там же, где им некомфортно, включаются защитные механизмы и сильно меняется поведение.

Распространено и убеждение, что если поменять наклон, размер или написание каких-либо букв, то это уже совсем другой почерк, а следовательно, и писал другой человек. Визуально, возможно, так и есть. Но настоящего профессионала трудно обмануть, т.к. меняется лишь уровень общей динамики, внутренней свободы или сдерживающих факторов, критичности, напряжения или расслабления, осмотрительности, внимания, концентрации или большей спонтанности.

Давайте обратимся к примерам

1. Несколько вариантов почерка у одного человека

муж., 30 лет, правая рука

Этот почерк достаточно гибок, обтекаем, спонтанен в движении, со здоровой нитеобразностью. Штрих тонкий, легкий, остроконечный. Здесь развита интуиция. Человек общителен, легко идет на контакт, открыт новому, ощущает себя в «своей тарелке». Обладая гибкостью, легко приспосабливается и выходит из стрессовых ситуаций. Гирлянды говорят о социальной направленности, чувственной потребности, несмотря на то, что обладатель данного почерка – мужчина. Он достаточно умен, интересен, у него хорошо развиты вербальные способности, легко находит общий язык с женским полом. Мягок, неконфликтен.

В этом образце почерка виден больший релис (расслабление), контроль и нажим ослабевают, а буквы увеличиваются в размере. Увеличивается и их ширина, и расстояния между ними. Ухудшается читабельность. Т.е. человек дает волю интуитивному началу, полагаясь на внутренние сигналы.

Здесь же уменьшается размер, сужается средняя зона, в некоторых местах выпрямляется наклон. Почерк более собран, утяжелен, появляется контроль, проявляется и сенсорное восприятие, становится видна необходимость чувствовать самому, прикасаться, убеждаться. Появляется доля обсессивности, сдержанности, монотонности. Человек начинает себя сдерживать, пытается обдумывать, рационализировать и отойти от естественного и интуитивного восприятия ситуации.

На этом примере виден еще больший контроль по сравнению с предыдущим, неоднородность размера, почерк становится уже, расширяются расстояния между буквами. Все это говорит о еще большей попытке концентрации, но уже на себе самом, основательной попытке обдумывания и просчета ходов.

Несмотря на то, что эти почерки с визуальной точки зрения покажутся абсолютно разными и можно подумать, что принадлежат разным людям, тем не менее, это писал один и тот же человек, сущность, «глубина» которого – неизменна. И если отделить наносное, меняющиеся признаки, то вполне реально разглядеть истинное лицо, скрывающееся за этими, казалось бы, разными образцами. В основе его личности лежит этическое, чувственное восприятие мира. В нем много терпимости, гибкости, психологичности. Человек все пропускает через себя, повинуясь чувственным порывам. По складу, безусловно, он гуманитарий, имеет все данные к изучению иностранных языков, направлен на социум. Ему важно общение, быть в коллективе и т.п.

2. Почерк в целом весь неоднородный

Бывает и так, что почерк в целом очень изменчив, неоднороден. Человека как бы мотает из стороны в сторону, он подвержен частым сменам настроения, желаний, внутренних порывов и мотивации. Однородность – есть степень постоянства как в почерке, так и в жизненном поведении, адаптации. Идеального постоянства не будет никогда, но если идет перевес в сторону неоднородности – по мере письма постоянная смена наклона, размера и ширины букв, расстояний между строками и словами и т.п., — то можно говорить о потере внутреннего контроля, непоследовательности.

муж., 22 года, правая рука

Здесь видны сильная неоднородность, крупный размер, пропадание нажима, большое количество исправлений, зудящее движение. Перед нами человек непредсказуемый, подверженный перепадам настроения. Необходимость быть окруженным защищающими социальными рамками, чувствовать заботу и понимание сменяются сосредоточением на внутреннем диалоге с самим собой. Ему трудно дается принятие решений, колеблется в отношении своих целей.

3. Неоднородность за счет интуитивного начала

Интуиция позволяет схватывать информацию «извне» на уровне подсознания целостной картинкой. Это непосредственное заглатывание информации, где без включения какого-либо механизма делается выбор, принимаются решения. Но, если она находится в доминирующей позиции, то зачастую это приводит к неоднородности, начинают петлять строки, парить над линией строки, из них «выбиваются» отдельные буквы, становятся видны колебания наклона.

муж., 33 года, правая рука

В данном образце доминирует сильная нитеобразность, пропадает нажим. Форма оригинальная, нитеобразная. Буквы абстрактные, обедненные и трудночитаемые. Почерк гибкий, обтекаемый, неоднородный, нечитабельный. Хорошо развито интуитивное восприятие. Но за счет отсутствия нажима почерк течет как бы сам по себе, инертно. Человек безразличный, отстраненный, говорит и выражается витиевато, преследуя свои цели. Не любит рамки и правила – живет как считает нужным, как удобнее ему. Не эмоционален и не зависим от мнения окружающих.

4. Почерк, меняющийся по мере письма на листе — несколько стилей в одном

Когда человек начинает писать одним стилем, а заканчивает уже другим. Как правило, в этом случае присутствует и общая неоднородность (см.п.2). Это говорит о внутренних столкновениях и большой неустойчивости. У человека происходит конфликт самовосприятия и самооценки, он не может найти покоя, нестабилен, уязвим.

муж., 30 лет, правая рука

Здесь бросаются в глаза неоднородность почерка в целом и смена стилей. Рыхлый, мажущий штрих, перепады в нажиме, вплоть до исчезновения в некоторых местах. Акцент на форму. Движение беспокойное, зудящее. Сильный контроль. Этому человеку свойственно жить в удовольствие, наслаждаясь полнотой жизни, он любит комфорт, удобства. Очень переменчив, загружен своими мыслями, внутренними эмоциональными состояниями. Остро нуждается в общении, заботе, важно, чтобы кто-то был рядом. Пытается все контролировать, т.к. чувствует, что так надежнее и спокойнее.

5. Психологическое неблагополучие

Неоднородность форм, размера, наклона зудящее движение и т.п. очень свойственны подростковому, переходному периоду на этапе формирования личности, когда происходят гормональные изменения. Но во взрослом возрасте часто приводит к психологическим проблемам и неблагополучию, когда человек причиняет «ущерб самому себе». Это может говорить, как о депрессии, так и о большом количестве страхов, законтролированности, чувстве вины и т.п. В этих случаях будут видны «надломленности» — мелкие сбои на какой-либо детали в букве (будто человека толкнули, хотя это не происходило), резкие перепады в нажиме, а так же ряд других признаков.

жен., 24 года, правая рука

В этом примере отчетливо различимо большое количество углов, негибкость, узость средней зоны, маленькие расстояния между словами и строками, неоднородность. Много изломов, перепады в нажиме, царапающий, жесткий штрих. Перед нами человек, мыслящий конкретно, сенсорного типа. Ей необходимы точные и четкие указания и инструкции. На лицо множество внутренних конфликтов, раздражение, беспокойство, упрямство. Попытки жесточайшего самоконтроля при склонности поддаваться внезапным внутренним порывам. Ей кажется, что ее несправедливо обидели, поэтому копит внутри прошлые обиды. Нуждается в заботе, надежности, поддержке и понимании. Болезненно воспринимает критику.

6. Ложные различия

Бывает и так, что человек считает, что может писать разными почерками, но на самом деле эти изменения не столь значительны.

Перед нами почерк с искаженной формой букв, плохой читабельностью. Здесь много углов, узкая средняя зона. Спазматичное, сбивчивое движение. Много исправлений, «улиток» — центрипитальных накручиваний в буквах. Перед нами человек, сосредоточенный на себе, на своем внутреннем мире, очень недоверчивый, постоянно ожидающий негатива со стороны других.

Мы видим «два варианта» почерка одного и того же человека, где изменения небольшие. Но, тем не менее, их обладатель считает, что отличия существенны. Признаки остаются те же. Во втором образце лишь явное пропадание нажима. Это своего рода попытка показать некую креативность и легкость автором почерка.

7. ВременнАя изменчивость

Почерк может меняться и в течение дня, в зависимости от настроения, самочувствия, каких-то личных, внутренних перемен — к примеру, Вы прошли «курс молодого бойца» или тренинг «личностного роста». Но это далеко не кардинальные изменения, поскольку почерк трехмерен и обладает глубиной, которая включает в себя ряд устойчивых признаков, не очень заметных непрофессиональному специалисту, таких как: движение, штрих, нажим и т.п., поэтому и основная суть человека, его «глубина» всегда остается неизменной.

Но временнЫе колебания личности вовсе не означают большую внутреннюю перемену. Человек склонен меняться, развиваться, попадать в стрессовые и конфликтные ситуации, порой, по независящим от него обстоятельствам. И реагировать на них он может по-разному, в соответствии со своим темпераментом, внутренним складом, мировоззрением, мышлением.

Ирина Бухарева, эксперт-графолог.

Болезни и